Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

11 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
1 июня 2009, 10:00 • Авторские колонки

Леонид Радзиховский: Оруэлл отдыхает – II

Леонид Радзиховский: Оруэлл отдыхает – II

Находясь в «тяжелом положении», один человек берется за топор, а другой нет. И одна страна начинает помахивать топором, а другая нет. Одна шантажирует мир угрозой атомной войны, а другая не шантажирует.

Эхо от подземного атомного взрыва в Корее (мощность – примерно как у бомбы, сброшенной на Хиросиму) в российском обществе, как и следовало ожидать, оказалось слабым. (Про Дальний Восток судить не берусь, говорю про Европейскую Россию).

Черная дыра – зеркало

Ну, к нам они всяко не сунутся – не совсем же больные! А как у себя чудят – так и хрен с ними, нам-то что?

«Ну, к нам они всяко не сунутся – не совсем же больные! А как у себя чудят – так и хрен с ними, нам-то что?»

Что ж, не слишком дальновидно, но достаточно здраво, по крайней мере без истерики…

В России, по моим наблюдениям, никто не симпатизирует КНДР. Да и не особо интересуются. Кого не спросишь, ответ примерно один: «Они ж там траву вроде жрут? Ну уроды, блин!.. Правда, они ж против Америки? Ну, тоже неплохо… А вообще, шли бы они лесом».

Известное дело: дальше «врагов Америки» мы не видим, а «враг моего врага – мой друг… хотя все равно урод, конечно».

Эта народная политология не сильно отличается от политологии (да и политики) официальной. Понятно, что совпадение не случайно, влияние идет в обе стороны: и политика строится во многом исходя из настроений (предрассудков) общества, и настроения эти отчасти подправляются, усиливаются пропагандой.

Вместе с тем в критических ситуациях государство ОБЯЗАНО видеть чуть дальше народных предрассудков. Расползание ядерного оружия, демонстративное наплевательство на всю «болтовню ООН», полное игнорирование любых усилий России, да просто-напросто угроза, хоть и призрачная, ЯДЕРНОЙ ВОЙНЫ практически на нашей границе – всего этого с лихвой достаточно, чтобы кончать изображать нелепые «особые отношения» с КНДР. Отношения, кстати, только с нашей стороны – у КНДР никаких «особых отношений» с Москвой незаметно. Они, правда, нас не ругают, но никакого влияния Москва на них не оказывала и не оказывает.

И, похоже, на сей раз России надоело трудиться бесплатным адвокатом корейских коммунистов. Видимо, РФ поддержит достаточно твердые меры против КНДР. Другое дело, что воздействие этих мер тоже сомнительно…

Но на самом деле помимо военно-политического аспекта во всей этой истории интересно еще и другое.

КНДР для нас – крайне любопытный объект для наблюдения. Причем не только и не столько с точки зрения внешней политики, сколько в плане САМОПОЗНАНИЯ.

Корейская черная дыра для нас – ЗЕРКАЛО. Кривое, гротескное, но, несомненно, отражающее многое в нашем прошлом. По крайней мере, в прошлом…

Правда, это зеркало нам до такой уж степени не льстит, что заглядывать в него никто не рвется.

КНДР (кстати, при самом активном участии СССР) стала тем, к чему мы сами уже вплотную приблизились при Сталине. Просто Корея а) довела это состояние до полного логического блеска со своими «идеями чучхе», б) законсервировалась в этом виде, в) на чужих, как всегда, лучше видно.

Ну вот, например – беру первое попавшееся…

Я всегда поражался, как это в СССР (а сейчас в РФ) устроено: с одной стороны, что ни делаем (автомобили, телевизоры, холодильники, кастрюли, кровати или носки) – лучше бы не делали… А с другой стороны, смотри-ка: «зато мы делаем ракеты», бомбы, танки, самолеты, автоматы. Причем, вроде бы, очень хорошие.

«Умом не понять, аршином общим не измерить». Пытался даже подводить какую-то культурологическую базу – типа русские не торговцы, а воины, что касается оружия – душу вкладывают, ну а об удобствах презренных думать не привыкли… В общем, стихийные государственники, что нужно государству, делается на уровне Левши, а что для себя – то лень, спустя рукава и т. д.

Так вот – на примере Кореи видно, как недорого стоят такие рассуждения.

Один и тот же народ на севере умеет – точно как мы – делать только бомбы да ракеты и больше ничего. А на юге – умеет абсолютно все, правда, бомбы и ракеты как-то не производит.

Мораль проста: в одних экономических условиях люди делают то, что нужно для уничтожения людей, в других те же самые (вернее, точно такие же) люди делают то, что нужно для жизни и удобства, так сказать, «все для блага человека». Так что дело не в особенностях «национального строения» рук и мозгов, а прежде всего в особенностях строения государства.

Но ведь и само устройство государства не с неба падает, а соответствует каким-то национально-историческим традициям?

Что ж, и здесь пример КНДР очень поучителен.

38-я параллель

В Северной Корее, КНДР (территория – 120 000 км), живут 22 665 000 человек (фото: sxc.hu)
В Северной Корее, КНДР (территория – 120 000 км), живут 22 665 000 человек (фото: sxc.hu)

Корея – это, конечно, дистиллировано-чистый эксперимент.

Может быть, еще чище, чем Германия (ФРГ – ГДР).

Как известно, в 1945 году, после того как японские оккупанты были изгнаны, единое корейское государство было разделено. К северу от 38-й параллели страну освободили советские войска. С помощью советских товарищей возникла КНДР, начали строить справедливое общество, без уродств частной собственности, без рыночной стихии с ее кризисами, пузырями на рынке недвижимости, без эксплуатации человека человеком и без имущественного неравенства.

А вот той части Кореи, что к югу от 38-й параллели, не повезло. Ее оккупировали американцы и навязали корейскому народу свой образ жизни – со всеми перечисленными выше уродствами.

В 1950 году Северная Корея, правда, попыталась (с помощью китайских и советских товарищей) воссоединиться с Южной Кореей, освободить ее от гнета империалистов. Война продолжалась три года. Погибли около 37 000 американцев, 150 000 китайцев и 2 500 000 корейцев. Советские военные (в основном летчики) тоже участвовали в боевых действиях, но их было довольно мало, и потери официально не сообщались.

В итоге войны исходная ситуация была восстановлена: социализм в Северной и капитализм в Южной Корее.

Сегодня в Северной Корее, КНДР (территория – 120 000 км), живут 22 665 000 человек. Продолжительность жизни – 64 года, ВВП на душу населения – 1700 долларов в год.

В Южной Корее (территория – 99 000 км) живут 48 500 000 человек. Продолжительность жизни – 79 лет, ВВП на душу населения – 26 000 долларов.

Но, по счастью, не все в жизни меряется долларами!

Народ КНДР неизмеримо богаче духовно – ведь их возглавляет Великий руководитель, «Любимый руководитель, который полностью олицетворяет прекрасный облик, которым должен обладать лидер» (это – ОФИЦИАЛЬНОЕ обозначение) Ким Чен Ир, композитор, архитектор, маршал, трижды Герой КНДР. В нашей стране он, кстати, тоже не забыт – награжден орденом Дмитрия Донского I степени (от РПЦ) и, что на меня произвело особое впечатление, «памятной медалью Пискаревского кладбища»…

Для защиты счастливой судьбы народа КНДР, одного из последних в мире, наслаждающегося всеми преимуществами бескризисной плановой экономики и социалистического гуманизма, создана Корейская народная армия – между прочим, четвертая по численности армия мира (после США, РФ, КНР).

Вот так: одни и те же корейцы, одна история, одна национальная психология. Два ПОЛЯРНЫХ государства, две ПОЛЯРНЫХ системы.

Это – к вопросу о закономерностях истории и «национального менталитета».

Одних оккупировал СССР, других – США. Вот вам и весь «национальный менталитет».

Да, развитие страны зависит от менталитета народа, от предыдущей истории, у каждой страны – «своя колея». Но это все-таки не генетика человека. В колею и попасть, и выбраться из нее можно под влиянием самых разных «случайностей», внешних и внутренних. И две Кореи поехали по двум разным колеям – их растащили разные тягачи.

Идеи чучхе

Едва ли Ким Ир Сен читал «1984». Но идеи чучхе придуманы именно Оруэллом. Вот уж точно – «Оруэлл отдыхает в КНДР».

«Теперь ты понимаешь, что за мир мы создаем? … Прежние цивилизации утверждали, что они основаны на любви и справедливости. Наша – основана на ненависти. В нашем мире не будет других чувств, кроме страха, ярости, победного ликования, самоуничтожения. Все остальное мы уничтожим! … Сплошной мир террора и ликования. … Если ты хочешь представить себе образ грядущего, представь сапог, наступающий на лицо человека – наступающий навсегда».

Оруэлл писал, может, чересчур пафосно, но ведь точно же!

Ну в самом деле…

В Южной Корее живут, есть проблемы, есть бедные, кризис, коррупция, были перевороты, вот, недавно один экс-президент покончил с собой… Но есть нормальная жизнь – люди работают, отдыхают, покупают вещи и дома, пользуются Интернетом, ездят по белу свету, могут создать свой бизнес, да и живут по 80 лет в среднем. Нормальная человеческая жизнь. И не нужны им – ни бомбы, ни ракеты.

В КНДР – маршируют, голодают, проклинают, молятся на Вождя, боятся тайной полиции, вооружаются до зубов – абсолютно непонятно, против кого, живут в замкнутой стране и любят Родину с утра и до утра.

Где и в чем Оруэлл преувеличил хоть на грамм?

А вот дальше встает очень интересный вопрос.

Какой мир ЖИЗНЕСПОСОБНЕЕ?

Что больше соответствует человеческой природе: стараться жить в свое удовольствие или стараться жить, страдая и ненавидя? Человек – он кто? Гедонист – или садомазохист? Ясно, что в нем понамешано то и то, но чего все-таки больше? Что ему приятнее: уважать других и чтоб его уважали или давить сапогом чужое лицо, рискуя, что и его станут давить?

Вопрос может показаться риторическим, даже издевательским – но это совсем не так.

Если бы не было в человеке мощного садо-мазо-радикала, то черта с два бы люди (и не только в КНДР!) жили так, как живут.

Конечно, на это есть очевидное возражение: причем тут «человеческая природа»! Человек боится боли и подчиняется насилию – вот такая «природа», знаете ли... Запугали людей до смерти, давит их тайная полиция – вот они и покоряются. «Вообразите сапог, наступающий на лицо человека», – что ж лицо-то тут может?! Причем тут «садомазохизм»?! Что ж, лицо-то радуется? Добровольно и с песнями легко под сапог? Капает из-под сапога слезами счастья? «Любит Большого Брата»?! Бросьте! Уж это вот точно – ли-те-ра-ту-ра…

Вы УБЕРИТЕ сапог – вот тогда и посмотрим, какова «природа людей».

Разрушили стену – и исчезла ГДР! Да и из КНДР, рискуя жизнью, каждый год тысячи бегут в Южную Корею. А в обратном направлении что-то не бегут. И нет сомнений, что если бы страх ослаб, режим Ким Чен Ира снесли бы. По крайней мере, сам диктатор в этом не сомневается – и давит, давит, давит сапогом. Вот вам и «природа корейца».

Все это бесспорно.

Как бесспорно и то, что в КНДР нет даже попыток восстания против тирании. До нас не доходят даже намеки на заговоры против тирана в той же армии.

Человеческая природа такая: против «диктатора Саакашвили» выходят 100-тысячные толпы, а против «любимца народа» тов. Берии что-то не выходили…

Страх? Конечно. Но и не только. «Любил Большого Брата» – сильно сказано. Но есть и правда «стокгольмский синдром» – симпатия к террористу, который вас захватил. И где кончается страх и начинается «любовь», а где страх перед тираном переходит в НЕНАВИСТЬ к диктатуре – никто толком не знает.

Во всяком случае, не на одних штыках сидят тираны, хотя убери штыки – и их власть (вместе со всей «народной садомазохистской любовью») падает.

Остаются безумные пенсионеры, носящие портреты Сталина, недоросли с бритыми мозгами, рисующие свастики, – и куда более массовые настроения «ностальгии по Империи… только не за мой счет!»

Собственно, создание (разумеется, под самыми разными словами), затем физическое уничтожение, разрушение и, наконец, долгое, трудное социально-психологическое ВЫКОРЧЕВЫВАНИЕ режимов государственного терроризма (фашистского, нацистского, большевистского) и составляют главное содержание ХХ века.

Работа еще далеко не кончена, но можно сказать, что в рамках Большой Цивилизации, основных стран мира сделано в этом смысле очень многое. Великих тираний – не осталось. На их месте возникли или открытые (Германия), или полуоткрытые (Россия), или «все-таки приоткрытые» (Китай) государства.

Это, видимо, и называется словами «социальный прогресс». Это, видимо, и соответствует той самой «природе человека».

В чем расчет?

В Южной Корее (территория – 99 000 км) живут 48 500 000 человек (фото: sxc.hu)
В Южной Корее (территория – 99 000 км) живут 48 500 000 человек (фото: sxc.hu)

Правда, остаются образцовые заповедники ненависти.

Их не так уж мало.

К образцовым «странам Оруэлла» относилась, прежде всего, конечно же, Кампучия – они и саму КНДР переплюнули. К числу таких стран принадлежал и Ирак при Саддаме.

Из существующих ныне стран кроме КНДР можно вспомнить Ливию. Или Иран – страну, которая тоже гоняется за ядерным оружием и открыто грозит уничтожить государство, с которым у Ирана нет ни общих границ, ни пересекающихся интересов, – Израиль.

Ненависть в чистом, дистиллированном, не замутненном никаким прагматическим расчетом виде.

Впрочем, у Ирана расчет есть – расчет на «свиной грипп» ненависти.

Если ненависть притягательна и заразна, то, демонстрируя крайнюю степень абсурдной агрессивности, вы привлечете многочисленных сторонников, можете стать моральным (а там и политическим!) лидером на Ближнем Востоке. Такова, собственно, мечта Ахмадинежада.

Кстати, «страны-изгои» связаны какой-то солидарностью – «тайный союз двоечников». Например, исламские фундаменталисты в Иране поддерживают более тесные военно-политические (в том числе по атомной линии) контакты с атеистической и уж по крайней мере совсем не исламской КНДР, чем с такими мусульманскими странами, как Египет или Саудовская Аравия!

У Ким Чен Ира же планы еще скромнее – едва ли КНДР стремится к ВНЕШНЕЙ экспансии, например, к тому, чтобы стать лидером региона, где нет ни одной страны, такой же нищей, как КНДР, но зато есть – Китай, Россия, Япония. Нет, если Великий руководитель не совсем спятил после инсульта, то стремиться к внешнему доминированию он все-таки не может.

Зачем же тогда эти взрывы?

Прежде всего, нагнетание военного психоза и «ядерного патриотизма» нужно, чтобы держать в моральном напряжении и истерически-восторженном повиновении СВОЙ народ. Пусть трудовой народ Кореи противостоит врагам и гордится «своей бомбой», а главное – чувствует себя в полувоенном режиме, на грани войны.

Грози чужим – чтобы свои дополнительно боялись. Как-никак главный противник режима – свой народ, именно с ним (и только с ним!) идет перманентная война, хотя и не атомная.

Что же касается внешнего мира, то бомба и правда нужна для обороны. Понятно, не обороны КНДР – кто на нее собирается нападать! Но есть оборона страны, а есть оборона власти Великого руководителя. Вот здесь-то бомба и годится: не будь бомбы, пожалуй, США и всякие там правозащитники могли бы давить на КНДР, требуя всяких безобразий – ну, там, «выборы», «права человека», прочие подлые вражеские провокации. Ну а на ядерную державу не больно-то надавишь! Тут уж думать забудешь про все права населения, останется одно – только не трясите бомбой во внешнем мире, а внутри своей страны творите, что хотите. Тем более это актуально сейчас, когда Полководец собирается передать власть наследнику.

Правда, это рассуждение вполне уязвимо. Ведь именно наличие бомбы увеличивает желание США и Японии сменить режим в КНДР. Кроме того, передать власть может быть гораздо проще именно в спокойной обстановке. Вот ведь, в 1994 году умер Великий вождь, и Любимый руководитель стал Великим руководителем и занял место отца. И все это прошло без шума и пыли, без угроз всему миру, без взрывов бомб и полетов ракет. Зачем же сейчас нужна эта кутерьма? Облегчает ли она передачу власти? А может, не стоит искать хитрые расчеты там, где есть просто прогрессирующий маразм?

Еще один ответ – вымогательство, за счет которого живет КНДР.

КНДР отточила технику ядерного шантажа.

Наезд – дань – релаксация.

Поскольку своей экономики (кроме ВПК) в стране нет, а тяжелую воду пить не будешь, КНДР решила вопрос очень просто.

Организуется вот примерно такая истерика, как сейчас, с угрозами войны, пусками ракет, в общем, как говорится, «наезд по беспределу» на «мировое сообщество», а затем, так и быть, соглашаются принять «отступного», очередную порцию гуманитарной помощи. И в ответ на это временно прекращают бесноваться. Вот такая экономика военно-пиаровского рэкета.

Однако при ближайшем рассмотрении и эта гладкая версия имеет много изъянов.

Главный спонсор КНДР – Китай. Ему КНДР не угрожает. Далее, никто, вроде бы, и не собирался отгонять их от кормушки. До этих взрывов, насколько я понимаю, и не стоял вопрос об отмене гуманитарной помощи. Наоборот, такая тема возникает именно в ответ на бряцание оружием.

Душа просит

Поэтому более убедительный ответ о причинах всей этой катавасии, по-моему, примерно такой.

Это – ПРИРОДА РЕЖИМА.

Возвращаемся к Оруэллу.

КНДР ведет себя именно так, а не иначе, не только и не столько из-за тех или иных расчетов.

Причина куда фундаментальнее: собственно говоря, НИЧЕГО ДРУГОГО, кроме «производства войны», кроме перманентной войны с своим народом и угроз внешней войны, этот режим В ПРИНЦИПЕ делать не может, не умеет, не хочет. И не будет делать.

Кстати, и ответы насчет «прагматического расчета» очень … странные.

Достоевский любил иронизировать над адвокатами, оправдывающими убийц их «тяжелым социальным положением». Дескать, мой подзащитный в таком положении, что ему ничего не оставалось, кроме как топором человек семь зарубить… И адвокату в голову не приходит, какую ДИКУЮ фразу он говорит: ведь один человек МОЖЕТ рубить людей топором, а другой НЕ МОЖЕТ. Вот и все!

Так и тут.

Да, КНДР «в тяжелом положении». Видно, в отличие от Южной Кореи, у них нет запасов нефти, золота и бриллиантов… Или народ такой – им бы корейцев, они бы зажили, как в Южной Корее! А им попались всего лишь корейцы – вот они и мучаются, как в КНДР…

Но опуская вопрос о причинах столь тяжелого положения, переходим к следующей части марлезонского балета.

Итак, находясь в «тяжелом положении», один человек берется за топор, а другой нет. И одна страна начинает помахивать топором, а другая нет. Одна страна шантажирует мир угрозой атомной войны, а другая нет, не шантажирует.

Факт шантажа не ОБЪЯСНЯЕТ поведение КНДР. Этот факт просто ПОКАЗЫВАЕТ, С КЕМ МИР ИМЕЕТ ДЕЛО.

Все то же самое: мир ненависти, войны (хотя бы психологической), «сапог, наступающий на лицо человека».

Это – не метафора, а достаточно точное политико-социологическое описание режима. Никак не менее точное, чем рассказы об уровне производства, особенностях избирательной системы и т. д.

И из этого следует, что, пока режим не изменится, такие кризисы – неизбежны. Собственно, кризис и есть НОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЖИМА.

Что, впрочем, и так для всех вполне очевидно.

..............