Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

10 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

4 комментария
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

2 комментария
16 августа 2008, 13:43 • Авторские колонки

Виктор Топоров: Но так глубоко не думают

Виктор Топоров: Но так глубоко не думают

В августе по Пятому каналу показали шедевр Сидни Люмета «Двенадцать разгневанных мужчин», а несколькими днями ранее в городе было объявлено о переименовании площади Декабристов в Сенатскую (согласно ее прежнему названию).

Попробуем увязать оба эти факта (и не только их) воедино.

Сидни Люмет (1924 г.р.) – классик американского и всемирного кинематографа. «Двенадцать разгневанных мужчин» (1957) смотрятся сегодня ничуть не с меньшим волнением, чем полвека назад.

Удостоверяю как очевидец: фильм этот почему-то попал в советский прокат в конце 1950-х, и я видел его подростком.

Люмет - автор великого множества лент, сохраняющий превосходную форму и сегодня, в весьма почтенном возрасте. О чем свидетельствуют, в частности, «Игры дьявола» (2007) – трагический фильм, ничуть (и ни в одном отношении) не уступающий, на мой взгляд, оскароносной картине братьев Коэнов «Старикам тут не место».

Но прославили режиссера – раз и навсегда – «Двенадцать разгневанных мужчин».

Забудьте о демократии – она и вас, и всю страну погубит, - вот что провозгласил фильмом «12» его создатель

Никита Михалков выпустил свой римейк «12» (хотя сам он отрицает, что это римейк) ровно полвека спустя.
И произвел фурор.

Сравнивать «12» с «Двенадцатью…» бессмысленно. И столь же бессмысленно рассуждать о художественных достоинствах михалковского фильма, в котором полно логических неувязок, а замечательные актеры, включая самого Никиту Сергеевича, играют на уровне скверного «капустника».

Перед нами прямое и чрезвычайно прямолинейное публицистическое высказывание, смысл которого и потряс (а вместе с тем, и расколол) общество.

Забудьте о демократии – она и вас, и всю страну погубит, - вот что провозгласил фильмом «12» его создатель. Погубит, как погубила бы воля (то есть освобождение из-под стражи) того самого чеченского мальчика. В тюрьме ему (и вам!) безопаснее!

А если уж не в тюрьме, то под плотной перманентной опекой «бывшего офицера» (из тех, которые бывшими не бывают), нехотя выдающего себя за художника, - то есть, опять-таки, в «темнице народов».

Форма суда присяжных (причем не современного российского, а американского, в котором от коллегии требуется единогласный вердикт) в фильме Михалкова заведомо условна, а потому и мертва.

Михалковские мужчины (и женщины) разгневаны, скорее не по Люмету, а по Эльдару Рязанову.

Члены гаражного кооператива, в конце концов осознающие, что и гаражи-то им – в отсутствие «сильной руки» - не распределить по устраивающей всех (и вроде бы всеми желанной) справедливости.

А «сильная рука» - она, знаете ли, справедлива по определению.

В великом фильме Люмета присяжные - тоже метафора, однако, метафора живая. Это настоящий суд – и, вместе с тем, настоящий срез американского общества. Потому что и суд присяжных в Америке настоящий.

В отличие, увы, от нашего, представляющего собой сплошное недоразумение .

Объявлено о переименовании площади Декабристов в Сенатскую (фото: ИТАР-ТАСС)
Объявлено о переименовании площади Декабристов в Сенатскую (фото: ИТАР-ТАСС)
И едва ли не каждым своим решением (вспомним «новгородское» дело, вспомним оправдание Квачкова, не забудем и о скандалах, связанных с присяжными, по делу Френкеля) раскалывающего общество (именно что как михалковская лента) вместо того, чтобы его – как положено подлинному суду присяжных - сплачивать.

Причина этой «ненастоящести» отечественного суда присяжных не в отсутствии традиции (была в царской России такая традиция) и не в недоразвитости гражданского общества, и не в коррумпированности судебной системы, хотя на практике, разумеется, имеет место и то, и другое, и третье.

Причина в том, что, скопировав (с изменениями) западный институт суда присяжных, мы почему-то провели его по разряду либеральных ценностей, тогда как он, напротив, представляет собой явление антилиберальное (исторически – долиберальное, а сейчас – атавистически контрлиберальное).

Наши либералы неизменно ратуют и за суд присяжных, и за отмену смертной казни «в одном пакете», доказывая тем самым свою феноменальную ограниченность.

Потому что суд присяжных и смертная казнь связаны неразрывно.

Истинный и единственный смысл суда присяжных в том, что государство не имеет права убивать (казнить) своих подданных. Эту прискорбную необходимость, когда она возникает, берет на себя общество.

Суд присяжных – это единственный общественный институт, имеющий право, вынеся вердикт «Виновен и не заслуживает снисхождения», постановить тем самым от имени всего общества (но не государства): «Этому человеку нет места среди живущих!».

Даже среди томящихся за решеткой.

И, вместе с тем, это единственная причина, по которой сам институт суда присяжных существует. Во всех остальных смыслах профессиональная юриспруденция (пусть подчас и коррумпированная, пусть и с сильным обвинительным уклоном) куда компетентнее.

Напомню, что суду присяжных подлежат только лица, обвиняемые в тягчайших преступлениях (за которые по закону предусмотрена, в том числе, и смертная казнь) и категорически отрицающие собственную вину.

Вердикт коллегии присяжных означает для них в большинстве случаев или электрический стул, или мгновенное освобождение из-под стражи.

В тех штатах Америки, где не отменена смертная казнь, любой тамошний Чикатило может гарантированно избежать ее, признавшись в содеянном и тем самым избежав суда присяжных.

Пожизненное заключение он получит (два пожизненных, три пожизненных – в американской судебной практике бывает и такое), но судья ни за что не сможет вынести ему смертный приговор, потому что такое решение не будет подкреплено вердиктом гражданского общества (в лице коллегии присяжных).

Таким образом, в Америке признание действительно смягчает наказание (своевременное – то есть еще до суда – признание), тогда как у нас эта юридическая норма сплошь и рядом оборачивается собственной противоположностью.

С другой стороны, и сами присяжные, осознавая, что решают вопрос не о свободе или тюрьме, а о жизни или смерти, подходят к своей гражданской миссии с особой ответственностью и почти не принимают заведомо хулиганских протестных решений (хотя порой бывает и такое).

Любопытно, что логика неразрывной связи между институтами суда присяжных и смертной казни была поначалу ведома и отечественному законодателю.

Напомню, что в нашей стране был введен мораторий на смертную казнь (и на вынесение смертных приговоров) до тех пор, пока суд присяжных не будет сформирован в каждом из субъектов федерации. То есть предполагалось вынесение смертных приговоров только на основе обвинительного вердикта присяжных – и это было, по меньшей мере, разумно.

Однако в дальнейшем возобладал либеральный энтузиазм: подавай нам и суд присяжных, и отмену смертной казни «в одном флаконе» !

И, соответственно, отечественный суд присяжных стал позорищем. Или, если угодно, посмешищем.

В этой статье я не высказываю собственного отношения ни к суду присяжных, ни к смертной казни (любая из этих тем требовала бы куда более развернутой аргументации). Я обращаю внимание на неразрывную связь этих институтов именно что с либеральной точки зрения.

Но не с точки зрения либерал-идиотов, воистину не ведающих, что творят.

И тут мы возвращаемся к переименованию площади Декабристов в Сенатскую.

Понятно, зачем это делается: польстить судьям Конституционного суда, перебирающимся в Петербург с откровенной неохотой.

Одновременно с изменением названия площади переименовывают, кстати, и две станции метро – «Улицу Дыбенко» и «Проспект Большевиков» (сохраняя, впрочем, названия за самими улицами).

Чем не угодили абстрактные «большевики» и вполне конкретный Дыбенко - понятно. Но чем, спрашивается, не потрафили нынешним «переименователям» декабристы, входящие, казалось бы, в корневой каталог отечественной истории и культуры?

Объяснения предлагаются откровенно анекдотического свойства. Оказывается, всё дело в Пушкине! Это же он дерзко сказал Государю Императору: «Будь я тогда в городе, непременно оказался бы с друзьями на Сенатской».

Ну, а уж если Пушкин назвал площадь Сенатской, то так тому и быть!

Отдельный вопрос: а зачем отправился бы Пушкин вместе со своими друзьями на Сенатскую? И кем, собственно, были эти друзья – уж не декабристами ли?
И чем, собственно, знаменита сама площадь?
Но так глубоко не думают.

Как и в случае с судом присяжных.
У нас как-то вообще не принято думать глубоко.
Да и просто думать.