Глеб Простаков Глеб Простаков Китай и Россия сыграют в игру на раскол Европы

Первым в топку экономической войны с КНР американцы, вне всяких сомнений, бросят Евросоюз, который является вторым по значимости после самих США торговым партнером китайцев. Однако плюшек, которые предлагает Китай, может оказаться недостаточно для того, чтобы европейские страны предали гегемона, – слишком велика зависимость от США.

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

15 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

В Бишкеке в Душанбе жалуются на резкое ужесточение контроля за въезжающими гражданами этих стран в Россию. Гастарбайтеров тщательно проверяют на пунктах пропуска, и многих отправляют обратно.

10 комментариев
6 июля 2008, 12:00 • Авторские колонки

Екатерина Сальникова: ТВ из «ссоциума»

Екатерина Сальникова: ТВ из «ссоциума»

«Ты что, не рубишь, тут люди ходют, тут машины ездиют, тут вон с колясками, с малыми детями, с покупками. Тут нельзя бегать козлом у всех остальных под копытами. Тут улица, блин, тут с-ссоциум».

Так, отхлебывая пиво из бутылки, поучал папа своего сына, шаркая по тротуару. Не прибавляю и не убавляю ни слова из реального пассажа.

Произносилось это не в Москве, а в Евпатории, провинциальном русскоязычном курорте.

Город обильно украшен телевизионными тарелками. Телевидение, как известно, вещает сразу для всех. Тут можно посмотреть примерно тот же набор каналов, что и в Москве. А по местным (относительно местным) каналам идет изрядное число «наших» программ и сериалов. Мир в провинциальной телетарелке не сильно отличается от мира, на который мы привыкли взирать, включая телеящик у себя в столице.

Однако смотрится и читается телекартинка в провинции совершенно по-другому. Наверно, из-за «ссоциума».

В последнее время в наш обиход вошли слова, ранее считавшиеся антиразговорными. Информация, виртуальное, комфорт, адекватность и вот, наконец, социум.

Слово «социум» сейчас даже в моде – и, как выясняется, повсюду. Но кое-где его произносят именно как «ссоциум». Видимо, на подсознательном уровне социум не любят, потому что он постоянно к чему-то обязывает и редко помогает. Раньше издевательски говорили «опчество».

Гели от тяжести в ногах существуют, чтоб люди не ждали, когда новый асфальт положат

Там, где страдают от «ссоциума», коммерческая реклама выглядит как заказная социальная, от властей города рядовым гражданам. Чтоб не жаловались и жили согласно телевизионным инструкциям.

Гели от тяжести в ногах существуют, чтоб люди не ждали, когда новый асфальт положат. Питьевая вода в пластиковых бутылках – чтобы не заикались о качестве и количестве водопроводной воды.

«Антонио, мне жарко, Антонио!» – томно жалуется жгучая брюнетка. Спасение приходит от прохладительного напитка и в перспективе от Антонио. О легком освежающем душе – ни полслова. И понятно почему. В городе уже выросло поколение, которое убеждено, что вода из крана способна литься только с 6.00 до 9.00 и с 17.00 до 22.00, а никак не круглые сутки.

В Москве то и дело кажется, что в деталях телевизионный мир имеет прямое отношение к окружающей реальности. То мелькнут в «Званом ужине» такие же тарелки, как у тебя на собственном столе. То увидишь в новостном выпуске те самые улицы, по которым ходишь каждый день. То покажут экзотический курорт, на который друзья агитируют съездить. То кто-то из ближайших коллег даст интервью на центральном канале.

В окружающем тебя столичном мире находится продолжение телевизионных тем – в наружной рекламе и моде, в газетных статьях про политику и в фестивально-выставочных проектах. Кто-то предпочитает жить в той реальности, какую конструирует реклама. А кто-то предпочитает замечать, что вокруг реальность, по поводу которой острят в «Комеди Клаб». Кто-то ощущает атмосферу большой политики, а кто-то – большой экономики и большого спорта.

Провинциальный капитализм обходится без трендов и брендов, коими переполнен телеэкран. И даже если знаменитые названия и универсальные тенденции попадают сюда, они кажутся какими-то случайными или ненастоящими. В магазинчике продаются по нехилой цене босоножки всемирно известной фирмы. Похожи на те, в которых фланируют по подиуму манекенщицы на коммерческом канале моды. Продавщица божится, что получили товар прямо из Италии. А все равно кажется, что ярлыки приклеили сами, да и туфли сварганили не дальше Одессы. Потому что Италия бывает только в телевизоре.

В провинции тоже полно материалов для ремонта. Но наши столичные телепрограммы про дизайн интерьеров здесь смотрят с таким отвлеченным интересом, с каким в Москве некоторые увлекаются документальными сериалами про древние цивилизации. Дизайн интерьеров – это все равно из другой жизни, которая не здесь и даже не сейчас, а в абстрактном времени-пространстве иной цивилизации. Может быть, контакт с нею когда-то и состоится. Может, кто-то даже делает себе крутой евроремонт. Но тогда этот кто-то выходит на виртуальную орбиту, в другое измерение. А посюстороннее измерение – это железные койки, оставшиеся в наследство от бабушек и дедушек или экспроприированные с казенных мест.

В Москве то и дело кажется, что в деталях телевизионный мир имеет прямое отношение к окружающей реальности (фото: sxc.hu)
В Москве то и дело кажется, что в деталях телевизионный мир имеет прямое отношение к окружающей реальности (фото: sxc.hu)
Убойнее всего здесь смотрятся зарубежные фильмы и сериалы, действие которых разворачивается где-нибудь в провинции. Тамошняя провинция перед лицом постсоветской провинции – почти другая галактика. Тоже маленькие домики – но почему-то чистые. Тоже все друг друга знают – но почему-то при встрече улыбаются. Тоже не слишком много кафе и ресторанов – но почему-то в них стараются угодить посетителям. Тоже небогатый выбор в сфере занятости – но почему-то тинейджерки, работающие в тамошнем фастфуде, не выглядят приговоренными к пожизненной каторге. Тоже люди много болтают от нечего делать – но почему-то крайне редко вспоминают о наличии мегаполисов и столичной жизни. Только если того требует сюжет.

Наша реальная провинция глядится в телевизионную идеализированную провинцию – и, лишенная благообразия, пока сохраняет искренность. Наша провинция честно переживает неудовлетворенность своей долей, своей удаленностью от магистралей современного бытия, своей обделенностью новшествами и интересными событиями.

От телевидения здесь ждут показа не окружающего, а витающего за горизонтом мира. Мир в телеэкране – мир, который далеко и напротив.

Он необходим не только для расширения информационного поля.

Телереальность тут задает иную тональность общения.

Где еще человеку улыбаются просто так и часто? В телевизоре. Где еще о здоровье человека заботятся так регулярно и ласково – то «жменьку» активированного угля заменяют двумя удобными капсулами, то правильные бифидокультуры протягивают вместо чебуреков и шашлыков?.. Опять же в телевизоре. Где еще изображают борьбу за потребителя и уговаривают круглосуточно пользоваться какими-нибудь услугами, а не закрываются на двухчасовой обед и не заканчивают работу в 19.00? Где еще демонстрируют наличие социальных программ поддержки семьи? Где еще всерьез рассуждают о том, как можно было бы улучшить жизнь, если бы это вдруг стало остро необходимо? Где еще помнят о том, что кроме работы продавца, кассира, официанта и бухгалтера есть куча других специальностей и они тоже нужны?

В Москве смотришь телевизор, веришь во многое из того, о чем там говорят и показывают, – и отмечаешь несовершенство своей современности. В провинции смотришь телевизор, не веришь во многое из того, что там мелькает, – и вдруг признаешь наличие позитивных свойств в современности далекой и виртуальной. Даже хочешь, чтобы она немножечко воплотилась и стала доступна здесь, в «ссоциуме».

Общим местом сделались сетования на то, что в телевизоре, мол, мир насилия и потребления, поверхностных чувств и вредных желаний. Якобы ничему хорошему из телевизора не научат. А ведь это как смотреть, вернее, откуда. Из провинции очевидно, что телевидение задает человеку какую-никакую жизненную перспективу. И если у человека есть голова на плечах, он может высмотреть в телевизоре очертания более полноценной и достойной жизни, к которой есть смысл стремиться.

Обитателям российского мегаполиса телевидение скорее занижает планку жизненных притязаний. Но обитателям маленького города, удаленного от больших центров, телевидение планку может и повышать. Засилье рекламы пива – это, конечно, плохо. Но лучше пить пиво, чем переводить зазря медицинские спиртовые растворы, распивая их прямо на клумбах, обрамляющих аптеку. Приходить в экстаз от сериала «Бальзаковский возраст…» – это, конечно, перебор. Но уж если его кто-то смотрит, может, хоть обратит внимание на то, что женщины имеют право на самоопределение, а не только на бытовое обслуживание членов семьи.

Есть стойкое ощущение, что жить в окружающей реальности людям здесь неохота. Но это нежелание загнано в глубину подсознания, откуда его и транслирует телевидение. И потому самый актуальный и значимый рекламный ролик из местных посвящен Интернету. Перед зрителем – цивилизованное безлюдье. Дома и улицы пусты. Кофейный автомат некому остановить, и он давно уже переливает кофе через край чашки. В общем, ужас берет. Раньше так изображали планету после ядерного взрыва… Тут появляется парень: «А где все?» Как ни странно, вопрос не остается без ответа. «В Интернете!» Вот где, оказывается, кипит настоящая жизнь, что и подтверждает дальнейший видеоряд.

На самом деле Интернета пока остро не хватает на всех любопытствующих, да и не каждому понятно, что там делать. Поэтому традиционный телевизор выполняет роль, аналогичную даже не Интернету, а компьютерным играм в Москве. Телевизор тут ценится не за быстроту реакций на события в мире, а за обширность параллельной жизни. Чем больше телеканалов, тем меньше влияние ближнего «ссоциума» на впечатлительные и взыскательные души.

..............