Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

8 комментариев
11 января 2009, 10:00 • Авторские колонки

Леонид Радзиховский: Святочный рассказ

Леонид Радзиховский: Святочный рассказ

На первый взгляд, цепь скандалов и нелепых происшествий, вежливо именуемая «транзит газа через Украину», выглядит, как какой-то фарс. Достоевский обожал эти сцены, называл их «неуместные собрания».

Персонажи, эдакая семейка Карамазовых, сходятся вроде бы для решения конкретного вопроса, а дальше начинается… Взаимные обвинения вплоть до таскания за волосы, хлещущие из всех щелей потоки сознания, крик, шум, тарарам – до полного изнеможения или катарсиса.

Наши «танцы на трубе» с украинскими братьями, конечно, смахивают вот на такое «неуместное собрание», на которое Европа глядит, разинувши рот: умом-то не понять, аршином общим не измерить. Кстати, пусть европейцы за это реалити-шоу отдельное спасибо скажут – их сделали не просто зрителями, но, можно сказать, соучастниками, персонажами Достоевского, пусть и второстепенными («глупый немец» – классический герой классической русской литературы).

Наши «танцы на трубе» с украинскими братьями, конечно, смахивают вот на такое «неуместное собрание», на которое Европа глядит, разинувши рот: умом-то не понять, аршином общим не измерить

Но кроме Достоевского есть и политика с экономикой. Так что можно попробовать найти за всей этой бурей страсти РАЦИОНАЛЬНЫЙ план – или столкновение РАЗНЫХ планов, когда в итоге получается какая-то никем не предусмотренная РАВНОДЕЙСТВУЮЩАЯ.

Возможный план игры

К ежегодным переговорам с Россией о цене газа на 2009 год Украина подошла в таком виде.

Премьер Тимошенко обвиняет Ющенко в валютных спекуляциях. Ющенко величает Юлию Владимировну «воровкой», «авантюристкой», объясняет, что она находится «в оппозиции к украинскому народу». При этом он ее в отставку не отправляет, она тем более никуда не уходит.

Ющенко обещал распустить Раду, но после серии драк и скандалов так и не смог это сделать. Рада бездействует и заседает, рейтинг президента – в пределах статистической погрешности, импичмент ему провести Рада не может, через год – выборы президента, а в Закарпатье русины требуют отделения от Украины.

Махновская демократия…

Экономический кризис на Украине чуть ли не самый тяжелый в мире (наши патриоты могут ликовать – у соседа дом полыхает!). За полгода курс гривны к доллару рухнул вдвое, а промышленное производство в металлургии упало на 65%.

Ну и, конечно, газовая труба тяжелым маятником раскачивается над головами украинских политиков. Причем если общей государственной политики нет, а есть феодальная вольница, то каждый пытается сам ухватиться за трубу и приподняться.

У «оранжевой ведьмы», которую годами наши СМИ изображали главным экзистенциальным врагом России, вдруг наладились неплохие отношения с Москвой! Она имела шанс подписать выгодное для Украины соглашение в Кремле. Поэтому Ющенко буквально ставит ей палки в шасси – не пускает самолет с «панночкой» в Москву.

Не знаю, конечно, каковы были расчеты России, но странно было бы, если бы в них не учитывалась внутриполитическая ситуация на Украине.

Задача России (как любого продавца) очевидна: получить за свой товар (газ) побольше. Ющенко тут – идеально-ненавистный партнер. Выставляем ему высокую цену.

Примет – тем лучше (если его при этом порвет украинская оппозиция – его трудности. А для России это тоже неплохо, кстати!).

Если откажется и сорвет поставки в Европу – может, и еще лучше!

Премьер Тимошенко обвиняет Ющенко в валютных спекуляциях (фото: Reuters)
Премьер Тимошенко обвиняет Ющенко в валютных спекуляциях (фото: Reuters)
Во-первых, рано или поздно конфликт разрешится, холод не тетка, ЕС надавит на Украину. И свою цену Россия все равно возьмет. Но зато, во-вторых, вся эта катавасия покажет Европе реальную слабость и гнилость Украины. И тем самым ЗАБЛОКИРУЕТ ей ход в ЕС, НАТО. Европроект Ющенко лопается, ничего другого у него за душой нет. Если наложить этот провал на внутриукраинские разброд и шатания, то появляется шанс, что Ющенко досрочно уйдет, президентом станет более пророссийский человек. Причем даже все равно, кто это: и газовая принцесса, и угольный барон – оба для России лучше Ющенко. И, что гораздо важнее, может смениться ОБЩИЙ ВЕКТОР украинской политики. Так что есть шанс пусть «через трубу», но подтянуть Украину к России…

Для чего все это нужно? Отнюдь не из личной мести Ющенко. Только бизнес – чтобы в конечном счете обеспечить как раз НАДЕЖНЫЙ ТРАНЗИТ того самого газа через «опять дружественную» Украину. К взаимной выгоде России и Украины, так сказать…

Да и Европе это выгодно! Вы хотите надежных поставок газа? Так вот – пока Украина ведет газовую войну с Россией, это невозможно. Пока на Украине хаос, это невозможно. А возможно это будет, если у Украины опять сложатся НОРМАЛЬНЫЕ отношения с Россией – к вашей же, европейской пользе! Надежный транзитный маршрут – газопровод «русско-украинской дружбы».

Кроме того, ненадежность украинского транзита резко повышает значение Северного потока. Может быть, Европа начнет в этой ситуации активнее его строить, давать деньги и т. д. (Хотя на самом деле все не так просто, и Южной Европе, которая сейчас больше всех страдает, как раз Северный поток не слишком может помочь).

Разумеется, я не уверен, что подобные планы в Москве были. Но это вполне вероятно, учитывая экономический, политический и идеологический контекст наших отношений. А вот вариант, что вообще НИКАКИХ далеко идущих политических и экономических планов не было, куда менее вероятен.

Что ж, такие (или подобные) планы – это нормальный политический ход.

Но прелесть игры в том, что это – игра. То есть в ней участвует и ДРУГАЯ сторона, «партнер», у которого есть свои планы.

Встречный план

Сила России – в ее силе. А сила Украины – в ее слабости.

Бывает такая слабость, которая уже оборачивается бесшабашностью – ТЕРЯТЬ-ТО НЕЧЕГО, кроме своих долгов, бояться нечего. Слабость – это страшная сила…

Украинским политикам, конкретно Ющенко, и правда

а) терять почти что нечего;

б) платить за газ почти что нечем;

в) образ врага – последний шанс на отвлечение избирателей и привлечение Европы;

г) накоплены немалые запасы газа – что немаловажно для более уверенной торговли с Россией.

В такой ситуации скандальный срыв переговоров и срыв поставок уже мало что для него ухудшают – даже без всяких скандалов вокруг газа положение пана президента в стране практически безнадежное (да и положение страны немногим краше). Но в такой ситуации скандал может многое УЛУЧШИТЬ! Это – не опасность, а как раз шанс на спасение. Нечем играть? Перевернем стол! В запасе одна неразменная страшилка, в пустом кармане – одна карта. Страшный русский медведь, размахивающий трубой! Карта, конечно, потертая – ну так других-то все равно нет.

А с нее все-таки можно пойти:

а) в Европе, хотя бы в Восточной;

б) на Украине, хотя бы Западной.

Схватят за руку? Повторяю: ну и что? И так банкрот, и так банкрот. Двум банкротствам не бывать, одного – не миновать.

Но ведь можно и ВЫИГРАТЬ!

Что именно? Да все то же – увидев… Нет! Ощутив своими мерзлыми боками всю безнадежность украинской ситуации, ЕС будет ВЫНУЖДЕН придти на помощь истинно тонущей Украине.

Вы хотите надежных поставок газа? Так вот – пока Россия ведет газовую войну с беззащитной Украиной, их не будет! Ускорьте принятие Украины в ЕС – и ситуация радикально изменится. Мы (Украина), наконец, начнем ясно, по прозрачно-европейским схемам торговать с Россией, вы сами станете через европейские институты контролировать российские поставки и украинский транзит. Надежный транзитный маршрут – через включенность Украины в ЕС.

Таким, как мне кажется, мог быть «план Ющенко».

И вот эти «планы» столкнулись – искры посыпались вокруг трубы. «Ну и переполох,/ Когда подвох наткнется на подвох!»

Скучные цифры

Накануне ежегодных переговоров по газу Ющенко обозначил цену для Украины – 100 долларов. В Москве назвали цифру – 400. В ходе переговоров Украина согласилась на 201, Газпром – на 250, затем Украина на 235, затем, по словам Путина, Россия предложила: «Давайте мы сделаем так. Подписывайте по 250, мы разрешим вам поднять газ из хранилища на территории Украины и вместе реализуем на Западе… Вы получите дополнительную выручку и реально по году у вас цена будет 235». Но Украина отказалась подписывать договор.

Здесь надо кое-что уточнить.

Европа платит за газ поквартально. В I квартале 2009 года – около 450 долларов. Как известно, эта цена коррелирует с ценой нефти с лагом примерно в полгода. Полгода назад цена была максимальной, нефть стоила 150 долларов за баррель, сейчас – от 50 до 30. Очевидно, цена на газ упадет во II–IV кварталах, так что среднюю цену за год ожидают порядка 200 долларов за 1000 кубометров (если средняя цена на нефть будет около 50–60 долларов).

А Украина-то подписывает договор на год сразу! 200 долларов минус цена транзита до Европы – вот, видимо, как украинцы оценивают оптимальную для себя цену, беря за основу будущие среднегодовые цены европейские.

Например, если брать даже самое льготное предложение России – 250 долларов в среднем за год, то украинцы рассчитывали сбить эту цену еще как минимум на 50 долларов с каждой тысячи кубометров. Если учесть, что объем газа, который Украина закупает у Газпрома, – около 60 млрд кубов, то речь идет о разнице в добрых 3 млрд долларов. Правда, потом украинцы вроде бы согласились на 235 долларов…

В общем, история переговоров за закрытыми стенами там и останется.

Когда же украинская делегация вышла «вместе с дверью», то началось – ровно то, что началось.

Взаимные обвинения в срыве переговоров. Россия теперь требует уже 418–450 долларов за 1000 кубов. Россия обвиняет Украину в газовом разбое – массированном «отъеме газа», предназначенного для Европы. Украина категорически отрицает. Какой-то суд в Киеве (вполне, надо сказать, неправомочный) обязал НАК прекратить транзит газа в Европу – раз не подписан договор о транзите с Россией. Взаимные обвинения на тему, кто первый сказал: «Отключим газ!». Взаимные апелляции к Европе. Срыв поставок газа в Южную Европу. Теперь договорились о присутствии европейских наблюдателей на украинских и российских газоизмерительных станциях, чтобы попытаться, наконец, решить задачу «А. и В. сидят на трубе. Согласно заявлениям А., от него вышло столько-то газа, согласно клятвам В., к нему пришло столько-то. А теперь ответьте – кто виноват, что Болгария зимой мерзнет?».

Если брать даже самое льготное предложение России – 250 долларов в среднем за год, то украинцы рассчитывали сбить эту цену еще как минимум на 50 долларов (фото: ИТАР-ТАСС)
Если брать даже самое льготное предложение России – 250 долларов в среднем за год, то украинцы рассчитывали сбить эту цену еще как минимум на 50 долларов (фото: ИТАР-ТАСС)
Словом, обалделых европейцев схватили за руки и рывком втащили в самую середку русско-украинского гопака – пусть попотеют вместе с нами! Газа все равно нет – пускай в танце согреются!

Happy end

Сегодня трудно подводить итоги – процесс течет, как газ по трубам (точнее, вместо газа течет политический процесс).

Пока что все это ухудшило репутацию в Европе – и Украины, и России (Газпрома). Европейский потребитель платил деньги за газ, а не за увлекательные рассказы, почему газа нет! Причем репутации России и Украины связаны, УЛУЧШИТЬ одну за счет УХУДШЕНИЯ другой – не получается. Наша репутация ухудшилась на ту величину, на какую ухудшилась репутация Украины, и наоборот! Но однозначного европейского ответа на вечный русский вопрос «кто виноват» пока что не существует. Одни европейцы пикетируют украинское посольство, другие обогреваются, сжигая русские флаги.

В актив Газпрома можно записать уже эту НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ реакции – во время прошлого конфликта (2006 год) Европа куда больше была склонна винить одну Россию. Так что на сей раз Газпром лучше подготовился, яснее объяснил свою позицию.

Но главная победа России (Газпрома) та, что кажется удалось РАЗДЕЛИТЬ вопросы ТРАНЗИТА газа в Европу через Украину – и собственно ПРОДАЖУ газа Украине. Если это реально так, то Россия оказывается неуязвимой, а Украина – сверхуязвимой. Украина не сможет давить на Россию, требуя понизить цену на газ и грозя перекрыть транзитные пути. Ведь отныне эти транзитные пути – под контролем ЕС. СВОИ интересы ЕС будет отстаивать, а об украинских – …разговаривать. Так что цены на газ для Украины отныне, как будто, в руках России …

Впрочем, увлечься борьбой с Украиной – опасный вид спорта. Азартно, но бумерангом может вернуться.

В актив Ющенко можно записать, что политическая элита Украины не раскололась (пока, во всяком случае) от удара трубой. Конечно, партия Януковича обвиняет во всем Ющенко – но накал обвинений далек от критических. Тимошенко в этой ситуации добилась определенного пиар-выигрыша, но повернет ли она его против пана президента – неясно. В общем, пока что газовой атаки на Ющенко на Украине нет.

Каким будет дальнейшее развитие событий?

И вот здесь я перехожу к самому интересному.

Ведь все это случилось под Новый год, захватило и Рождество! А новогодние, святочные, рождественские и т. д. рассказы ОБЯЗАНЫ заканчиваться хорошо. Сказка? Так сказки-то от жизни чем отличаются? Тем, что жизнь тяжелее, медлительнее, грубее. Но в принципе, в жизни тоже должен быть хэппи-энд для новогодних сказок. Просто он затягивается – деды Морозы с газовыми трубами в мешке двигаются медленно, со злыми лицами, без веселья. Но – двигаются все равно.

На данный момент Россия вцепилась в газовый чуб Украины, Украина пережала сонно-транспортную артерию России. Так и стоим, обнявшись крепче двух друзей. Но без конца же это продолжаться не может! Либо сами расцепимся, не нанеся друг другу непоправимых повреждений, либо Европа растащит.

«Где же выход из этого исхода»?

«Надо сегодня добиваться выхода на рыночные отношения – и по транзиту, и по ценообразованию. Как только мы это сделаем, так и риски будут сведены к нулю. Но надо добиться этого. Надо это осознать и сделать. В конечном итоге это будет на пользу и странам-потребителям, и странам-производителям, и странам-транзитерам. Это выстроит цивилизованные отношения по всей цепочке» (Путин).

Цитирую не потому, что Путин всегда прав, а потому, что в данном случае это – БЕССПОРНАЯ правда.

Переход на рыночные отношения по цене на газ и оплате транзита между Россией и Украиной планировались давно. По соглашению 2007 года окончательный переход надо было завершить в 2011 году. И очень даже замечательно, если это удастся сделать сейчас – в 2009 году. Или, по крайней мере, начать НЕОБРАТИМОЕ и под контролем ЕС движение в этом направлении. Если для этого понадобился острый кризис – прекрасно, нет худа без добра. Кризис стал моментом истины.

Что такое «рыночные отношения»?

Это ликвидация ненужных и подозрительных посредников при продаже российского газа Украине. Газпром вполне может прямо продавать газ «Нафтогазу Украины». Это, кстати, планировалось с 1 января 2009 года. Но все были уверены, что этого не случится. Может быть, сейчас, после такого скандала, как раз и случится.

Это – те самые международные наблюдатели, но не в авральном, а в ПОСТОЯННОМ режиме. Чтобы раз и навсегда кончились обвинения в воровстве газа и ответные обвинения в клевете и недопоставках.

Это – нормальная европейская цена за газ, которую должна платить Украина России, такая же нормальная европейская цена за транзит, которую Россия должна платить Украине.

Словом, конец газового «совка», конец бухгалтерии «братской», с подтекстами, непонятным «обменным курсом обид/объятий», политическими премиями и распилами – и переход к бухгалтерии обыкновенной.

Возможна ли эта святочная идиллия?

Невозможна, конечно, скажет любой знаток постсоветских политических нравов.

И будет прав… Точнее, был бы прав. Если бы не одна деталь: так жить нельзя. Весь этот «газовый бардак» зашел на сей раз так далеко, что и мы, и Украина попали (может, и сами себя загнали) в ловушку. Или переходим вот ровно к таким прозрачно-рыночным отношениям – или Европа начинает ОТЧАЯННО искать замену российскому газу. С весьма тяжелыми последствиями и для Европы, и для России (Газпрома), и для Украины. В особенности для Украины – как самой слабой в этой цепочке. Потому что больше терпеть это… ну вот это… уже никто не будет. Напряжение в сети дошло до предела.

Конечно, за день и за год замену не найдешь. Но если ситуация тупиковая, просто безнадежная, то ведь трястись КАЖДЫЙ ГОД от холода и бессильной злости Европа тоже не может! Значит, найдет какие-то варианты замены. Если до этого мы все: РФ, Украина, ЕС – ситуацию не развяжем.

Но откуда Украина найдет деньги, чтобы платить рыночную стоимость? Значит, получит займы от того же ЕС, рассрочки и т. д. А может, не так уж и нища бедная Украина?

Если скандал завершится вот таким рыночным катарсисом, то, каковы бы ни были конкретные политические последствия (скажем, для Ющенко), в принципе, действительно выиграют «и страны-потребители, и страны-производители, и страны-транзитеры». Потому что работать ЧЕСТНО – по крайней мере на уровне стран или таких компаний, как Газпром – всегда в конечном счете выгодно. А воровать по-братски – опять же, с точки зрения стратегических интересов страны, а не отдельных политиков – невыгодно.

..............