Александр Щипков Александр Щипков Кому нужен раздор между государством и церковью

Вместо опоры на православие и традиционные конфессии режиссер Владимир Бортко призывает внедрить в стране новую искусственную антирелигиозную идеологию, по принципу радикальных реформ в духе ранней советской власти.

2 комментария
Архиепископ Савва Архиепископ Савва Беда утраченного русского православного правосознания будет преодолена

Этот год стал годом прорастания общественного присутствия русского православного человека, общественного измерения его жизни именно как русского православного человека, а не только лишь как безэтнического и безрелигиозного гражданина.

0 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Прямка и протыпрямка против здравого смысла

Продолжаются эксперименты с «украiнською мовою». Причем и на государственном уровне, и инициативными блондинками. Рвение максимально отдалить его от русской литературной нормы имеет все шансы войти в учебники – но не лингвистики, а психиатрии.

18 комментариев
16 мая 2008, 19:30 • Авторские колонки

Юрий Гиренко: Наука побеждать

Юрий Гиренко: Наука побеждать

И еще раз повторю: глубоко правильно, что сегодня главный праздник России – День Победы. Ни в чем наша страна не нуждается так, как в победах. Больших и малых.

На этой неделе питерский футбольный клуб «Зенит» выиграл Кубок УЕФА. Казалось бы, событие чисто спортивное, имеющее значение только для футбольных болельщиков и ничего не значащее для тех, кто не интересуется этой игрой. Ан нет.

Даже совершенно невежественные в футбольных вопросах люди вроде автора этих строк радуются, гордятся, ликуют. И неважно, знают ли ликующие, что такое УЕФА и чего там весит этот кубок (я, например, имею очень смутное представление). Все это перекрывается одним: Наши победили!

И вся страна кричит от восторга перед телевизионными экранами, героев матча носит на руках любимый город, а президент страны зовет их в Кремль и говорит слова, раскрывающие смысл этого восторга.

«Мы так изголодались по таким победам!» – сказал Дмитрий Медведев. И в этом суть. Страна нуждается в победах. Нам – как стране, как нации, как народу – жизненно необходимо чувствовать себя победителями. И у нас на то есть веские причины.

Самый стойкий оптимизм нуждается в подтверждении. Чтобы вырастить в себе психологию победителя, нужно время от времени побеждать

В течение ХХ века в русском национальном сознании вырос и окреп комплекс лузера. Он родился не на пустом месте. К «антропологическому максимализму» православной культуры (определение историка Андрея Кореневского) и «некичливости» национального самосознания (наблюдение писателя Александра Горянина) в позапрошлом веке подмешался интеллигентский нигилизм – и получилась отравленная смесь.

В нашу национальную психологию вросли лузерские комплексы. Уверенность, что у нас все хуже всех. Что мы фатально отстаем. Что ничего хорошего «в этой стране» быть не может… «Потому что вот все у нас так», – резюмировал поэт.

Словосочетание «национальная гордость» в России ХХ века стало звучать как диагноз неприличной болезни. А слово «патриотизм» употреблялось не иначе как в сочетании со словами «квасной» или «последнее прибежище негодяев»… Ну да, был еще советский патриотизм – но это была сфера официоза, которого нормальные люди в обычной жизни чурались…

По моему глубокому убеждению, многочисленные беды, обрушившиеся на страну в ХХ веке, во многом были порождены именно этими комплексами. Мы, по сути, накликивали беды на свои головы – и получали их регулярно и помногу.

Получилось как с яхтой капитана Врунгеля. Он хотел назвать ее «Победа», но первые две буквы отвалились… И на капитана с его кораблем посыпались неприятности. Только у страны неприятности были покрупнее и совсем не смешные.

Мы стали понимать, что для победы надо чувствовать себя победителями. Надо уметь радоваться победам (фото: Reuters)
Мы стали понимать, что для победы надо чувствовать себя победителями. Надо уметь радоваться победам (фото: Reuters)
А успех не приходит к тем, кто в него не верит. На рубеже веков осознание этого факта стало проникать в наши головы. Возник спрос на оптимизм, на позитив, на психологию победителя. Мы стали понимать, что для победы надо чувствовать себя победителями. Надо уметь радоваться победам.

Но самый стойкий оптимизм нуждается в подтверждении. Чтобы вырастить в себе психологию победителя, нужно время от времени побеждать. Причем победы должны быть яркими и заметными.

В этом смысле победа в каком-либо международном спортивном турнире – очень значимый символ. Поскольку это победа страны (хотя на футбольное поле и выходит всего 11 человек). И победа, ценная если не для всех, то для огромного большинства граждан страны, независимо от пола, возраста, вероисповедания, национальности и партийности.

Надо учиться побеждать. И радоваться победам, когда они случаются. Тогда они будут случаться чаще. От этого все только выиграют.