Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

27 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
12 ноября 2010, 12:00 • Авторские колонки

Иван Давыдов: Человек и арматура

Иван Давыдов: Человек и арматура

Месяца примерно полтора назад в дорогое московское заведение вошла девушка. Она, как впоследствии выяснилось, была журналисткой, но к тому, что будет сказано ниже, это никакого отношения не имеет.

Вошла, услышала неоднозначный, с использованием слова «жопа», комплимент в свой адрес, остановилась, вежливо уточнила, не зарывается ли молодой человек. И получила пулю в ногу.

Вдруг понадобились символические жесты, подтверждающие статус. Чтоб холопы в ноги кланялись, когда барин по трассе едет. Чтобы пороть на конюшне, если слово супротив

Молодой человек, хозяйчик из средних, с правильными связями, родителями и ксивами, защитил таким образом свою честь. От зарвавшейся холопки, которая приехала не на сверхдорогой иномарке, которую не сопровождала охрана, которая, следовательно, никакого права не имела переспрашивать, что господин сказал. А переспросив, унизила его настолько, что только немедленная и жестокая кара могла принести его страдающей душе успокоение.

В этом случае нет ничего выдающегося. Человек переходит дорогу, не пропуская автомобиль. Водитель выскакивает и расстреливает пешехода из травматики. Офицер каких-то там силовых структур со смаком описывает в блоге, как приложил хоботом о капот хорька, не пропустившего транспорт со спецсигналом. Коллеги и сочувствующие аплодируют. Трепетная дева в фитнес-клубе, оценив недостаточно дорогой костюм соперницы, хлещет зарвавшуюся чернавку по сусалам. Ногой, что характерно.

Вы сами все это читали, и это неприятно пересказывать.

О возвращении России в сословность, из XXI века – едва ли не в увечный XVII, написано достаточно. Но сейчас можно констатировать новый интересный момент: граждане, ощущающие себя представителями высших каст, уже не довольствуются банальной возможностью больше и качественней потреблять. Им вдруг понадобились символические жесты, подтверждающие статус. Чтоб холопы в ноги кланялись, когда барин по трассе едет. Чтобы пороть на конюшне, если слово супротив. Ну а поскольку конюшни есть не у всех, можно арматурой в подъезде или в ногу из травмы. Даже эффектней.

Непонятно, откуда все это пошло. Может, дело в том, что некогда российские власти, не сумев по-иному замирить некий мятежный регион, позволили ему сползти в средневековье. И представители элит немятежных, засмотревшись на диких баронов, начали копировать их повадки. Просто потому что зверем быть хоть и опаснее, но проще. Потому что легче самому опускаться, чем кого-то пытаться куда-то поднять.

Разница между  гопником у подъезда и преуспевающим джентльменом в дорогом пиджаке  нивелируется (Фото: ИТАР-ТАСС)

Разница между гопником у подъезда и преуспевающим джентльменом в дорогом пиджаке нивелируется (Фото: ИТАР-ТАСС)

Или причины другие, и это, например, герои-силовики, вытесненные в 90-е на улицы разбитых фонарей, где они на ржавом козлике советского еще производства пытались поймать откормленных бандитов в новеньких джипах, вдруг осознали, что они теперь – на гребне волны и могут обзаводиться уже не только джипами, но заводами, пароходами и так далее. И принесли в новый мир память о старых унижениях и архаичную воинскую культуру, плохо отличимую от субкультуры блатной. А уже к ним потянулись и просто люди обеспеченные, охотно воспроизводя систему ценностей новых хозяев. Чтобы не растерять ощущение собственной успешности, например, не отличаться от тех, кто по-настоящему крут.

И, кстати, социологи давно отметили: рано или поздно низы с неизбежностью воспринимают ценности элит, но в России значительная часть населения и без того живет в увечном XVII веке, а наличие мобил, телевизора и заменяющей кистень биты еще не делает XVII век XXI. То есть и воспринимать ничего не надо, разница между гопником у подъезда с вечным вопросом «Ты на кого сейчас дерзко так смотришь?» и преуспевающим джентльменом в дорогом пиджаке нивелируется. Вернее, она только в том, что гопник сам ринется защищать свою честь, а джентльмен наймет гопника. Смысл жизни для них – в демонстрации собственного статуса посредством унижения другого. А кусок арматуры – самый надежный аргумент.

И я ни капли не удивлюсь, если громкое дело Олега Кашина*, в котором так легко изыскивать политическую подоплеку, сведется в итоге к тому, что журналист просто на ногу наступил в ресторане какому-нибудь представителю высшей касты с гипертрофированным самомнением. А поскольку сел потом в такси, а не в «Лексус», поскольку ходил без охраны – значит, можно и нужно калечить, чтобы только восстановить поруганную честь. Потому что иначе – пацаны не поймут, да и сам спокойно не заснешь.

И – вывод может показаться внезапным – знаете, что все это означает?  Это означает, что стране просто жизненно необходима модернизация. Либо мы вернем себя усилием воли в XXI век, либо сползем во всеобщую дикость и друг друга перережем. Но модернизировать стоит прежде всего головы. Можно сто миллиардов долларов закопать в безбрежные пустыни «Сколково», даже не украв при этом ни копейки, можно каждому гражданину РФ раздать по айфону и принудительно завести твиттер, можно купить на Западе мильон ученых посговорчивей, запереть их в изысканном тереме и заставить изобрести какую-нибудь очень нужную для крестьян машину. Но пока в головах у людей – война, полублатные-полувикинговские, что ли, представления о чести, статусе, способах ее защиты и его демонстрации, пока, допустим, суд в 90 случаях из 100 решает, что виноват не тот, кто виноват, а тот, у кого нет правильной корочки или правильного папы, или сотни тысяч лишних долларов, – во всем этом смысла нет. Проще теми же деньгами топить печи в котельных – хоть какая-то будет польза, погреемся.

Россию необходимо любыми средствами вытащить из средневековья, в которое она проваливается. Мы там были уже два раза – один раз с соседями вместе, хоть и дольше прочих, один раз – по собственной воле совсем недавно. Все, больше не надо, хватит. Слишком серьезно наш народ за это платил.

P. S. Вообще-то, планировалось, что мои колонки для ВЗГЛЯДа будут о взаимоотношениях между людьми, конкретно – мужчинами и женщинами. Так вот, эта колонка – именно про женщин. Все, что выше, – это к ним, к вам, то есть, открытое письмо. Ни на себя, ни на прочих мужчин государства, ни на власть, ни на высшие силы особой надежды нет. Но вы – мы так любим над вами смеяться и еще будем, любим кивать на вашу диковатость, странную логику и невероятные представления о мире, – но вы как раз куда более современные, чем мужчины, люди. В любом мужчине, несмотря на всю его мифическую рациональность, дремлет скот, и даже в самом рафинированном – не особенно крепко.  Вам нужнее современность, вам непонятна эта тяга рисковать собой и уродовать других ради вовсе эфемерных целей и ценностей. Вы дорожите современностью, потому что она комфортней. Вы лучше. И если вы своих мужчин не остановите, не поможет уже никто.

Ну а методы есть, не мне вас учить, я, чай, не Аристофан.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом