Ирина Алкснис Ирина Алкснис Нетерпимость к воровству у государства объяснимо выросла

В России растет число расследованных коррупционных дел. Прошедший год показал, что никакие должности не дают индульгенцию, даже если это замминистра, министры или губернаторы. Это указывает на общие изменения мировоззренческих подходов в госуправлении.

8 комментариев
Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

38 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
20 марта 2008, 12:30 • Авторские колонки

Дмитрий Соколов-Митрич: Дорога смерти

Дмитрий Соколов-Митрич: Дорога смерти

Недавно я прокатился по одной федеральной трассе. Называется «Балтия». Одна из важнейших транспортных артерий России. Шоссе международного сообщения.

«Бои под Ржевом еще не закончились» – первое, что приходит в голову, когда въезжаешь по ней на территорию Тверской области. От Шаховской до Зубцова еще можно ехать с нормальной скоростью, хотя уже очень жалко подвеску.

После Ржева разгоняться быстрее шестидесяти получается лишь мелкими перебежками – и тут же приходится расплачиваться за это наездом на очередные колдобины, выбоины и промоины. С каждым километром кажется, что хуже быть уже не может, и, тем не менее, дорога становится еще хуже. Оленинский, Нелидовский, Западнодвинский и Торопецкий районы – это уже самая настоящая катастрофа. Крейсерская скорость – 20 километров в час.

Вопрос, жалеть или не жалеть подвеску, уже не стоит, потому что если ее не жалеть, то придется вызывать эвакуатор уже через пару километров. «Highway to hell». «Мама, мы в аду!» Дорога смерти: до подвески ли тут?

Убиенная трасса никогда не умирает одна. Она тянет за собой все живое

Я видел в России много плохих дорог, но, как правило, это были «просто плохие дороги». Что такое «просто плохая дорога»? Это, например, такая дорога, на которой глубокая колея и много колдобин, но в светлое время суток между ними всё-таки можно лавировать на скорости 70–80 километров в час. Ну да, иногда на пару секунд придется выскочить на встречку, иногда все-таки угодить колесом в очень злую яму, но при всём при этом то, чем ты в этот момент занимаешься, еще можно назвать ездой на машине.

Еще один вариант «просто плохой дороги» – это так называемая «стиральная доска», но такая, по которой все-таки можно ехать по принципу: «Больше скорость – меньше ям» – и быть уверенным, что доедешь до места назначения. «Просто плохой дорогой» можно даже обозвать убитую наповал полосу асфальта, но при условии, что она называется не федеральной трассой, а имеет какое-нибудь полупроселочное значение.

Такого рода дорожный беспредел уже как-то легализовался в нашем сознании. Мы, конечно, материмся, но все-таки едем и даже иногда умудряемся не нарушать правил. Но трасса «Балтия» нынешней весной – это за гранью даже среднероссийского понятия о добре и зле. В том виде, в котором она сейчас существует, эта федеральная дорожка убивает не только подвеску у машин, но и последние остатки патриотизма в головах водителей.

Государство, в котором так выглядят главные транспортные артерии, не может называться даже страной третьего мира. По крайней мере, так кажется, когда на первой скорости перекатываешься с колдобины на колдобину и позади у тебя уже 7 часов такой езды. И с каждой минутой всё больше хочется сделать этой стране какую-нибудь гадость – например, уехать из нее и не вернуться. Или хотя бы отстегнуть ремень безопасности.

Участок в 190 километров между Ржевом и Торопцем я ехал ровно сутки минус 10 часов на ужин, сон и завтрак. Ночевать остановился в мотеле «Загородный дом». Хороший такой мотель, уютный, продуманный и недорогой.

На каждом углу висят ящики для замечаний на тему сервиса. Обслуживающий персонал приветливый, но на шутки типа «а давно ли «мессершмидты» улетели?» реагирует нервно.

</p><p>Я видел в России много плохих дорог, но, как правило, это были «просто плохие дороги» (фото: rtwrider.net)

Я видел в России много плохих дорог, но, как правило, это были «просто плохие дороги» (фото: rtwrider.net)

– Мы тут скоро зубы на полку положим, – пожаловалась мне горничная. – У нас уже неделю назад половину работников сократили. Почему? А вон, посмотрите на трассу – тишина. Люди перестали по ней ездить. Даже дальнобойщики предпочитают делать крюк по Минскому шоссе. Сюда попадают либо те, кому нужно именно в здешние места, либо кто не знал, в каком состоянии это дорога, и, как говорится, попал.

Убиенная трасса никогда не умирает одна. Она тянет за собой всё живое. На протяжении 200 с лишним километров тверского участка «Балтии» свернута вся придорожная торговля, закрыты временно или уже навсегда многие кафе и закусочные, барахтаются из последних сил гостиницы, мотели и санатории, скучают операторы бензоколонок, несут убытки перевозчики, которые теперь вынуждены делать крюк в сотни километров, мучаются дачники, которых угораздило купить дома в этой местности.

Когда я в последний раз проезжал здесь полтора года назад, мне запомнилась очень милая закусочная перед самым Торопцем, которую держали муж с женой. Ее теперь нет. В Нелидовском и Западнодвинском районе то и дело попадались торговцы охотничьими трофеями, домашними заготовками, пирожками, бутербродами, чаем из самовара. Их теперь нет. Не видать проституток и торговцев бензиновыми чеками.

Даже гаишники, которые тогда мирно паслись на обочинах, теперь забились по постам ДПС и носу не кажут на свои асфальтовые делянки. Превышение скорости в этих местах – это уже из области фантастики.

– А у нас и так-то работать негде, – жалуется горничная. – Тут ведь города одни из самых пропащих в области. Я сама из Нелидова – там еще в 90-х годах все шахты позакрывали, да и в Торопце, Белом, Западной Двине ничуть не лучше. Многие кормились на трассе – а теперь дороги нет, сдохла дорога.

Проехав еще километров 30 за 2 часа 15 минут, я по важному делу припарковался на обочине. В ушах зазвенела мертвая тишина. Мне показалось, что я стою на берегу очень странной реки, которая почему-то никуда не течет.

Прошлой весной по этим же местам проезжал вице-премьер Сергей Иванов. Тогда он еще считался одним из возможных преемников. Иванов вернулся в Москву, созвал пресс-конференцию, хватался руками за голову и называл эту дорогу «тихим ужасом». Это я к чему? Это я к тому, что в Москве об этом ужасе знают. Не могут не знать.

С тех пор ужас стал еще тише. Неживой ужас.

Новый президент обозначил свою программу в виде четырех «И». Вторая «И» означает «инфраструктуру». Возможно, если бы Дмитрий Медведев проехал по «Балтии» вместе с Сергеем Ивановым, он поставил бы это «И» на первое место.

Там, где такие дороги, нет места ни институтам, ни инвестициям, ни, тем более, инновациям. Инфраструктура – это скелет экономики. Были бы кости – мясо нарастет. Костей нет. Есть только вражеская полоса искалеченного асфальта, который еще немного – и пробьет мой бензобак.

Обратно я предпочел ехать в объезд – через Андреаполь, Пено, Осташков, Торжок и далее по Ленинградке. Заехал в Тверь. В областном управлении автомобильной магистрали «Москва – Рига» очень удивились, когда я поделился своим культурным шоком. Сказали, что такая ситуация на «Балтии» каждую весну и уже не первый год. Объяснили, что эта трасса 20 лет не видела капитального ремонта и держалась на одном лишь ямочном ремонте.

Пожаловались, что в этом году зима была очень нехорошей: то плюс, то минус, и поэтому асфальт разворотило немного раньше времени. Пообещали к маю его снова залатать и до следующей весны сделать «Балтию» «просто плохой дорогой». Пожелали счастливого пути.

Спасибо.