Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

2 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседями (как случилось с Речью Посполитой), так и частичный раздел под жестким контролем (как поступили с Германией в 1945 году).

15 комментариев
17 февраля 2009, 12:15 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Четыре на четыре

Михаил Бударагин: Четыре на четыре

Дмитрий Медведев, освободив от должностей сразу трех губернаторов, не на шутку взволновал заинтересованную общественность, которая давно жаждет крови руководителей регионов. Аналогии стали появляться тотчас же.

Взволновал, видимо, настолько, что Владиславу Суркову пришлось выступить с отдельным заявлением о том, что власть не собирается допускать в региональной кадровой политике «компанейщины», президент в целом доверяет губернаторскому корпусу, а произошедшие отставки должны привести к повышению эффективности управления.

Эффективность эта, мягко скажем, местами неважнецкая, а в отдельных случаях – и просто аховая, так что нынешние отставники явно не последние в длинном списке на выход.

Если попытаться угадать тенденции, согласно которым были выдвинуты новые главы регионов, то интуитивно вполне можно угадать четыре тренда, один из которых будет реализован с большей вероятностью, а три других – рано или поздно не заставят себя ждать.

Если попытаться угадать тенденции, согласно которым были выдвинуты новые главы регионов, то интуитивно вполне можно угадать четыре тренда

Тенденция первая, еще докризисная – объединение регионов: именно ради этого слияния Архангельской области и Ненецкого автономного округа Валерия Потапенко меняют на вице-губернатора Архангельской области Игоря Федорова. Вряд ли Федорову сразу удастся запустить процесс объединения, но он, в любом случае, вынужден будет стать его главным модератором на региональном уровне. Кризис, казалось бы, поставил идею территориального реформирования под вопрос: хорошо сливать регионы, когда в любой момент из федерального бюджета тебе выделят на это лишние деньги, и гораздо сложнее, когда денег этих уже точно никто не даст. Хватит ли у НАО и Архангельской области своих средств – а процесс объединения весьма затратен, – пока не ясно (скорее всего, на нынешнем этапе кризиса не хватит), но власть, судя по всему, не намерена отказываться от давней идеи.

Тенденция вторая, самая очевидная – Дмитрий Медведев, как он сам это неоднократно заявлял, будет опираться на новые кадры. Приходящий на смену Михаилу Кузнецову Андрей Турчак выглядит молодым только на фоне Лужкова и Шаймиева, но с Никитой Белых, нынешним губернатором Кировской области, они почти ровесники. Белых и Турчак, стоит надеяться, первые в списке губернаторов младшего поколения: такими были в свое время Александр Хлопонин и Дмитрий Зеленин, ставшие уже вполне себе «тяжеловесами». Этот тип ротации в случае с Псковской и Кировской областями накладывается на общую депрессивность регионов. Пусть в Пскове отдельные показатели выглядят неплохо, какие-то оптимистические цифры то и дело являются urbi et orbi, общего впечатления маленькой региональной катастрофы это никоим образом не отменяет. Цифры – цифрами, катастрофа – катастрофой. Таких областей в Центре и на Северо-Западе – предостаточно, так что у поколения Андрея Турчака есть неплохие шансы закрепиться во власти.

Дмитрий Медведев, как он сам это неоднократно заявлял, будет опираться на новые кадры (фото: ИТАР-ТАСС)
Дмитрий Медведев, как он сам это неоднократно заявлял, будет опираться на новые кадры (фото: ИТАР-ТАСС)

Третьей тенденцией – речь идет о Воронежской области – может стать смена руководителей потенциально очень сильных регионах (этим, кстати, Воронеж отличается от Пскова, который в самом лучшем случае обречен быть дачной глубинкой между Москвой и Санкт-Петербургом), в которых должна быть усилена базовая модель развития. Очевидно, что приход министра сельского хозяйства на смену «силовику» Валерию Кулакову и должен стать началом «отраслевой» ориентации многих будущих назначений. Министров и их заместителей в России хватает: вряд ли, конечно, Алексея Кудрина отправят губернским воеводой в Ярославль, но с фигурами менее одиозными правительство может со временем и расстаться.

И, наконец, четвертая тенденция, так давно ожидаемая, а потому лежащая на поверхности, при этом не настолько безусловная, как того хотелось бы, – расставание со «старой гвардией», с руководителями, намертво вросшими в регион. Егору Строеву, членам его семьи, команды и особо приближенному кругу не принадлежал в Орловской области разве что воздух: все остальное было схвачено, расписано и инвентаризовано. Действительно, сам Строев уже давно ослабел, допустил избрание коммуниста Александра Касьянова мэром Орла и т. д., но из этого не следует, что таким же слабым было его ближнее окружение. Именно поэтому регион возглавит московский чиновник, которому еще года полтора придется расчищать авгиевы конюшни. Строев стал вторым после Михаила Прусака «старым» губернатором, оставившим кресло выходцу из правительства: на место бессменного хозяина Новгородской области был выбран заместитель все того же Гордеева Сергей Митин.

Совершенно не очевидно, что завтра же Москва поставит вопрос об эффективности управления в вотчинах, возглавляемых остальными почетными пенсионерами всероссийского значения: вряд ли снимут Лужкова, Шаймиева, Рахимова, Илюмжинова или Росселя. Но опыт Орловской и Новгородской областей доказывает, что смещение управлявшего регионом лет 15 руководителя не ведет к коллапсу и хаосу, внутриэлитной борьбе и социальной напряженности, как это периодически пытаются доказать сами местные начальники.

Губернаторы совершенно напрасно расслабились и вошли во вкус «тучных лет»: ничего еще не закончилось, и расставание с постами, связями и вотчинами может постигнуть любого, кто допустит скатывание региона в бессмысленное «пережидание» кризиса в ожидании государственной помощи.

Это и есть, наверное, пятая тенденция.

Каких региональных лидеров сменил президент Дмитрий Медведев (нажмите, чтобы увеличить)

..............