Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
2 сентября 2008, 09:23 • Авторские колонки

Леонид Радзиховский: Прикольные похороны

Леонид Радзиховский: Прикольные похороны

«Нет больше Пиренеев» - Людовик XIV после смерти испанского короля. «Бог умер» - Ницше. «Наполеон дунул на Пруссию – и Пруссии не стало» - Энгельс. «Погибла Россия», – говорят все и по всякому поводу.

Что объединяет все эти высказывания?

«Слухи о смерти были несколько преувеличены».

Эх, торопыги вы, господа… Торопыги. И Пиренеи стоят себе. И Бог как был, так и остался (а для кого не было, для того и нет). И Пруссия никуда не делась, и Россия…

Нет, слов нет, все это всегда говорится не на пустом месте. Что-то происходит. Но что ж сразу-то шлепать большими козырями?

Оно, конечно, звучит вроде эффектнее, чем «Пруссия потерпела военное поражение под Иеной» или «Производительность труда в среднем по России на х% ниже, а энергоемкость на y% выше, чем за отчетный период в Люксембурге…». Понимаю, сам щелкопер как-никак… Читателю милее громкость, чем точность. Но беда в том, что оглушенный читатель часто воспринимает все это и правда буквально.

Вот последняя фишка – громкие похороны международного права в московских СМИ.

«Правила новой геополитики короткие: правил нет» (Сергей Доренко). Это по поводу русско-грузинского военного столкновения, как вы понимаете. Лихо, Сергей! В Вашем стиле, в стиле Вашей любимой присказки «пленных не брать». Прикольно отжег и оттопырился конкретно – я не спутал порядок слов?

Но и более серьезный аналитик Николай Злобин тоже объясняет, что Россия, войдя в Грузию, решительно выбила последний костыль из-под Ялтинской системы, разорвала ветхую рубашку международного права, сковывавшую всех, – за что Запад должен быть России благодарен на самом-то деле.

Тоже «чума и жесть», если так еще говорят…

Словом, мило, остро, резко.

А теперь пара слов по существу.

Никуда никакое международное право, разумеется, не исчезло. Не один год оно создавалось – и не за три дня «русско-грузинской войны» его можно разрушить.

Все на месте – ООН, ОБСЕ, Всеобщая декларация прав человека, Красный Крест, Женевская конвенция, международный арбитраж, суд в Страсбурге и прочая, и прочая, и прочая.

И по-прежнему запрещено (кем?! А вот им – международным правом!) убивать пленных, применять химическое оружие, истреблять людей за их национальность и религию. И по-прежнему никто не отрицает принцип территориальной целостности и право наций на самоопределение. И по-прежнему запрещено (кем? Да им же – международным правом!) делить «человеческое мясо» по сортам, как и запрещено его есть. И запрещено нападать друг на друга, не имея санкции ООН или еще каких-то международных мандатов.

И по-прежнему нерушимыми считаются границы государств в Европе, установленные в основном в Ялте и Потсдаме в 1945-м. С добавлениями новых стран, образовавшихся в результате практически мирного распада СССР, сугубо дружелюбного развода Чехии и Словакии и мирно-военного распада Югославии.

И по-прежнему все эти постулаты права часто нарушаются. И по-прежнему все обвиняют в этих нарушениях «дядю», а сами клянутся в верности этим принципам.

И по-прежнему НАРУШЕНИЯ (в том числе безнаказанные) права не означают ОТСУТСТВИЕ права. И даже не означают его полного бессилия, как и активное нарушение всех десяти заповедей не означает не только «смерть Бога», но даже не означает, что люди не верят. Верят. Потому и НАРУШАЮТ. Кабы не верили, им бы, согласитесь, в голову не взошло, что они что-то там «нарушают». Как нарушишь то, чего НЕТ? А коли нарушаешь – стало быть, оно есть!

Но это так, вообще. Теперь – более конкретно.

Я не юрист и не стану оценивать аргументы сторон – нарушила ли (и насколько) Россия международное право, без санкции ООН введя войска на территорию иностранного государства, Грузии (речь идет именно о Грузии, т.е. о выходе за пределы Южной Осетии) – правда, после того, как грузинские войска атаковали российские, что, между прочим, в уставе ООН определяется как «агрессия».

Не стану оценивать и международно-правовой спор на тему, нарушила ли Россия это право, признав – в одностороннем порядке, вопреки желанию Грузии и без санкции ООН – государственную независимость Южной Осетии и Абхазии. Правда, после всего что произошло, если бы Россия опять «не признала» Южную Осетию и Абхазию, то это вызвало бы настоящую психологическую «сшибку» в российском обществе. Ну, а уж о реакции тех самых Южной Осетии и Абхазии я и вовсе молчу.

Обозначим действия России как «спорные» - благо споры эти идут и в мире и в самой России (и неважно, что 99,9% населения солидарны в горячей поддержке действий властей – часто правота не измеряется арифметическим большинством).

Но каковы бы не были споры, по сути это НИЧЕГО не меняет.

Даже если ЕС нарушил границы Сербии, признав Косово, а РФ нарушила границы Грузии, это вовсе не означает, что выражение «государственная граница» потеряло смысл. Или что сами эти границы больше не существуют, каждый чертит их, как умеет, насколько грифеля хватит.

Нет. Как раз российско-грузинский конфликт показывает, что право-то ЕСТЬ, что оно хватает за ноги всех участников: три дня боев – и вот уже почти три недели правовых споров. Понятно, что если бы международного права не было (или его значение было бы ничтожно), то все бы выглядело иначе. И российская армия едва ли тормознула бы на пороге Тбилиси (зачем, собственно, останавливаться?), и во всем мире бы не поднялся такой отчаянный шум – ну подрались и подрались, Грузия вообще мало кого заботит.

В XIX веке Европа не больно-то переживала по поводу того, что Россия захватывала территории на Кавказе или в Средней Азии, как не волновалась и по поводу того, что Франция захватывала куски Африки и Индокитай, а Англия – «весь остальной мир». Классическая империалистическая геополитика – предмет бесконечных восторгов наших сегодняшних горе-эпигонов Киплинга, безголосых певцов новой русской империи.

Далее.

Разрушение международного права, вызывающее такую «дрожь восторга» у наших горе-геополитиков, – это для России хорошо или плохо?

«Если права нет – все позволено». Напрашивается такое перефразирование Достоевского.

Великолепно! России все позволено – «тщетны россам все препоны, храбрость есть побед залог».

И с Россией тоже все позволено. Это тоже великолепно?

А может, мы признаем «избирательное земное притяжение»: когда нам яблоки падают в подставленные ладошки – это классно, а когда бухнет по макушке – это безобразие? Удобный мир. Слишком удобный, чтобы быть реальным, нет?

Как раз российско-грузинский конфликт показывает, что право-то ЕСТЬ, что оно хватает за ноги всех участников: три дня боев – и вот уже почти три недели правовых споров (фото: ИТАР-ТАСС)
Как раз российско-грузинский конфликт показывает, что право-то ЕСТЬ, что оно хватает за ноги всех участников: три дня боев – и вот уже почти три недели правовых споров (фото: ИТАР-ТАСС)

На редкость наивно-бесстыдны заявления типа: «А нас и так раньше все обижали, одни мы как дураки следовали этой химере, именуемой совес… тьфу! – химере международного права, а теперь вот повзрослели и тоже не будем следовать». Это кто же НАС «обижал», нарушая международное право? Кто-то отбирал у России ее территории? Кто? Имена, пароли, явки? Кто-то требовал у России ее территории? Ну да, Япония, острова… Но «требования»-то тихие, мирные, вялые, вполне в рамках того самого права. Или кто-то всерьез мешал России восстанавливать – как умели – свою территориальную целостность, бороться с сепаратистами и террористами в Чечне? Ну да, в западных СМИ ругались, но это не называется «нарушать международное право».

И если США и НАТО нарушали международное право в Ираке или Югославии – так ведь это, простите, в Ираке или Югославии, а как будто не в России! Это не значит, что России должно быть все равно (хотя, на мой вкус, России было как-то уж слишком сильно не все равно), но это значит, что до сих пор международное право РАБОТАЛО НА НАС. Как, впрочем, и вообще на всех, иначе бы его не придумали и не придерживались, а так бы и жили в эпоху вольного империалистического пиратства.

Кто палку взял – тот и капрал. Так люди и жили тысячелетиями. А когда изобрели ядерную палку, выяснилось, что так больше жить нельзя. С правом, конечно, неудобно, а без него – СТРАШНО. Всем.

А страх СИЛЬНЕЕ неудобства. Поэтому международное право и останется.

Да, США ругательски ругают ООН. Мы до последнего времени ООН защищали. Но даже если сейчас и Россия (зачем-то?) присоединится к хулителям ООН, даже если ООН действительно начнут разваливать – международное право не исчезнет. И не вернется к праву сильного и дипломатии канонерок столетней давности.

Во-первых, потому что ничто не возвращается в прошлое.

Во-вторых, – и это самое главное – потому что международное право, повторяю, появилось не от хорошей жизни, не от наивного гуманизма, не от сентиментальности, а по горькой нужде, от инстинкта самосохранения в ядерную эпоху.

Существующие нормы права – горький вывод из всей истории ХХ века. Их цена – как минимум 50 миллионов убитых во Второй мировой. А на самом деле – много больше. И самую большую долю этой цены внесла Россия. Так что уж что-что, а нормы международного права Россия ВЫСТРАДАЛА – даже если часть нашего общества так одурела, что этого не понимает.

Что же изменилось сегодня?

Ядерное оружие исчезло? Или инстинкт самосохранения сменился инстинктом смерти? Надеюсь, что нет.

И самое последнее. Уж кому-кому, но НЕ РОССИИ выступать отрицателем международного права.

Ведь если права нет, то появляется другое: «тот прав, у кого больше прав».

Так вот, при всем нашем сегодняшнем самодовольстве, переходящем уже в самоослепление, неплохо бы, хотя бы в глубине души, помнить, что у нас МЕНЬШЕ прав.

«Меньше прав» не потому, что мы «бяки», а Россия – «исторический неудачник». А просто потому что ПРАВО СИЛЬНОГО, если начнет повсеместно применяться, будет направлено против России. А сил у России по-прежнему меньше, чем у многих в этом мире.

Меньше, чем у США, т.к. они дают 20% мирового ВВП, а мы – 2%. Меньше, чем у Европы, потому что они дают 25% мирового ВВП, а мы – все те же 2%. Меньше, чем у Китая, потому что он дает 15% мирового ВВП, а мы…

И еще. У нас, как опять выяснилось, НАДЕЖНЫХ союзников нет. А США и Европа могут – при всех склоках – выступать единым фронтом. А Китай все больше доминирует в Азии вообще, в ШОС в частности. А если говорить о наших двух союзниках – армии и флоте (ну, наверное, все-таки не о Южной Осетии и Абхазии), – то наши военные расходы в 2006 году – 35 млрд долларов. А у США – 529 млрд, у Англии – 59 млрд, у Франции – 53 млрд, у Китая – 50 млрд. А если начать гонку вооружений, то можно вспомнить, чем она кончилась для СССР.

И население у нас – 142 млн. В Китае – 1,4 млрд. В Индии – 1,150 млрд. В США – 300 млн. В Индонезии – 260 млн. В Бразилии – 200 млн. В Пакистане – 170 млн. В Бангладеш – 145 млн. В Нигерии – тоже около 143 млн. И даже в Японии около 130 млн. А в ЕС и вовсе примерно 500 млн человек.

И ЕДИНСТВЕННЫЙ ресурс, по которому мы и правда на первом месте, – территория. Ценный ресурс, особенно когда уже и питьевая вода становится дефицитом в мире. Опасный ресурс…

Не с такой комбинацией ресурсов (территория – население – ВВП – военные расходы – уровень технологий…) нам СТРЕМИТЬСЯ к миру вольного пиратства, где каждый защищает свои границы на свой страх и риск, не правда ли?

Это вовсе не значит, что Россия должна, как модно говорить, «стоять на коленях», перед кем-то «унижаться» и т.д.

Вот все эти дешевые метафоры – просто ДЕМАГОГИЯ. Опасная, провокационная демагогия.

Никто от России не требует НИКАКИХ «унижений», ни формальных, ни фактических. НИКТО не мешает нам – ни развиваться, ни строить отношения с теми или иными странами, вступать в любые союзы, торговать(в том числе оружием), спорить, защищать интересы своих граждан и т.д. Никто не диктует РФ – с кем поддерживать какие отношения, как голосовать в ООН, тем более как проводить внутреннюю политику. В этом смысле Россия сохраняла и сохраняет полный суверенитет – никто и не покушается (а и покушался бы – без толку). А если нас критикуют СМИ или политики – то это, простите, их право. Как и наше право критиковать их.

Так что то самое международное право достаточно удобное и гибкое, оно ставит лишь самые общие и широкие красные флажки, внутри которых очень широкое поле для бега.

Вот так…

А что Доренко, Дугин и Ко хоронят международное право - так это и правда прикольно!

..............