Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

7 комментариев
8 февраля 2008, 12:28 • Авторские колонки

Наталья Радулова: Четвертая ошибка Золушки

Наталья Радулова: Четвертая ошибка Золушки

Как же мне эта сказочная девица надоела! Всё, это последняя ее ошибка, которую я так подробно анализирую. Последняя. Но, пожалуй, главная.

Я родилась в небогатой семье на юге Украины. Родители-учителя сколотили мне отличное приданое: два доллара. Помню, как папа торжественно вручил их мне со словами: «Многие миллионеры начинали с доллара. А ты стартуешь с более выгодных позиций. Так что – вперед». И я стартовала. У меня была цель: зарабатывать на жизнь творчеством. Например, гениальные стихи гусиным пером писать, оперы какие-нибудь ставить, балеты там. Не знаю. Что-нибудь эдакое. Достойное молодого фармацевта.

Не важно, кем ты мечтаешь быть – дояркой или космонавтом. Надо идти за мечтой

Однако мои тетушки начали чуть ли не за ноги хватать меня: «Куда ты рвешься? Какое творчество? Сиди лучше в деревне – вон бабушкин дом свободен, а за него, между прочим, двести баксов дают. Работай себе в аптеке, учи украинский – скоро вся документация на нем будет. А главное – жди жениха хорошего. Богатый мужчина, какой-нибудь шофер с базы – твоя единственная надежда на нормальную жизнь».

Но я рвалась к жизни ненормальной. Поэтому сначала поработала немного в Одессе, увеличила свой капитал до ста долларов, а потом, упаковав пожитки в интернационально-клетчатую сумку, отправилась в плацкартном вагоне покорять Москву. Что было дальше – примерно понятно.

Я не стала миллионером, но умудрилась стать не самым последним в этой стране журналистом. И я живу на деньги, которые зарабатываю с помощью текстов, написанных на русском языке. Вот получу гонорар за эту колонку – колбасы куплю. Разве не прекрасно? А ведь могла сейчас сидеть в деревне, пересчитывать упаковки аспирина и жаловаться покупателям: «Ой, кума, не знаю, де моего носит. В район, наверное, с дирэктором поихал, а калоши так и не пэрэобув. Позоррыще!»

Я не говорю, что жить в деревне – это плохо. Не важно, кем ты мечтаешь быть – дояркой или космонавтом. Надо идти за мечтой. Идти, а не сидеть и ждать, когда приедет спаситель с базы и заявит: «Я сделаю тебя счастливой! Доверься мне! Мы укатим за горизонт на моем прекрасном грузовике! Дыр-дыр-дыр!»

Иначе, пока спасителя нет, ожидальщицам придется всё время сокрушаться, используя известный монолог Золушки: «Неужели этого никогда не будет? Неужели не дождаться мне веселья и радости? Ведь так и заболеть можно. Ведь это очень вредно – не ехать на бал, когда ты этого заслуживаешь!.. Хочу, хочу, чтобы счастье вдруг пришло ко мне!.. Добрые люди, где же вы? Добрые люди, а добрые люди!»

Золушки всегда ждут, что кто-то придет им на помощь, вытащит из трудной ситуации и оденет в богатые одежды
Золушки всегда ждут, что кто-то придет им на помощь, вытащит из трудной ситуации и оденет в богатые одежды.

Золушки всегда ждут, что кто-то придет им на помощь, вытащит из трудной ситуации и оденет в богатые одежды. Они не живут, а постоянно поджидают своего спасителя – Фею или Принца. Золушки считают, что их желания непременно должен исполнять кто-то другой. Они и мысли не допускают, что раз это их желание, значит, именно они и должны что-то делать, чтобы оно исполнилось.

Причем такую тактику «ничегонеделанья» Золушки используют всегда, во всех бытовых ситуациях. Аня и Сергей, например, всегда проводили выходные так, как предлагал Сергей: отправлялись либо в гости к его родителям, либо смотрели дома телевизор. Ане совершенно не нравился такой отдых. Она тихонько жаловалась друзьям: «В гости к его родителям мы отправляемся вчетвером: я, Сережа, наш сын и валерьянка. А сидеть дома целый день тоже не хочется. Ну почему, почему Сереже ничего другого не приходит в голову? Ведь мы могли замечательно проводить время в каком-нибудь парке или даже за городом!»

Аня подробно объясняла, куда бы они могли поехать и чем бы занимались. Но ничего не делала для того, чтобы эти планы осуществились. Она просто сидела и ждала, когда сильный и смелый Сережа возьмет их с сыном в охапку и вывезет любоваться зимним лесом.

Она, конечно, пыталась ему намекнуть. А однажды даже расплакалась: «Почему ты ничего не делаешь для нас? Ты же знаешь, что я хочу на природу». Сережа растерялся. Как? Что? Куда? Он и понятия не имел. Просто слышал, как Аня несколько дней подряд говорила что-то поэтическое про морозный воздух и заснеженные ели. Ему, Сереже, эти ели и даром не нужны, но если жена так настаивает... «Отлично! – сказал он. – Проведем выходные за городом. Занимайся подготовкой, Анечка».

Анечка с воодушевлением стала упаковывать в сумку свитера, а вечером, когда Сережа вернулся с работы, радостно побежала ему навстречу:
–Ну что, заказал?
– Что заказал? – удивился Сергей.
– Как что? Номер в каком-нибудь подмосковном пансионате.
Сережа опять удивился:
– Разве я этим должен заниматься? Это ведь твоя идея.

Тут-то переломный момент и наступил. Ох, как ее ломало, Анечку-то нашу. С одной стороны, она, благодаря Интернету и своему любопытству, уже много знала про подмосковные пансионаты. Могла бы сама туда экскурсии возить. Но, с другой стороны, а как же сказки про принцев и прочих рыцарей? Это она, Анечка, должна сидеть в светелке и ждать, как устроится ее судьба. А мужчина пусть шурует во внешнем мире – драконов убивает, балы устраивает, лес рубит, туфельки хрустальные подбирает. В общем, делает то, что нужно ему и хочется женщине.

Но. Жизнь – это не сказка про инфантильных дамочек. Все-таки пришлось Ане действовать самостоятельно. Она звонила, бронировала номер, разрабатывала маршрут, планировала все развлечения. В итоге они отлично отдохнули: катались на лыжах, играли в снежки, лепили снеговика, плавали в бассейне, ездили на экскурсию в ближайший городок. На семейном совете было решено время от времени повторять такие уик-энды. Аня была счастлива не только из-за прекрасно проведенных выходных, но и из-за того, что научилась принимать решения самостоятельно. И самостоятельно выполнять их, а не ждать, что кто-нибудь это сделает для нее.

Вывод: никто не мешает тебе занять выжидательную позицию вместо того, чтобы действовать. Ты можешь бесконечно ныть и упрашивать: «Можно я пойду на бал? Ну пожа-а-а-алуйста. Пожалуйста, пожалуйста». Ты можешь долго надеяться, что кто-нибудь обязательно тебя туда отвезет («Без всяких просьб и хлопот с моей стороны, потому что я ужасно гордая, понимаете?»).

Ты можешь надеяться, что кто-то подставит тебе свое сильное плечо – особенно если ты тонешь или зачем-то карабкаешься на стену. Но если ты планируешь жить «как взрослая», то рассчитывать надо прежде всего на собственные силы. Капризная фортуна, мифические спасители и даже два доллара тут ни при чем. Никто не составит счастие твоей жизни, кроме тебя самой. И это реальность, а не сказка.

..............