Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

10 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
3 декабря 2010, 10:00 • Авторские колонки

Наталья Радулова: Никакого праздника

Наталья Радулова: Никакого праздника

Застывший гнев. Так Фрейд определял депрессию. Может, потому женщины, согласно статистике, и страдают депрессиями в несколько раз чаще, чем мужчины, что проявлять гнев и недовольство для них считается крайне неприличным?

«Никакого праздника» так называется видео, которое на данный момент лидирует по количеству просмотров на YouTube Россия. Видеоролик короткий – неизвестная девчушка-первоклассница жалуется корреспондентам одного из телеканалов, которые 1 сентября приехали в ее школу, чтобы снять репортаж: «Никакого праздника! Меня сначала закрыли! Потом шарик не дали! Ничего нельзя! Нас со всеми, которые читали стихи, выгнали туда! А вы все стоите! Вот так глаза раскрыли и смотрят!» Первоклассница говорит это так эмоционально, почти со слезами, что сразу становится понятно – все случившее действительно является для нее трагедией.

У нас внутри кипят подавленные страсти, они рвутся наружу, но мы боимся хотя бы признать этот факт

Большинство зрителей восприняли этот сюжет так, как, наверное, и должны его воспринимать взрослые, цивилизованные личности – с сочувствием и умилением. Уж больно трогательная эта девочка. И каждому, кто был первоклассником, в принципе понятно, как это обидно, когда остаешься без шарика. Когда в самый главный день твоей маленькой жизни тебя сначала где-то закрывают, потом выгоняют, не ценят совершенно твои стихи. И нет никого рядом из взрослых, кто бы помог, заступился, отстоял твои права на праздник. Даже представители СМИ глаза раскрыли и смотрят. Где справедливость?

Но нашлись и те, кто осудил поведение девочки. Немало было откликов вроде: «Истеричка! Вот из таких потом и вырастают злые тетки!» А гражданин, подписавшийся как Изя Кайфман, прямо выразил мнение этой группы экспертов: «Истерики лучше не устраивать, лучше культивировать в себе женщину и женские черты характера».

Эти люди искренне убеждены в том, что детям, особенно – особенно! – девочкам не позволительно так искренне демонстрировать свои эмоции. Нельзя быть недовольными, это некрасиво. Куда смотрят родители этого ребенка? Почему они не научили ее, что девочка должна  терпеть, уступать, прятать свой гнев? Что это за манера такая – требовать обещанное? Кто ей позволил? Эдак она вырастет и начнет на работе характер проявлять или дома? Мужу будет высказывать все, что думает? Ужас какой.

Общество не разрешает женщине быть «плохой девочкой». С детства нас учат, что мы должны всегда щебетать, как пташки. Улыбаться, кивать, быть всегда благодушными, в крайнем случае – сдержанными. Всегда. Каждую минуту. Это те самые требуемые обществом женские черты характера, о которых говорил Изя. Причем говорил раздраженно – Изя даже яростно спорил со своими оппонентами, позволяя себе все то, чего не позволил девочке.

Я не осуждаю Изю. Потому что злиться – нормально. Это часть человеческой сущности. Мы злимся, радуемся, плачем, смеемся, обижаемся и прощаем. В разных ситуациях мы испытываем разные чувства и показываем их. Это вполне по-человечески. Не по-человечески – требовать от других проявлять только одну эмоцию. Купи себе робота, Изя. Купи себе робота, запрограммируй его на вечную улыбку Моны Лизы и прекрати относиться к реальным, живым женщинам как к механическим игрушкам.

А тем барышням, которые тоже оказались недовольны поведением маленькой девочки: «Фу, это неприлично!» я хочу напомнить, что нельзя загонять вглубь свои истинные чувства. Нельзя молча стоять и глотать обиду, если у тебя отобрали праздник. Отстаивайте свои права, высказывайте свое недовольство, если надо, то и в микрофон. Не бойтесь показаться кому-то склочными или истеричными. Потому что любая подавленная обида рано или поздно вырвется наружу, и все будет еще хуже. «Все угнетенное ищет лазейку вовне – это закон подсознания, пишет Лора Мартин, автор книги «Женщина на грани нервного срыва». – Почему в нашем поколении столько женщин страдают неврозами и сидят на антидепрессантах? У нас внутри кипят подавленные страсти, они рвутся наружу, но мы боимся хотя бы признать этот факт».

Нас принуждают отказываться от гнева. Если мальчикам еще разрешают быть ершистыми, неудобными, агрессивными: «Да, этот парень с характером», то девочку, позволившую себе подобное, тут же одернут, напомнив о ее половой принадлежности: «Ты же девочка! Будь мягче, ласковее». Девочка должна дружить со всеми, сохранять мир любой ценой, делать и говорить всем только приятное. С тех самых пор, как заговорила, и до смерти.

И это становится нормой, когда девочки из года в год учатся отгораживаться от своих настоящих эмоций, «культивируя в себе женщину». Учатся молчать и улыбаться, кипя внутри от негодования. В конце концов, они вообще перестают понимать, что им нравится, а что нет. Где их истинные желания, а где – навязанные.  Такие дамы сами боятся своего гнева, не разрешают ни себе, ни другим женщинам его испытывать. И первыми бросаются на тех неопытных и маленьких, кто еще не научился врать, а только искренне возмущается: «Ничего нельзя!» «Да-а, шипят они. – Чем ты лучше нас? Ничего нельзя! Никакого праздника!»

..............