Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

20 комментариев
Наталья Потемкина Наталья Потемкина Ключ от туалета как культурный феномен русской эмиграции

Широко известная дама-иноагент с болью пишет о том, что на культурных мероприятиях для покинувших Россию все плохо: звук в микрофоне некачественный, реверберация в помещении плохая, да и артист однажды опоздал на выступление потому, что 40 минут искал, у кого ключ от туалета.

23 комментария
Ван Вэнь Ван Вэнь Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

3 комментария
24 ноября 2009, 10:00 • Авторские колонки

Максим Кононенко: Время, назад!

Максим Кононенко: Время, назад!

Вся российская аналитика занята толкованием Послания президента. Специалисты гадают, что такое «модернизация», как быть с госкорпорациями и какие оценки выставлять в школах. А вот про часовые пояса почему-то не говорят.

«Кстати, о часовых поясах… – сказал президент. – Задумывались ли мы когда-нибудь по-серьёзному о том, насколько столь дробное деление позволяет эффективно управлять нашей страной, не приводит ли к использованию слишком дорогих технологий? Примеры других стран (Соединённых Штатов Америки и Китая) показывают, что можно обходиться и меньшей разницей во времени. Это большие страны. Нужно рассмотреть возможность сокращения количества часовых поясов... Я надеюсь, что специалисты дадут нам объективный, подчёркиваю, объективный ответ на эти вопросы».

А теперь зададимся вопросом: зачем? Зачем вообще нужно сокращать количество часовых поясов в стране?

И я обратился к специалистам. В общем, Дмитрий Анатольевич, засада. Ничего не получится. Вот, что мне рассказал Александр Кривенышев, создатель сайта World Time Zone (http://www.worldtimezone.com).

Земля разбита на 24 часовых пояса шириной около 15 градусов долготы каждый. Эти пояса подобраны так, чтобы в каждом из них полдень приходился на максимально высокое положение Солнца.

Так вот, континентальная часть США имеет ширину около 55 градусов по долготе. А это как раз те самые четыре часовых пояса, которые там есть. «Широка страна моя родная» Россия имеет ширину около 170 градусов по долготе. В три раза больше, чем США. Вот и часовых поясов у нас в три раза больше, потому что 170/15 = 11,3.

И ведь во всех странах так! Например, Канада имеет ширину 85 градусов. Вот вам и шесть поясов. Бразилия – 39 градусов. Два пояса. Ничего исключительного.

Теперь о Китае. В Китае, Дмитрий Анатольевич, тоталитаризм. И волюнтаризм. Более того – Китай находится южнее России, а следовательно, каждый градус долготы на бóльшем радиусе имеет бóльшую длину в километрах. В Китае ширина одного часового пояса составляет 1360–1440 километров, а в России – 840–960 километров. И именно поэтому тоталитарное китайское правительство волюнтаристски загнало в эти 1500 километров самую густонаселенную часть страны: Сиань – Пекин – Шанхай – Харбин занимают примерно 18 градусов по широте. А остальные китайцы, разумеется, страдают. И даже (вы не поверите!) тайно вводят свое региональное время! Например, в западном районе Урумчи используется никак не пекинское время, а вовсе даже Xinjiang Time, которое на два часа отличается от общекитайского.

Россия имеет ширину около 170 градусов по долготе. В три раза больше, чем США. Вот и часовых поясов у нас в три раза больше (Фото: Getty Images/Fotobank.ru)
Россия имеет ширину около 170 градусов по долготе. В три раза больше, чем США. Вот и часовых поясов у нас в три раза больше (Фото: Getty Images/Fotobank.ru)
Но черт с ними, с китайцами и американцами – они нам не указ. Давайте попробуем взять всё, да и объединить. Например, сделаем московское время, скажем, в Калининградской области. Тогда разница с Прибалтикой у жителей Калининграда будет один час, а с Польшей – вообще два часа. Как-то получается странно. Если менять часовые зоны Челябинска или Новосибирска – нарушится временная граница с Казахстаном. Можно, конечно, ввести в Читинской области иркутское время. Тогда в Читинской области будет такое же время, как в соседних Монголии и Китае. Но тогда в Чите в шесть часов утра уже будет солнце, а в Иркутске будет еще ночь. Тоже как-то не очень удобно.

Максимум, что, по мнению специалиста, можно сделать – это перенести Владивостокское время на один часовой пояс на запад. То есть сократить разницу во времени можно не более чем на час.

А теперь зададимся вопросом: зачем? Зачем вообще нужно сокращать количество часовых поясов в стране? Так президент же сам говорит: «Задумывались ли мы когда-нибудь по-серьёзному о том, насколько столь дробное деление позволяет эффективно управлять нашей страной?» То есть – сокращение часовых поясов нужно для того, чтобы эффективнее управлять страной. А то звонит чиновник во Владивосток во время рабочего дня – а во Владивостоке ночь. Чиновнику неудобно. Как страной управлять? Трудно!

Всего 10 стран в мире имеют территорию, растянутую больше чем на один часовой пояс. И из этих 10 стран только один Китай с 1949 года неестественным образом использует на всей территории страны единое время (из-за чего, кстати, в западных провинциях время работы официальных учреждений смещено на два часа – тоже не очень удобно для эффективного управления). Я вам больше скажу – в Китае всем этим недовольны и вот уже три года рассматривают два варианта разделения страны на разные часовые пояса. И ведь наверняка какой-то из этих вариантов будет принят – потому что против солнца в зените никак не попрешь.

Наверное, поэтому аналитики и не говорят ничего про этот фрагмент Послания президента. Потому что вне зависимости от того, где президент это взял или кто вписал ему это в Послание, сокращение часовых поясов в России, кажется, невозможно.

А главное – совершенно не нужно никому, кроме московских чиновников.