Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

15 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

6 комментариев
17 июня 2008, 17:00 • Авторские колонки

Леонид Радзиховский: 1913

Леонид Радзиховский: 1913

Она была не рыжая и не совсем голая (насколько я успел рассмотреть) – блондинка за рулем «Мерседеса». Но секса в ней было, уверяю вас, не меньше, чем в леди Годиве. Впрочем, я не об этом.

Эта «гений новорусской красоты» летела на бешеной скорости, и мне показалось, что ее занесет на повороте. Ан нет, всё в порядке, прекрасно вписалась и полетела дальше – к любовнику? От любовника к мужу? К парикмахерше? В сауну? На теннис? На встречу с подругой?

Я недолго могу перечислять – убогое воображение, совершенно незнакомое с «Рублевка лайф», очень скоро иссякнет.

Но вдыхая шлейф ее бензиновых духов, я задумался об этом символе сладкой жизни Москвы–2008.

Был такой фильм «Блондинка за углом». Господи, как же всё изменилось за какие-то 20–25 лет! Ладно скроенная добродушная продавщица (Догилева) преобразилась в свою абсолютно стильную дочь, блондинку за рулем – героиню нашего времени.

Сегодня вы не только спокойно можете съездить в Париж – часть Парижа вам дана с доставкой на дом, она в ближайшем супермаркете

Вместо советского общества «потребления из-под полы» – сияет витрина потребления евро-класса. Причем скачком выросло и качество потребления, и количество потребителей. Кто пользовался жизнью тогда? Сфера самообслуживания + начальство + «подпольные дельцы». Ну, о такой мелочи (численно), как «творческая интеллигенция», не упоминаю… На всю страну – миллион-другой покупавших новые «Жигули», ездивших в Карловы Вары и видевших «Эммануэль».

Смешно сравнивать с возможностями, которые есть сегодня у – бизнесменов, чиновников, бесконечных менеджеров, дизайнеров, да просто практически у всех «нормальных москвичей» (и доброй половины петербуржцев) от 20 до 40! Кто бы сколько и зачем ни ныл о «великой державе» и «справедливости», разница между «Волгами» и «Мерседесами» с «Тойотами» слишком наглядна – не переспоришь.

Сегодня вы не только спокойно можете съездить в Париж – часть Парижа вам дана с доставкой на дом, она в ближайшем супермаркете. «Уважаемые россияне» уже с трудом вспоминают и понимают советские «колбасные анекдоты», и не совсем всё-таки ясно, из-за чего советский турист хлопнулся в обморок, зайдя в продуктовый магазин на Западе.

В общем, не буду долго доказывать, что 2+2=4.

Настала – наконец! – новая жизнь. Мы ворвались в тот потребительский рай, за которым погнались в конце 1980-х, когда нетерпеливо ломали «совок». Пришел этот рай чуть позже, чем думали совсем уж наивные, но всё-таки пришел! Прошу, кстати, заметить, что социалистический рай, которым в 1917 году поманили большевики, не пришел – ни через 10 лет, ни через 20 (1937 год!), ни через 30, ни даже через 40–50–60… Из очередей за хлебом перешли в очереди за колбасой, женскими сапогами и «Жигулями» – этот прогресс был. Но обещали людям как будто нечто иное…

В общем, преимущества рыночной экономики перед государственной очевидны. Для честности добавим только: преимущества рыночно-сырьевой экономики. Впрочем, советскую экономику, воспеваемую тов. прохановыми, тоже назвать «высокотехнологичной» можно только с хорошего бодуна. Ракеты и бомбы делали, верно – но их вроде и сейчас делают. А что делают меньше – так и слава Богу. А «безопасность Родины» как будто не страдает от того, что раньше мы могли сжечь весь мир 1000 раз, а сейчас можем это проделать всего лишь 956 раз…

Да, жизнь удалась – нефть заиграла всеми красками. Вот они гордо идут, нефтедоллары, покачивая бедрами, с разрезом сзади до задницы, спереди с вырезом до пупка, загорелые, стройные, как нефтяные вышки, зубы сверкают, глаза сияют, ресницы порхают. «И все поголовно в белых штанах».

Один вопрос – надолго ли?

Сейчас это модное сравнение: 2008 – 1913.

Дело не в бесконечных анекдотически-приторных пережевываниях слова «империя», строительстве домов и издании журналов в стиле модернЪ и постоянной имитации «России, которую мы потеряли».

Дело в другом.

Никогда – ни до 1913, ни, тем более, после, Россия не жила так хорошо. Сытно, спокойно, вольготно.

Никогда – до наших дней.

Сейчас она живет еще куда лучше, чем в 1913 – сытнее, спокойнее, вольготнее. Куда сытнее, куда спокойнее, куда вольготнее.

Понятно, что и тогда, и сейчас всё это относилось далеко не ко всем; понятно, что тогда и сейчас были и кричащие контрасты, и взятки, и несправедливости, и уродское государство, и т. д., и т. п.

Но в целом, повторяю, никогда раньше Россия не жила как в 1913 – никогда столько и так классно не строили, никогда не было такого потребительского бума (пусть только в столицах, но оттуда разливалось и вниз по стране), никогда не было так спокойно и вольно.

Было настолько хорошо, что… Что Россия решила прыгнуть из окна.

Сейчас – еще куда лучше. Опять пора прыгать?

Да, такова популярная точка зрения: Мы – нормально – жить – не – можем. Долго не можем, с жиру беситься начинаем, нефтедоллары в голову ударяют, «не выдерживаем», как по другому (?) поводу писал Достоевский. «Деньги жгут ляжку! Их же надо взлохматить!» – проще выражался Шукшин.

Вот мы и «лохматим»: чудим по поводу абсолютно нам ненужных (как все, честно говоря, понимают!) Абхазии или Крыма… Впрочем, это – мелочи пиара. Абсолютно пренебрежимые величины.

Если колоссу на глиняных ногах суждено поскользнуться и растянуться – то уж точно не на абхазской мандаринной корке и не на крымской виноградине…

Хотел крикнуть блондинке: «Куда ж несешься ты? дай ответ». Не дает ответа. «Летит мимо все, что ни есть за земли, и косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Кстати, о других государствах.

Слухи о том, что они «постораниваются», немного преувеличены.

Вот наши соседи по СНГ.

Азербайджан. Население в 1987 – 6 800 000, а в 2007 – 8 200 000. Рост ВВП за 2007 – 23,4 % (и так уже не первый год!). Конечно, у них социально-экономическая система устроена так, что большинству перепадает куда меньший процент с общего стола, чем у нас, это верно. И всё же, при таких темпах роста скоро, как верно заметил Алиев-младший, «не из Азербайджана в Россию будут ехать, а из России – в Азербайджан».

Казахстан. Население в 1987 – 16 200 000, а в 2007 – 15 300 000 (немцы уехали, русские уехали), уменьшение более чем на 5%. Рост ВВП за 2007 год – 8,5 %.

Теперь сравним с нами. Население РСФСР в 1987 – 145 млн человек, в 2007 – 141 млн. Как видите, слухи о нашем вымирании немного преувеличены, население уменьшилось за 20 лет примерно на 3 %. При этом надо иметь в виду, что уже второй год идет (по крайней мере, в Москве) настоящий бэби-бум, какого я сроду не припомню.

Но и слухи о нашем безумном экономическом росте тоже преувеличены – рост ВВП за 2007 год – 8,1 %. То есть мы растем не хуже, не лучше, чем в среднем растут страны СНГ. Просто, в отличие от советского дурдома, рост выражается не в металлоломе и госплановских отчетах, а в потребительской корзине.

Между прочим, опять же для сравнения и особо для патриотических любителей Империи. В 1987 население СССР составляло 282 млн человек, из них, повторяю – 145 млн в России (51, 4%). А в 2007 население всех бывших республик СССР составляет 285 млн, из них 141 млн в России (49, 4%). Психологически важная грань перейдена – население России меньше половины жителей Империи. Из этого следует, что распад СССР спас Россию от поглощения ее «братскими республиками»… Но это так – к слову.

Блондинка за рулем «Мерседеса» – символ сладкой жизни Москвы–2008 (фото: sxc.hu)
Блондинка за рулем «Мерседеса» – символ сладкой жизни Москвы–2008 (фото: sxc.hu)

Если же выйти за околицу СНГ, то о «постораниваются» вообще лучше не вспоминать.

Объем ВВП России (по паритету покупательной способности) в 2007 году – 2 триллиона долл. Объем ВВП Китая – 7 триллионов, рост за 2007 год – 11,4 %. ВВП Индии – 3 триллиона, рост за 2007 – 9,2 %. Надо ли напоминать, что население Китая почти в 10 раз, а Индии в 8 раз больше населения нашей страны. Так может, лучше нам не поднимать тему «посторанивания»?

Да, не мы одни – мир за эти 20 лет изменился фантастически.

Поглощенные своими проблемами, мы просто не осознаем масштабов перемен – а ведь таких переворотов и за такой ничтожный срок не было, пожалуй, никогда. Перевороты – в абсолютно мирных условиях – не меньше, чем, скажем, с 1930 по 1950. Тогда в результате мировой войны вознеслись над миром США и СССР, рухнула Германия, полностью изменился Китай, начался распад Британской и Французской империй.

Сейчас перемены – ничуть не меньшие – произошли тихо, без силовых столкновений.

Но шарик продолжает крутиться с всё нарастающей скоростью. Вот уже – вроде бы – виден край «Pax Americana». Что же там, за горизонтом? Ни зги не видно… Если падет мировой жандарм – что станет с миром, из-под которого выведут каменные плечи «техасские атланты»? Худо-бедно, но они поддерживали относительный порядок в эти 20 лет. Спасибо им, понятно, никто не скажет, да не в «спасибо» дело, а в том, не наступит ли хаос? И какое место в нем займем мы?

Теперь вернемся в 1913 год. Нет, не от собственной дури погибла Россия – вернее, не только от нее. Мир вышел из пазов – «у Европы ампутировали головной мозг» (Эйнштейн), началась бойня – и «империалистическая цепь порвалась в слабом звене» (Ленин). Не будь этого безумия – устояла бы Россия, а потребительское счастье–2008 пришло бы к нам лет, пожалуй, на десятки лет раньше. Примерно тогда же, когда в Европе…

И теперь не мы – кузнецы своего счастья (несчастья). Да, в 1913 слухи о «смертельной болезни» России были, мягко говоря, преувеличены, она не умерла, а ей просто шрапнелью разворотило туловище, но всё-таки тогда и без всяких внешних потрясений в стране хватало внутреннего напряжения.

Но сейчас и того нет. Нет противостояния власти и общества – общество каменно равнодушно. Нет классовой ненависти – зависть есть, но не кипящая. Нет нерешенного земельного вопроса. Нет партий экстремистов, террористов, а те, кто под них косит, – не более чем шуты гороховые. Нет молодого, неграмотного, обвально растущего населения.

Ничего этого нет. Никакие революции – ни оранжево-коричневые, ни какие другие – нам не светят.

Проблемы у нас самые грубые, вульгарно-материалистические, так что обидно даже. Мы не хозяева своей судьбы – ни в положительном, ни в отрицательном смысле. Мы – «трость, ветром колеблемая».

За 10 лет цена на нефть выросла в 10 раз. Мы поднялись на гребне волны.

Дальнейший рост цены (который сейчас все предсказывают) означает наш дальнейший «фарт», дальнейший закат Европы и США, продолжение сегодняшних тенденций «Китай и Индия – вперед». А по соседству с нами вперед всё больше станут вырываться Казахстан, Азербайджан, Узбекистан – станут уже нам на пятки наступать.

Но каким бы ни было соотношение сил стран, внутри страны нам будет хорошо – новый виток роста потребления.

Да, рост потребления – вот и всё. Никаких новых идей в смысле организации общества – не видно. В этом смысле кажется, что и правда настал «конец истории» – впереди только синусоида цен, неравномерное развитие капитализма, где то одни, то другие выходят вперед, но сами принципы рыночной экономики, глобализации, потребительского общества в любом случае не меняются.

Точно так, как многим в Европе казалось в 1913 году, когда они провожали глазами первые «Мерседесы» с блондинками в широкополых шляпах, мчавшиеся по Елисейским полям с сумасшедшей скоростью 50 километров в час.

..............