Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

9 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
29 октября 2009, 17:00 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Сандра и Ямм

Михаил Бударагин: Сандра и Ямм

Две нашумевшие истории недавних дней убедительно доказывают, что гражданское общество в России существует, но оно пока всего лишь инструмент, не осознающий себя и не способный увидеть ни своих побед, ни своих поражений.

Первая история – о девочке Саше-Сандре, которую мать Наталья Зарубина при яростном содействии российских чиновников увезла из Португалии, разлучив с приемной семьей, на которую сама же и скинула ребенка. Этот печальный сюжет слишком известен, чтобы пересказывать его с самого начала, но вот финал у него, похоже, будет счастливым. Зарубину, по всей вероятности, сдадут лечиться от алкоголизма и лишат – вполне справедливо – родительских прав, и у приемных родителей Сандры вновь появится шанс вернуть девочку в нормальную среду.

Вековечный чиновничий снобизм неистребим: «Мало ли кто что пишет, буду я еще это читать

Помогавшие матери чиновники, вся оборона которых строилась на том, что ребенок «должен жить с матерью», разумеется, ошибок своих не признают, хотя вина в произошедшем лежит именно на них. Понять, что Наталья не вполне адекватна, можно было, не дожидаясь алкоголизма: достаточно было – если своего ума не дадено – почитать, что пишут в блогах. Там история была разобрана с дотошностью, которая не снилась доморощенным «возвращателям».

Но вековечный чиновничий снобизм неистребим: «Мало ли кто что пишет, буду я еще это читать». И опыт Медведева, который и впрямь читает, мало кого вдохновляет: в России чиновник равняется не столько на начальство, сколько на свое представление о том, как начальство должно себя вести. Неоплатонизм родных осин, если угодно.

К сожалению, ни поражение информационного сообщества в случае с девочкой Сандрой в марте, ни его победа сейчас никак не влияют на общий ход дела. Блоги могут быть полезны и одерживать верх чаще, чем СМИ, но полупрезрительное отношение к тому, что «кто-то там что-то пишет», − это в крови, это не обсуждается и не подлежит сомнению в среде «серьезных людей», которые иногда изображают, иногда олицетворяют, а иногда являются властью.

Вторая история – о победе волонтеров над системой социальной защиты целого региона – к сожалению, слишком хороша, чтобы на ее основании можно было выстраивать сюжет дальше.

У приемных родителей Сандры вновь появится шанс вернуть девочку в нормальную среду (фото: кадр телеканала
У приемных родителей Сандры вновь появится шанс вернуть девочку в нормальную среду (фото: кадр телеканала "Вести")

Фотографии из дома престарелых в Ямме Псковской области, сделанные волонтерами движения «Старость в радость», разошлись по блогам за два часа, пост о страданиях пожилых людей собрал полторы тысячи комментариев, и поначалу казалось, что все ограничится долгим разбирательством местных чиновников друг с другом. В ходе всех этих «проверок» виноватых обычно удается отмазать по-тихому: так, например, тувинский гаишник, расстрелявший двух подростков, оказался – а ведь следствие еще не закончено, то ли еще будет – «в своем праве». При том что республиканское МВД по ходу разбирательства умудряется менять на ходу показания и версии, сама вина гаишника отрицается почти в открытую. «Захотел да и выстрелил, что вы тут шумите?»

Волонтеры, помогающие старикам в Ямме и других забытых Богом местах, долго пытались достучаться до Псковских чиновников, которые в ответ лениво отмахивались от каких-то там молодых людей, что-то там себе придумывающих. И только когда взорвались блоги, отрезав всем пути к отступлению, в ситуацию вмешался губернатор региона Андрей Турчак, уволивший директора дома престарелых и пообещавший виновным уголовные дела.

Мало того, псковский губернатор поблагодарил волонтеров: я не помню ни единого подобного случая, это – с точки зрения средней руки чиновника – чудовищное нарушение всех мыслимых и немыслимых правил. Обычно руководители делают морду кирпичом и отделываются пространными пресс-релизами, прочесть которые может лишь опытный талмудист.

И когда блогеры вновь будут ставить ссылки на очередную страшную историю – о стариках, детях, больных, несправедливо обиженных, ответственные за это начнут с того, что никаких блогеров не существует вовсе, что «все под контролем», а «повода для беспокойства» нет. Если vox populi дойдет до Медведева, Путина или губернатора, которому будет не стыдно выйти и хотя бы признать в том числе и свои ошибки, проблему можно будет решить «сверху», административно-командными методами, пока еще, к счастью, работающими. А если не дойдет, то мелкие чиновники найдут время для двух−трех отписок и какого-нибудь «опровержения» в местной газете.

Опыт сражений блогеров с чиновниками – лучшая прививка от оптимизма: сложившееся положение дел, при котором блоги «авторитета» в обывательском понимании не набрали, но по тиражам начинают догонять СМИ, а по энергии общественного действия оставили их далеко позади, не может длиться слишком долго. Конфликт между содержанием и формой должен быть преодолен, иначе котел просто взорвется изнутри, но как осуществить этот переход, не ясно никому.

Скорее всего, он произойдет сам собой, как сама собой появилась и блогосфера: ее никто не организовывал, царских разрешений не давал, регистрациями не баловал. И как-то все само сложилось, очень по-русски, без лишнего шумного пафоса.

В этом допущении есть изрядная доля несерьезности, но «серьезные люди», как мы уже ни единожды могли убедиться, сдают рубеж за рубежом, как только о ситуации можно говорить вслух. Значит, будут говорить: общество хорошо чувствует слабину, и бить в эту точку будет с каждым разом все больнее. Не со зла: просто такова уж эволюция социальных систем, в ходе которой у Давида всегда есть пусть ничтожный, но все-таки шанс попасть Голиафу камнем промеж глаз.

..............