Борис Акимов Борис Акимов Вихри истории надо закручивать в правильном направлении

Россия – это особая цивилизация, которая идет своим путем, или Россия – это такая недо-Европа, цель которой войти в этот самый европейский дом?

6 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем Ватикан бросил вызов западной элите

Трещина между Ватиканом и западной элитой, которая отчетливо поползла после отказа папы становиться «капелланом НАТО», усилилась после недавнего призыва «начать переговоры» в отношении конфликта на Украине, теперь обозначилась самым явным образом.

5 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Запад всегда был против России

Алекс Токвиль, французский государственный деятель и политический философ первой половины XIX века, предсказывал, что не пройдет и столетия, и Россия – если дать ей свободно развиваться – по своему национальному богатству обгонит всю совокупную Европу.

18 комментариев
29 октября 2010, 17:00 • Авторские колонки

Кирилл Бенедиктов: Можем, если захотим

Кирилл Бенедиктов: Можем, если захотим

Давно замечено: о хорошем писать куда сложнее, чем о плохом. Надо удивляться не тому, что половина испытательных пусков «Булавы» окончилась провалом, а тому, что семь раз из четырнадцати «Булава» была запущена успешно.

Любое негативное явление, если разбираться как следует, имеет множество граней. Как было с делом Егора Бычкова (который, кстати, до сих пор сидит в СИЗО – приговор ведь никто не отменил!) – началось все с конкретного несправедливого процесса в Нижнем Тагиле, а потом уже всплыли чудовищные цифры по наркозависимым на Урале и по стране в целом, проблема симбиоза правоохранительных органов и наркомафии, продажность прокуратуры и т.д. и т.п.

Помимо всего прочего (новые рабочие места для квалифицированных специалистов, новые госзаказы для ВПК) это означает, что Россия вернет себе статус одной из крупнейших морских держав мира

А вот если хочешь написать что-то о хорошем, позитивном, радующем сердце, тут же понимаешь, что любой стиль, кроме сухого телеграфного, тебе заказан.

Это в сказочные советские времена дикторы по телевизору ободряли сограждан: наши хлеборобы вырастили на миллион тонн больше зерновых, чем в прошлом году! Наши металлурги выдали на-гора столько-то тонн чугуна и стали! Пущены в действие новые домны, вышли на поля новые комбайны! Наши космонавты установили новый рекорд пребывания в космосе!

И было уже не так важно, что подвиги хлеборобов и шахтеров никак не влияли на простую человеческую жизнь. Что в магазинах стояли длинные очереди за сыром и колбасой (и того и другого по два сорта). Что символом материального достатка для большинства советских граждан оставался автомобиль «Жигули» и щитовой домик на шести сотках, засаженных картошкой.

Это было неважно, потому что советский человек с детского сада был приучен мыслить позитивно.

«Зато мы делаем ракеты, и перекрыли Енисей, и даже в области балета мы впереди планеты всей». Кто-то, конечно, воспринимал эти слова как сарказм, но все же они довольно точно отражают мировосприятие советского человека.

Потом все изменилось.

В магазинах появилась сотня сортов колбасы и неисчислимое разнообразие сыров. Улицы наших городов заполонили иномарки, а сиротские дачные домики уступили место трехэтажным кирпичным виллам. Стада офисных манагеров привыкли тратить по четыре часа в сутки на дорогу от дома до работы и обратно, по пятницам играть в боулинг, зимой отдыхать в Таиланде, а летом в Турции.

Наступила нормальная буржуазная жизнь.

Но что-то мешает радоваться этой новой реальности.

Может быть, то, что в ней живут далеко не все.

По данным последнего опроса фонда «Общественное мнение», у половины наших сограждан доход не превышает 10 тысяч рублей (а у 14% он ниже 5 тысяч). Официальная статистика считает, что за чертой бедности живут в России всего лишь 13%, но это, по-моему, лукавство. По-моему, 10 тысяч рублей в месяц – это и есть вполне реальная бедность (вычтем отсюда квартплату и расходы на транспорт – сколько останется? Ровно столько, чтобы весь месяц питаться картошкой, молоком и хлебом).

В ситуации, когда половина страны с трудом сводит концы с концами, искренне радоваться как-то не получается.

Может быть, поэтому хорошие новости воспринимаются скептически. Писать о хорошем становится все труднее.

Позволишь себе излишний пафос – все, что ты хотел сказать, прозвучит фальшиво.

Подпустишь иронии – читатель решит, что ты держишь фигу в кармане. Вроде бы о хорошем пишешь, а на самом деле подмигиваешь: смотри, брат читатель, не верь мне!

Вот и выходит, что о проблемах и болячках можно писать много и подробно, а о позитиве, столь редком в нашей жизни, – коротко и сухо.

Это все была присказка, а вот теперь коротко и сухо о главном.

Боевые блоки ракеты в установленное время поразили цель на полигоне «Кура»(Фото: Reuters)

Боевые блоки ракеты в установленное время поразили цель на полигоне «Кура» (Фото: Reuters)

Сегодня в 5.10 утра по московскому времени тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской» под командованием капитана первого ранга Олега Цыбина произвел из акватории Белого моря успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Булава». Боевые блоки ракеты, выпущенной «Дмитрием Донским» из подводного положения, в установленное время поразили цель на полигоне «Кура» на Камчатке.

К этому можно добавить, что накануне были проведены учебные пуски сразу трех межконтинентальных ракет – моноблочной стратегической баллистической ракеты РС-12 М «Тополь», стратегической баллистической ракеты РСМ-50, несущей несколько боевых блоков и запущенной с АПЛ «Кальмар», и хорошо известной «Синевы» жидкостной баллистической ракеты подводных лодок третьего поколения. Все пуски, за которыми из Центрального командного пункта войск Воздушно-космической обороны наблюдал президент России Дмитрий Медведев, прошли успешно – ракеты с исключительной точностью поразили свои цели.

Но между вчерашними пусками и сегодняшним полетом «Булавы» есть существенная разница. Разработка «Тополей» началась еще в середине 70-х годов прошлого века, а летные испытания были закончены в 1987 г. Ракету РСМ-50 стали разрабатывать еще раньше, а принята на вооружение она была в 1977 г. И даже относительно новая «Синева» (29РМУ2) является усовершенствованием ракеты Р-29РМ, принятой на вооружение в 1986 г.

В отличие от этих ракет, «Булава» является принципиально новой разработкой. У нее нет предшественников в советском ВПК, она не является модификацией ракеты, спроектированной и изготовленной в Советском Союзе. По сути дела, это первая межконтинентальная баллистическая ракета, разработанная в постсоветской России.

Потому-то и было так обидно, когда испытания «Булавы» раз за разом заканчивались неудачно. Из четырнадцати испытательных запусков успешными или частично успешными оказались только семь (включая сегодняшний и предыдущий, состоявшийся 7 октября). То ракета отклонялась от курса и падала в море, то отказывал двигатель третьей ступени и «Булава» самоликвидировалась в воздухе. Один из неудачных пусков в декабре 2009 г. обернулся красочными атмосферными эффектами, которые в Норвегии приняли за НЛО. Проект уже были готовы признать безнадежным. После очередного «облома» в июле 2009 г. (нештатно сработала первая ступень «Булавы») в отставку подал ее генеральный конструктор и директор Московского института теплотехники Юрий Соломонов. Его сменил  гендиректор Московского машиностроительного завода «Вымпел» Сергей Никулин, чье назначение вызвало удивление многих экспертов – «Вымпел» считается заводом третьего уровня в отраслевой кооперации, и его влияние на проект было минимально. Однако, судя по всему, рокировка была политической: Никулин оставил Соломонова на посту генерального конструктора, и работа была продолжена.

#{weapon}Тут надо отметить, что Соломонова обвиняли в провале «Булавы» очень многие. «В действительности, конечно, Соломонов виноват. И он отвечает за свои собственные ошибки в первую очередь», объявил «военный эксперт» Павел Фельгенгауэр (по образованию – биолог). Другие эксперты без обиняков предлагали «сажать» генерального конструктора. Сам же Соломонов, уйдя с поста директора МИТ, выпустил книгу «Ядерная вертикаль», где впрямую обвинил военную и промышленную бюрократию в неудачах, преследующих «Булаву».

Бесконечные совещания, по итогам которых даже не выпускались протоколы, непрофессионализм людей, принимающих решения, нежелание объективно оценивать проблемы, стоящие перед российской «оборонкой», все это красочно и подробно описано в книге Соломонова. И опровергнуть это трудно: действительно, российский ВПК по сравнению с советским – это измученный многочисленными болезнями инвалид. Чего стоят хотя бы рейдерские захваты предприятий, имеющих стратегическое значение для обороны страны! Только чудом был предотвращен такой захват завода «Электросила» в Петербурге, а ведь этот завод производил двигатели для подводного флота. В 2007 г. была проведена рейдерская атака на Пермский пороховой завод, выпускающий топливо для ракетных комплексов, в том числе и для «Булавы». Правда, проведена она была не руками бандитов или силовых структур, как это часто бывает, а руками госкорпорации – «Роспрома».

Пермский пороховой завод возглавлял высококлассный специалист Геннадий Кузьмицкий, работавший в отрасли более сорока лет. Летом 2007 г. Роспром волевым решением уволил Кузьмицкого и прислал на его место некоего господина Мелентьева, бывшего ранее директором обанкроченного предприятия. Прошло несколько месяцев, и г-ну Мелентьеву было предъявлено обвинение в мошенничестве – по версии следствия, он, действуя в сговоре с «неустановленными лицами», похитил 17 миллионов рублей, перечислив их с расчетного счета Пермского порохового завода на расчетный счет некоего московского ООО «СтройРегион», якобы в счет оплаты кредиторской задолженности перед Котласским электромеханическим заводом.

Сам Мелентьев объяснял это тем, что Роспром специально поставил его директорствовать на Пермском заводе, чтобы «погашать огромные долги». Правда, тот факт, что деньги, ушедшие со счетов завода, растворились где-то в туманных оффшорных далях, объяснить он не мог никак.

И таких случаев в российской оборонке десятки.

В подавляющем большинстве случаев объектами таких рейдерских захватов становятся успешно работающие предприятия.

Многие из них являются объектами стратегического значения.

Многие входят в схему производственной кооперации, обеспечивающую успех проектов, подобных «Булаве».

В этой ситуации надо удивляться не тому, что половина испытательных пусков «Булавы» окончилась провалом, а тому, что семь раз из четырнадцати «Булава» была запущена успешно.

Некоторые так называемые «военные эксперты», такие как Александр Храмчихин, исправно пугающий нас «китайской угрозой», или обвинявший Россию в нападении на Грузию Павел Фельгенгауэр, без колебаний объявили проект «Булава» бесперспективным и провальным. Особенно умиляет аргументация Храмчихина: «Сама концепция унификации сухопутной и морской ракеты была порочной, даже американцы такого никогда не делали при всем их стремлении к экономии. Таких прецедентов не было ни у кого и никогда. Морские и сухопутные ракеты живут в совершенно разных условиях, особенно разнятся у них условия старта. Из морской ракеты сухопутную, наверное, сделать можно, а вот обратно – вряд ли кому-нибудь удастся».

То есть этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. И если уж сами американцы не смогли, куда нам с нашим свиным рылом в калашный ряд!

Сегодня тяжелый атомный ракетный подводный крейсер «Дмитрий Донской» произвел успешный пуск ракеты «Булава» (Фото: sevmash.ru)

Сегодня тяжелый атомный ракетный подводный крейсер «Дмитрий Донской» произвел успешный пуск ракеты «Булава» (Фото: sevmash.ru)

Безусловно, Александр Храмчихин знает о баллистических ракетах гораздо больше, чем академик РАН, доктор технических наук, заслуженный изобретатель СССР Юрий Соломонов, прошедший все карьерные ступени МИТа от простого инженера до генерального конструктора и директора института. Так же, как наверняка все знает об армии никогда в ней не служивший «военный эксперт» Павел Фельгенгауэр.

Но вот четырнадцатая «Булава» полетела, и полетела успешно, как и предыдущая, и точно поразила цель.

И стало понятно, что все разговоры «военных экспертов» о том, что мы не можем, не способны и никогда не будем способны догнать наших геополитических противников в оборонных технологиях, всего лишь пустая болтовня пикейных жилетов.

Проблема не в том, что мы не можем.

Основная проблема «Булавы» была не в каких-то изначальных пороках ее конструкции. Главные проблемы начинались на уровне сборки.

После нескольких неудачных запусков «Булавы» были проведены проверки на всех уровнях производственного процесса. Результаты проверок оказались плачевными: ракету собирали как бог на душу положит, с грубейшими нарушениями технологии, говорили даже о фальшивых деталях. Один из экспертов (на этот раз без кавычек), участвовавший в такой проверке, в частной беседе признавался, что качество сборки «Булавы» было сравнимо с качеством сборки машин на АвтоВАЗе.

Почему последние запуски «Булавы» оказались успешными?

Да просто потому, что когда ситуация окончательно стала скандальной, были наконец приняты необходимые меры – усилен контроль за технологическим процессом на всех его стадиях, стали жестко отбирать специалистов, что сразу повысило культуру производства, ужесточили госприемку (которая до того проводилась формально или не проводилась вовсе).

И это сразу дало свои плоды.

Понятно, что сейчас, в условиях усиливающегося недовольства в Вооруженных силах деятельностью министра обороны, руководству МО кровь из носу необходимо доказать первым лицам государства свою эффективность. Поэтому и бросили на «Булаву» все имеющиеся резервы – и, как оказалось, не зря.

Значит, можем, когда захотим?

Можем, разумеется. Никуда не делся русский инженерный гений. Только вот условия, в которые он поставлен, ни к черту не годятся.

Взять того же Соломонова, генерального конструктора «Булавы». Он сорок лет назад окончил МАИ. И хотя правда, что «Булава» это российская разработка, но образование у ее конструктора еще то, советское. В данном случае советское действительно значит «отличное».

Придет время, и конструкторов и ученых, получивших образование в СССР, не станет. На их место придут специалисты, окончившие российские вузы. Если  мы хотим, чтобы Россия продолжала оставаться конкурентоспособной – и не только в военном отношении – державой, эти специалисты должны быть подготовлены не хуже своих предшественников.

А вот это уже большая и сложная проблема. Довести до ума один-единственный проект оборонной промышленности, пусть даже такой амбициозный, как «Булава», гораздо проще, чем выстроить эффективную систему образования – особенно учитывая  разрушительные «реформы», которым она подвергается в последние десять лет.

Впрочем, я хотел написать о хорошем. Об образовании как-нибудь в другой раз.

Итак, «Булава» полетела, и полетела удачно. В декабре состоится еще один испытательный пуск, и в случае его успеха в мае 2011 г. начнется второй этап испытаний – уже с АПЛ «Юрий Долгорукий». После этого, если все испытания пройдут с коэффициентом надежности 98,599,5%, будет принято окончательное решение о судьбе ракеты и принятии ее на вооружение.

Надо сказать, что под «Булаву» на российских верфях уже заложено несколько АПЛ четвертого поколения (проект 955 «Борей»). Если испытания «Булавы» будут признаны успешными, а ракета поступит на вооружение, то оснащенные ею «Бореи» станут основой морских стратегических ядерных сил России.

Помимо всего прочего (новые рабочие места для квалифицированных специалистов, новые госзаказы для ВПК) это означает, что Россия вернет себе статус одной из крупнейших морских держав мира.

И это, по-моему, замечательно.

..............