Ирина Алкснис Ирина Алкснис Для государства коррупция – опасный конкурент

Полностью искоренить коррупцию невозможно. Наилучшим решением является не кристально честный человек на должности, а такая управленческая система, в которую борьба с коррупцией заложена по умолчанию и не зависит от руководящих указаний.

4 комментария
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

36 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
24 июля 2009, 17:30 • Авторские колонки

Таис Максимова: Время верить

Таис Максимова: Время верить

За 20 лет в России выросло целое поколение «без Бога в душе и царя в голове» – его воинствующий инфантилизм нужно преодолевать. По сути, оно просто не знает иной социальной диспозиции, не понимает, как можно жить в обществе, которое во что-то верит.

Идею преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики обсуждали давно и упорно, но заявление президента Медведева о ее решительной поддержке, прозвучавшее на этой неделе, похоже, оказалось для общества неожиданным. Оно едва успело расслабиться после весенней волны кризиса и не ждало от власти судьбоносных заявлений. А в том, что решению, принятому президентом, суждено стать судьбоносным для всех и для каждого, уверены и его горячие сторонники, и заклятые противники.

Необходимо с самого начала отдавать себе отчет: «подружить» тысячелетнюю религию, неизменную в своих основаниях, со стремительно меняющимся информационным миром – задача архитрудная, но если не решать ее, станет еще труднее

Первые надеются, что с приходом религии в школы наконец-таки начнется истинное духовное возрождение России, вторые боятся, что борьба за духовность не оставит камня на камне от их личной свободы; личная же свобода, добытая на митингах и съездах эпохи перестройки, бережно пронесенная через «смутные 90-е» и выдержавшая проверку стабильными 2000-ми – это все для современного русского человека. Покуситься на нее – значит рискнуть политическим капиталом, доверием людей и всеми достижениями, пока еще весьма хрупкими, минувшего двадцатилетия.

И тут встает вопрос, что называется, на засыпку: зачем вообще необходимо нам это самое «преподавание религий»? Зачем будоражить людей – да еще и детей! – нравоучительными рассказами о подвигах давно минувших дней, когда люди-то наши привыкли думать о земном и бренном, о «здесь и сейчас», о хлебе насущном, о том, как пережить кризис? Зачем провоцировать новые противостояния, теперь и религиозные, в храмах знаний? Зачем вообще пускать религию в школу, если идут туда не за верой, а за наукой? Иначе говоря – к чему сыр-бор, почему бы не оставить все как есть: каждый верит (или не верит) во что хочет, в какие храмы хочет, ходит, а куда не хочет – нет, и государство в эти процессы никоим образом не вмешивается.

Нет ничего опаснее для государства – а значит, и для его граждан, – чем позиция невмешательства, когда речь идет о духовной жизни общества и нравственном климате в нем. Для современной развитой державы это не менее, а даже более важно, чем экономика, финансы и армия. Ведь если экономика – это становой хребет государственного организма, финансы – его система питания, армия – иммунная система, то вера – это состояние его ума. И от того, здоров ум или смятен, рассеян, неразвит, неорганизован, безответственен, в общем, страдает душевным недугом, – зависит, выживет государство или погибнет.

«Упадок нравов – это погибель государства как политического целого», – утверждал Наполеон Бонапарт, самый эффективный политический менеджер всех времен и народов. Двести лет тому назад он превратил Францию, истощенную безудержным якобинским террором и беспредельной коррупцией директоров-олигархов, но главным образом страхом и безверием, в первую державу Европы (и всего тогдашнего мира), а французов – из париев в собственной стране в полноправных граждан, гордящихся ею и готовых с радостью трудиться ради ее процветания.

Как же он это сделал? И нужно ли сегодня быть Наполеоном, чтобы повторить у нас, в России, этот удивительный мирный подвиг великого корсиканца?

«Упадок нравов – это погибель государства как политического целого», – утверждал Наполеон Бонапарт
«Упадок нравов – это погибель государства как политического целого», – утверждал Наполеон Бонапарт

Наполеон вернул французам их традиционную религию. Иллюзорный и опасный «культ Разума», воздвигнутый безбожниками-якобинцами на крови своих же сограждан, был решительно им отвергнут, и вся антиклерикальная риторика – свернута. С той же решимостью первый консул республики поставил, в буквальном смысле слова, крест на циничной распущенности нравов времен Директории. Он заключил мир с римским папой, сделал главу католического мира своим союзником, а французских священников – верными подданными, искренне желающими успеха и славы первому консулу, затем императору, и процветания – всей выстроенной им Новой Франции. Государство отныне выступало не как богоборческая сила, а как богоугодная, богоизбранная, богохранимая. Вернув французам веру в Бога, Наполеон тем самым дал им новую веру в себя и свои способности изменить мир к лучшему. Но – и это главное – старая, проверенная веками и вновь обретенная после многолетних мытарств вера в Бога на небе и Божьего помазанника на земле заново сплотила французов; для Наполеона больше не было якобинцев, роялистов, олигархов, крестьян, рабочих – была единая нация. «В хорошо управляемой стране нужна главенствующая религия и зависимые от государства священники», – так выражал свое credo победоносный император.

Очевидно, что Медведев не Наполеон. Наш президент исповедует иной политический стиль. Он не может, подобно Наполеону, позволить себе – и всем нам – «ввязаться в бой, а там посмотрим». Медведев решителен, энергичен, настойчив – но и осторожен. Кому-то из адептов немедленного «православного возрождения России» его решение может показаться половинчатым, даже паллиативным. Ведь учить «основам религий» в школах, по идее президента, должны не священники, а светские преподаватели, то есть вполне мирские люди, и выбирать предметы для обучения ученики и их родители будут сами, по собственному разумению. Тем самым Медведев как бы дает возможность обществу привыкнуть к этому нововведению, попробовать его на вкус, что называется, войти в материал – и убедиться на собственном опыте, что ничего, кроме пользы, знакомство с основами ведущих религиозных систем современному человеку принести не может.

Но даже мягкое и осторожное движение не будет легким. Медведев выбирает компромисс, своевременный и выверенный, но зыбкий, чреватый как откатами, так и «перегибами на местах», а то и тихим саботажем. И можно себе представить, какой ор, какую бурю негодования вызовут у «прогрессивной общественности» эти неизбежные «перегибы», сколько фактов будет передернуто и сколько страшных глупостей намешано. И сколько возникнет искушений повернуть назад, отречься от «основ» ради иллюзорного «спокойствия». Необходимо с самого начала отдавать себе отчет: «подружить» тысячелетнюю религию, неизменную в своих основаниях, со стремительно меняющимся информационным миром – задача архитрудная, но если не решать ее, станет еще труднее. С молодежью, не привыкшей к языку традиций, придется поначалу разговаривать на ее, современной молодежи, языке – что, к слову, с успехом делает сам патриарх Кирилл.

Оппозиция преподаванию «основ» в школах сегодня велика и агрессивна, чтобы убедиться в этом, достаточно пройтись по интернет-порталам, где ломаются копья, но сила ее иллюзорна, так как идет не от осознания своей правоты, а от страха, слабости и незнания все тех же «основ». Не стоит забывать, что в ХХ веке Россию настиг ужасающей силы удар большевистской Реформации. Тысячелетняя вера вмиг была отринута, а взамен безбожная власть объявила новыми «богами» своих вождей и идеологических кумиров. Потом пришла перестройка, новоязыческие божки пали, не продержавшись и семидесяти лет. И беда, и вина нашего общества в том, что, разрушив капища коммунистических божков, оно предпочло апатию, безверие и цинизм решительному возвращению к традиционным ценностям. Подобно тем злосчастным слепцам, ощупывающим слона, все эти 20 лет мы мучительно ищем «национальную идею» – и боимся принять ее от собственных же предков, от тех, кто основал и выстроил для нас Россию!

Сегодня многие противники «основ» сами не понимают, против чего воюют

Так образовался опасный идеологический вакуум. Лживую веру разрушили, а истинную так и не вернули. Каждый нынче верит кто во что горазд: кто в Царя Небесного, кто в эманации Мирового Шушпанчика, кто во всесилие Маммоны – а значит, шансов действовать сообща исчезающе мало. Между тем вызовы, встающие перед обществом и миром, настольно велики и чреваты такими испытаниями человеческого духа, что обществу без консолидации никак не обойтись – погибнем врозь, если спасемся – только вместе, сплоченные общей верой. Нынешний глобальный кризис – лишь первая ласточка. Очевидно, что президент Медведев это понимает. Собственно, затягивать принятие решения и отступать власти больше некуда – сама жизнь требует сильной, внятной и основательной идеологии. Можно было прятаться от Бога, ублажая себя сладкими сказочками об «общечеловеческих ценностях», 20 лет назад; можно было не обращать внимания на нравственные ценности 15 лет назад, в эпоху «первоначального накопления капитала»; можно было не думать о духовном возрождении, пока выстраивалась «вертикаль» и шла стабилизация; но теперь и здесь, когда общество лояльно, стабильно, однако не готово к ускоренной модернизации, искать утешение в омутах цинизма и безверия – смерти подобно.

За 20 лет в России выросло целое поколение «без Бога в душе и царя в голове» – его воинствующий инфантилизм нужно преодолевать. По сути, оно просто не знает иной социальной диспозиции, не понимает, как можно жить в обществе, которое во что-то верит: не только гражданин в отдельности, но и целое общество. Это поколение еще придется убеждать – словом и делом, и личным примером, а когда надо – и всей силой государства, что жить в обществе с верой куда приятнее и надежнее, чем в том, где «каждый сам за себя». Сегодня многие противники «основ» сами не понимают, против чего воюют; другие ломятся в открытую дверь, требуя для себя свободы выбора веры; третьи с перепугу приписывают инициаторам нынешнего нововведения настолько тоталитарные помыслы, что им бы позавидовал сам «женевский папа» Жан Кальвин, но это уже, как говорится, «клиника», «не лечим».

Так вот, преподавание в школах основ религиозной культуры и светской этики и призвано открыть для всех этих людей (и их детей) новый незнакомый мир – мир подлинной истории, где жили, трудились, решали стоявшие перед ними задачи – и верили – наши замечательные предки. Которые, к слову, были ничуть не глупее нас, раз своей верой и своим трудом создали такую грандиозную цивилизацию.