Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
30 сентября 2008, 16:05 • Авторские колонки

Леонид Радзиховский: После Америки

Леонид Радзиховский: После Америки

Судя по информации СМИ, на сессии ГА ООН происходят важные, хотя и ожидаемые, вещи. Земля опять начала вращаться – и США отъезжают на теневую сторону шарика…

Без метафор: смотр политических сил планеты показывает, что Pax Americana заканчивается, а честно говоря, закончился. По крайней мере политические лидеры почти всех стран это так воспринимают, а значит, так оно и есть. Ватерлоо Америки – бескровное, но это Ватерлоо. Многополярный мир, о необходимости которого так долго говорили левые, наступил. На нас всех, кто в нем отныне живет.

И ликования что-то незаметно.

Потому что одно дело – по-детски ругать «взрослую Америку», как училке кнопки в стул втыкать, а совсем другое – после ухода училки отвечать за базар, оказавшись вдруг волей-неволей в положении взрослых.

Но что случилось, то случилось.

Нет, не Китай, давно уже ставший «мастерской мира».

И не Россия, отряхивающаяся после «вставания с колен».

И не мировые диссиденты – Иран, Венесуэла, КНДР.

И не брюзжащая Европа.

Не они по отдельности (или все вместе) сломали шею американскому лидерству – не надо преувеличивать свои заслуги.

Сломать хребет Америке было под силу только самим США. И они справились

Сломать хребет Америке было под силу только самим США. И они справились.

Америка надорвалась – экономически, политически, идеологически. Этот «Третий Рим» валится под собственной тяжестью, отступает (правда, пока что не бежит панически) по всем фронтам. Перефразируя знаменитую американскую поговорку, если вы такие богатые – отчего же вы такие глупые? Отчего же ваши элиты совершили такое число экономических и политических ошибок?

А может быть, эти ошибки неизбежны при самых умнейших элитах? Может, дело вообще не в «ошибках», а в «железных законах Истории»?

Потому что: а) никто не в силах удержаться от «смертельного самодовольства», оказавшись в одиночестве на вершине мира, – а самодовольство губит всегда и всех и б) просто В ПРИНЦИПЕ не может одна страна руководить человечеством. Любая сломается. И США сломались.

Конечно, «однополярный мир» всегда был не больше чем МЕТАФОРОЙ. Своих прямых союзников по НАТО США держали на очень длинном поводке (вспомним вечную «особую позицию» Франции), куда более длинном, чем СССР – страны Варшавского договора (в этом одна из причин живучести НАТО). Даже ближайшие «вассалы» США – Канада, Израиль – вполне автономны во внутренней и экономической политике. Грузия, которую США прямо содержат, имеет определенные степени свободы – например, судя по реакции США, они не только не давали «приказа» Саакашвили о войне, но во многом это стало для них неприятным сюрпризом (хотя общие свои планы Саакашвили, конечно, «согласовывает»). Тем более «вашингтонский обком» никогда никак не «руководил» Китаем, Индией. Что касается РФ, то если в период максимальной слабости, когда страна только возникала, была на грани распада, голода и гражданской войны (1991–1993), действительно была большая мера зависимости, то уже со второй половины 1990-х разговоры о «командах, поступающих Ельцину из США» – самая обычная демагогия. В сущности, антиамериканская риторика МИДа, Кремля, Думы конца 1990-х (например, во время войны в Сербии) была немногим мягче, чем сегодня, а вот ДЕЙСТВИЙ против США до войны в Грузии не было, как в 1990-е, так и в 2000-е.

Тем не менее как метафора выражение «однополярный мир» имело смысл в начале 2000-х. США действительно а) старались; б) как правило, умели прожимать те или иные решения в международной политике или как минимум умели гасить решения, им неугодные.

Но в последние годы у них это все реже получается, а теперь, на фоне своего экономического и психологического кризиса, они, по-видимому, и пытаться давить и решать общемировые проблемы будут куда слабее и реже.

Метафора однополярного мира стухла по факту.

Речь не о «закрытии Америки», нет, они даже не опустятся до положения второй державы – просто потому, что нет твердых кандидатов на новую державу № 1. Так что «сбитые США» остаются и в обозримом будущем останутся первыми. И по объему ВВП (слухи, что их перегонит Китай, пока так и остаются слухами). И по ракетно-ядерному арсеналу. И по информационному влиянию на другие страны, на весь мир. И – самое важное для США – по высокотехнологичному производству, по роли в мировой науке. Не будет и «самозакрытия» США, изоляционизма – в глобальном мире это невозможно.

«Однополярный мир» всегда был не больше чем метафорой (фото: un.org)
«Однополярный мир» всегда был не больше чем метафорой (фото: un.org)
Но ни о каком «мировом доминировании» речи УЖЕ НЕТ. И США вынуждены будут это признать – лбом стенку не прошибешь.

На нашей памяти нечто подобное наклевывалось в начале 1970-х: вьетнамская моральная и военная катастрофа, Япония наступает на пятки экономически, а СССР догнал США в военном отношении. Тогда США смогли устоять и вернуть себе лидирующую роль, главным образом благодаря тому, что стали пионерами нового компьютерного мира. Если им сейчас удастся какой-то столь же мощный научно-технический прорыв, который одновременно станет этапом в развитии всего человечества), то они могут опять выпрямить Пизанскую башню своего могущества.

Но сегодня Дядя Сэм сам себя послал в нокдаун, извне еще добавили, и вот он висит на канатах.

Это видно по всему.

Например (самый близкий нам пример) по тому сердитому бессилию, которым США только и смогли ответить на «русский вызов». Да, реальное значение событий на Кавказе в масштабе мира также пренебрежимо мало, как мала в масштабах глобуса Осетия, Абхазия, Грузия… Но СИМВОЛИЧЕСКОЕ значение гораздо больше. На волю США была наложена ДРУГАЯ воля – воля России. США ворча отступили.

Это далеко не первое и не главное их поражение.

Они ничего не могут поделать с Ираном – и хочется, и колется, и война в Ираке не велит.

А президент Ирана на сессии ООН в очередной раз осыпал бранью США и Израиль. Самое забавное, что его речи – Америка надломилась, она пытается всем диктовать, пусть лучше займется СВОИМИ делами – многим нравятся, и отнюдь не только в исламском мире и России. Многие так думают и в Европе – думают, потому что это сильно похоже на правду. Почти то же самое, только вежливо, по-европейски, сказал министр финансов Германии, обвинив США в международном кризисе и предсказав конец «долларовой эпохе». Замечательно лишь, что сам г-н Ахмадинежад тут же показывает образцы «невмешательства в чужие дела» – объясняет, что Израиль должен быть уничтожен, что евреев надо расселить «обратно в Европу» (спасибо, не в Освенцим) и т.д. И дело ведь вовсе не в Израиле, а в поданной в такой форме заявке на лидерство на Ближнем Востоке и в исламском мире, в открытой и немотивированной агрессии (пока словесной), в публичном безнаказанном нарушении всех принятых дипломатических правил…

Да! Чем слабее США, чем призрачнее их «диктат», тем смелее, отчаяннее крики о недопустимости этого диктата. А поскольку ответить Америка ничем не может, то каждый следующий крик становится еще более громким и победоносным.

Америку пинают все азартнее и азартнее. Но этот азарт выдохнется – и что нас ждет «после Америки»?

За что боролись, на то и напоролись. Не сдерживаемые больше США, «независимые меридианы и параллели» вырвутся из-под благообразной оболочки глобуса и вызывающе будут торчать во все стороны острыми спицами… «Кот из дома – мыши в пляс». Гуд-бай, Америка, – хеллоу, г-н Ахмадинежад (и не он один, а много таких же, как он…).

Многополярный мир не будет удобнее однополярного. Он обещает быть куда опаснее – для всех своих обитателей (хотя многим из них это пока почему-то жутко нравится). Но нравится такой мир или нет, а он УЖЕ ЕСТЬ. И в нем всем придется жить.

Самое интересное, что это ВПЕРВЫЕ в истории человечества будет многополярный мир, где на равных (почти на равных) станут играть СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ НАЦИИ!

Многополярной была Европа, которая, во всяком случае в XVII–XX веках, диктовала правила игры всему миру, а в эпоху колониализма просто захватила весь мир. Но великие державы Европы – Англия, Франция, Россия, Пруссия (Германия), Австрия (Австро-Венгрия) – были все-таки родственными странами: европеоиды, христиане, сходная культура.

Теперь же нас ждет совсем другой «прекрасный новый мир», где полюсами будут ЕС, Китай, Россия, Индия, США, Бразилия, а полюсами чуть меньшей мощности – тот же Иран, Пакистан (впрочем, они-то себя меньшими не считают!..).

Каким же станет суммарный вектор?

НИКТО даже отдаленно не представляет.

А поскольку эта модель мирового Вавилона ОЧЕВИДНО нежизнеспособна (как и любая неуправляемая демократия), то ждет нас «дальняя дорога» неведомо куда, пока не определятся в борьбе (хотелось бы надеяться, что мирной) новые лидеры мира…

Так что сбылась мечта идиота – Америка надломилась и согнулась.

Что дальше – будем посмотреть.

Россия и Европа – XXI

Михаил Саакашвили во время выступления в ООН (фото: un.org))
Михаил Саакашвили во время выступления в ООН (фото: un.org))

Как нам обустроить Россию в постамериканском мире?

Похоже, четкого ответа еще нет. Тем не менее некоторые параметры очевидны.

По мере отхода Дяди от дел у России появляется куда большая свобода рук – в ближнем и дальнем зарубежье. Руки России будут все более развязаны. Соответственно – и куда большая ответственность. Ведь МНОГОПОЛЯРНЫЙ мир – это не усиление только нашего полюса, это не свобода рук ДЛЯ НАС. Руки У ВСЕХ будут все более развязаны. «Нету их – и ВСЕ разрешено».

Готова Россия (и другие) к этой ситуации или нет, но нас уже не спросят. Надо принимать решения на ходу.

Если брать ближнее зарубежье, то России еще и еще раз надо определиться: ЧЕГО МЫ ХОТИМ?

Россия все-таки хочет стать новым СССР или все-таки не хочет этого? Но не на словах, а на деле ТВЕРДО не хочет…

Новый СССР не обязательно предполагает ПОГЛОЩЕНИЕ бывших стран СССР – он же как-никак «новый». Но это значит как минимум не просто «тесные связи», а ДИКТАТ по отношению к ним – экономический, политический, моральный. Опирающийся – как последний аргумент – на угрозу диктата военного.

«Нет у нас сил на империю» (Солженицын).

Но кого эти пророчества волнуют – переименовали в честь старика Большую Коммунистическую, будет с него… А мы – по Большой Коммунистической – вперед с песней.

Между тем возможная экспансия России – если бы она ВСЕРЬЕЗ началась – рискует завершиться точно так же, как экспансия наших «американских партнеров». Они надорвались на просторах земного шара – мы надорвемся на просторах бывшего СССР.

Но, позвольте, кто же нам сможет противостоять в СНГ, если влияние и усилия США ослабнут?

В Средней Азии наша экспансия сразу упрется в жесткое плечо Китая, потому что сегодня уже не столько РФ, сколько Китай доминирует в ШОС. Пока этой силе не брошен вызов, она мягкая. Но стоит ее тронуть – закаменеет.

В Закавказье есть свои совсем не детские игроки – Турция и наш добрый друг Ахмадинежад, у которого, как это нам странно ни покажется, совсем иные, очень отличные от российских представления о том, чьей зоной жизненных интересов является Каспийский регион.

Конечно, против США мы можем дружить и с Ираном, и – куда в меньшей степени – с Китаем. Но нефть врозь! И обещанная Жириновским легкая прогулка в ослепительно-белых штанах в район Каспийского моря грозит обернуться совсем иначе… Как бы не запачкать штаны-то…

Грузия и Армения остаются «бесхозными», это верно, но потому и бесхозные, что реальных интересов там ни у кого нет. И у России, честно говоря, тоже. Характер свой – на примере Грузии – наша страна показала, а больше там, право, ловить особо нечего. И судьба нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан решается все-таки совсем не в Тбилиси…

Если посмотреть справа по карте, то и там особого простора для экспансии не заметно.

Украина – не Россия, как совершенно справедливо заметил в свое время пан Кучма. Но куда важнее, что Украина и не Грузия. В случае крымского конфликта (о котором так страстно мечтают люди, почему-то приклеившие себе лейбл «патриот России») дело грозит большими неприятностями. Крымские татары, в отличие от абхазцев и осетин, не будут рады ни помощи России, ни освобождению от той страны, в составе которой они живут. А вот украинские националисты – достаточно агрессивная и реальная сила, в отличие от воинства г-на Саакашвили. В Грузии антирусские настроения наносные (были, по крайней мере, такими до последнего времени). А что такое «братский спор славян между собою» – мы хорошо знаем: ненависть к «москалям» составляла основную идеологию западенцев в течение многих поколений. И они «ответили за базар» в ходе партизанской войны 1944–1954 годов. Да и «русские жители Восточной Украины» явно предпочитают дружить с Россией на расстоянии…

В общем, ни о какой территориально-силовой экспансии в сторону Украины речи быть не может. И Путин, и Медведев это отлично понимают, прямо об этом говорят. Языком молоть московским «политологам» никто не запрещает, но руки распускать никто в Москве не собирается.

Последнее доказательство – явное желание Москвы (вопреки умным советам ГД!) пролонгировать Большой договор с Украиной еще на 10 лет (кстати, этот договор не имеет никакого формального отношения к проблеме Черноморского флота). Пролонгация договора кладет конец всем крымским миражам и Севастопольским вальсам: Кремль ясно объясняет, что государственные границы России (а значит, извините, и Украины!) НЕРУШИМЫ.

Поэтому пролонгация договора России и Украины имеет ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ значение. Это – демаркационная линия, отделяющая разумную российскую политику от политики «имперской», т.е. от попыток повторить путь, который с таким огромным успехом прошла американская империя.

И я думаю, что руководство России изберет совсем не имперский путь развития.

Разумеется, Россия может, будет, да и просто ОБРЕЧЕНА усиливать свою экономическую и культурную экспансию в СНГ – слишком большие тут рынки сбыта и труда (150 млн человек!), слишком большие запасы нефти и газа, слишком много тут русских людей, чтобы отступиться от зоны своих ЕСТЕСТВЕННЫХ интересов. Но главное – научиться на ошибках Америки (а не повторять их, как СССР повторил в Афганистане американскую глупость во Вьетнаме) не взваливать себе на плечи неподъемную имперскую ношу.

А вот в возможных региональных конфликтах – надеюсь, сугубо мирных – с Ираном и отчасти с Китаем Россия, как мне кажется, может и будет опираться… на ЕС. В самом деле, если ослабевает «роковое влияние» США, вечное противостояние с ними, то и Россия и Европа внезапно могут сделать ценное открытие: «нам не жить друг без друга».

Какая бы ни была Европа, а она исторически, культурно, психологически ближе России, чем наши уважаемые азиатские партнеры. По крайней мере, Европа создает для России «второй полюс», который соответствует и геополитическому положению Евразии, и нашей объективной политико-экономической ситуации. И какая бы ни была Россия, она все равно является объективно необходимым союзником Европы в Центральной Азии.

Так что, может быть, если исчезнет американский камень преткновения, то в новых условиях и на новых основаниях станет возможен союз России и Европы в этом «прекрасном новом мире»?

..............