Сергей Худиев Сергей Худиев Дехристианизация Рождества – не чисто западная проблема

После падения коммунизма Рождество вернулось в календарь – но традиция праздновать его уже была утрачена, и для многих, если не большинства из нас, сам смысл праздника остался неясен.

16 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Мигранты теряют статус «свободного радикала»

Россия ждет тех, кто готов стать частью ее культуры, уважать ее законы и традиции. Для остальных есть гостевая виза, ограниченные сроки пребывания и билет домой.

15 комментариев
Сергей Лебедев Сергей Лебедев Похищение Мадуро доказало отсутствие международного права

Юристы и политические обозреватели достаточно давно пишут о том, что они называют эрозией международного права, при этом как бы допуская, что когда-то это право работало. На самом деле оно не работало никогда.

17 комментариев
9 мая 2008, 15:40 • Авторские колонки

Юрий Гиренко: Одна на всех

Юрий Гиренко: Одна на всех

День Победы – всенародный праздник. Чуть ли не единственный, одинаково чтимый не только всеми (почти) гражданами России, но и населением бывших советских республик. Но, как ни странно, есть люди, которых это огорчает.

Победа 1945 года – это больше, чем победа в очередной войне. Это победа по-настоящему народная; победа над глобальной угрозой; победа вопреки античеловеческим идеологиям и режимам. Это – Победа.

Победа – не партийный праздник. И потому она объединяет нацию, как никакое другое событие в нашей истории. Более того, Победа напоминает о разрушенном единстве братских народов, оказавшихся после 1991 года гражданами разных государств, подчас враждующих между собой.

Казалось бы, здесь не может быть никакого повода для огорчений и недовольства. Во всяком случае, в России – элитам «новых независимых государств», умеющим доказывать свою состоятельность только «борьбой против русского империализма», тут радоваться нечему. Но уж для России-то Победа должна быть, безусловно, объединяющим символом!

Людей, которым не нужна Победа как символ национального единства, немного – но они громкоречивы, заметны и очень стараются

Но это не совсем так. То есть для большинства обычных граждан, не вовлеченных в политические склоки, всё так и есть: Победа – одна на всех; о ней помнят, ею гордятся, ее празднуют. Но вот в политическом классе и образованной элите всё обстоит иначе.

Простой пример – Георгиевская ленточка. Акция, придуманная группой энтузиастов из РИА «Новости» в год 60-летия Победы, подхваченная обществом, а затем и взятая на вооружение государством. Исключительно удачный символ, равно ценимый и советскими, и несоветскими людьми. Простой и зримый способ не только показать свое отношение к Победе, но и почувствовать свою общность, ощутить единство нации...

Но почитайте, что пишут в интернет-блогах! Оказывается, патриотическая акция вызывает форменное половодье желчи и злобы.

Одни заявляют, что такое использование Георгиевской ленточки ее дискредитирует. Мол, повязанная на автомобильную антенну или, скажем, на пояс джинсов ленточка превращается в тряпку... Надо понимать, что вывешенный флаг тоже становится тряпкой?

Другие заявляют, что, нацепив ленточку, человек присваивает себе незаслуженную награду, поскольку георгиевские цвета – это цвета нескольких орденов и медалей. И бесполезно говорить, что ленточка не имитирует орденскую колодку, а потому никакой наградой не является.

Третьи кричат, что знамя Победы было красным, а потому никаких других цветов у нее быть не может! И наплевать, что красное знамя никак не может быть объединяющим для страны, пережившей коммунизм.

Четвертые брезгливо крутят носами: «Это всё власть придумала, а потому не годится». А то, что инициаторы – Наталья Лосева и ее коллеги – ни с какими властями ничего не согласовывали и официальный статус акция получила задним числом, когда ленточка уже стала всенародным символом, – это не имеет значения. «Власть – за, значит, мы – против...»

Отношение к Георгиевской ленточке – не единственный, но характерный пример. Людей, которым не нужна Победа как символ национального единства, немного – но они громкоречивы, заметны и очень стараются.

Почему? Они говорят: «Не надо загонять нас в одно стадо, мы все разные, должен быть плюрализм». Кто бы спорил. Однако нужно и чувство единства – иначе какая же мы гражданская нация? А нет нации – нет и граждан...

Это всё та же неистребимая интеллигентщина. Ведь если есть национальное единство, то есть и государство. А государство – любое – для интеллигенции всегда зло, с которым надо бороться.

Можно, конечно, не обращать внимания. В конце концов, сколько там той интеллигенции? Да и политически она разгромлена – и никакие попытки консолидироваться в рядах какой-нибудь «Другой России» не удаются...

Вот только другой образованной элиты у нас всё еще нет... Хотя, чем эту отмывать, проще новую сделать. Чем и приходится заниматься. Повторяя: нам нужна единая нация, нам нужно гражданское общество, нам нужна Победа. Одна на всех.