Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

10 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

4 комментария
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

2 комментария
19 ноября 2008, 10:00 • Авторские колонки

Дмитрий Соколов-Митрич: Роман и Людмила

Дмитрий Соколов-Митрич: Роман и Людмила

В городе Шуя Ивановской области живет семья Шмидтов. Роман и Людмила. На этой неделе у них родился 15-й ребенок. Но папе-Шмидту далеко до крестьянина Васильева, который два с лишним века назад, будучи в законном браке, нарожал в той же Шуе 87 детей.

«...Того ж уезда владения Николаевского монастыря у крестьянина Федора Васильева, которому от роду 75 лет, было две жены, с коими прижил он детей: с первой – четыре четверни, семеры тройни да шестнадцатеры двойни, итого 69 человек, с другой женой – двои тройни и шестеры двойни, итого 18 человек; всего же имел он с обеими женами детей 87 человек, из коих померло 4, налицо живых 83 человека».

Это цитата из переписи 1782 года, направленной в Московскую губернскую канцелярию из Шуйского уездного суда. Ее можно найти в «Дополнениях к Деяниям Императора Петра Великого», том 18-й, год издания 1797. А еще проще — в Книге рекордов Гиннеса, где шуйский крестьянин Васильев занимает свое место давно и прочно как абсолютный рекордсмен всех времен и народов по деторождению в моногамном браке.

Чадородие считалось в те времена благословением свыше... Поэтому не думаю, что жены Васильева роптали, скорее наоборот – им все завидовали

Судя по косвенным данным, таких «васильевых» в тогдашней России хватало. Известно, например, что в 1755 году ко двору был представлен крестьянин из села Введенское Яков Кириллов 60 лет от роду. Отец 72 детей – 57 от первой жены и 15 от второй. Причем история умалчивает, остановился ли он на достигнутом. Что же касается 87-детного папаши из Шуи, то он вошел в анналы лишь благодаря историку Ивану Болтину. А точнее – французскому ученому Леклерку, который в 90-е годы XVIII века написал очень поверхностное историческое исследование о России. Болтин так оскорбился, что выдал в ответ целых два тома возражений. Крестьянина Васильева он приводит в пример яркого опровержения тезиса Леклерка о якобы слабом интересе русского народа к размножению.

Профессор Шуйского педагогического университета, археолог и краевед Юрий Иванов пытается мне объяснить, как такое вообще возможно. Чем этот самый Васильев такую ораву кормил? Где он их складировал? Как воспитывал? И главное – почему первая жена от него не сбежала, а вторая согласилась выйти замуж?

– Чадородие считалось в те времена благословением свыше, – отвечает Иванов. – Поэтому не думаю, что жены Васильева роптали, скорее наоборот – им все завидовали. Гораздо более удивительным мне кажется тот факт, что из всех детей крестьянина Васильева умерло в младенчестве всего четверо. В те времена высокую рождаемость компенсировала большая смертность. Скорее всего, это говорит о высоком моральном облике их папаши. Судя по тому, что о нем сообщили императрице монахи Николо-Шартомского монастыря, можно предположить, что он был крепостным, состоящим во владении церкви, а значит, человеком благочестивым и трудолюбивым. Хотя, конечно, никакое трудолюбие не поможет прокормить такую кучу детей. Скорее всего, большинство из них в раннем возрасте поступило в распоряжение монастыря. В общем, по миру, я думаю, никто не пошел.

Сегодня Шуя – грустный старинный городок. Здесь самая высокая в России плотность памятников архитектуры на квадратный километр, но многие больше похожи на руины. И демографическая картинка — типичная для всех маленьких старинных городков нашей страны.

Из 63 тысяч жителей на учете в отделе соцобеспечения состоят более 6 тысяч семей, из них только 150 многодетные. Остальные называются малообеспеченными потому, что пьют родители. В отличие от демографических показателей, цифры по неблагополучным семейкам растут с каждым годом. А вот вам статистика по абортам среди девочек 15–19 лет: почти 2 тысячи случаев. За год. Это данные только из государственных клиник. Их можно умножать на два.

Васильевых в Шуе сегодня несколько сотен. Многодетных среди них всего две семьи, из которых благополучная – одна. Ольга Геннадьевна и Михаил Владимирович. У них шестеро. По сравнению с легендарным предком не густо, по современным меркам — до фига.

Васильевы наших дней — это Шмидты. Роман и Людмила. Их почему-то называют иеговистами, хотя на самом деле они пятидесятники. Не знаю, что по этому поводу говорит статистика, но по моим наблюдениям, наибольшей плотностью многодетных семей на душу населения в России отличаются те, кто называет себя мусульманами, и те, кто считает себя протестантами. Такая вот Святая Русь.

Со Шмидтами я познакомился, когда у них было всего 12 детей: 7 девочек, 5 мальчиков. Перечислять имена бессмысленно. Роман и Людмила поженились в 1988 году и с тех пор рожают в год по ребенку. Отец семейства — сантехник. Сначала работал на дядю, потом решил открыть собственную фирму. Шмидты живут в частном доме: 2 комнаты и кухня. У них подсобное хозяйство, поэтому в 2004 году, когда мы познакомились, весь семейный бюджет составлял 6 тысяч рублей в месяц. Сейчас, наверное, тысяч 10. Или 15. Этого хватает на сытость, чистоту, уют, заботу, бесплатное, но неплохое образование и любовь друг к другу.

Сегодня Шуя – грустный старинный городок (фото: shya.ru)
Сегодня Шуя – грустный старинный городок (фото: shya.ru)

– Гораздо дороже не содержать детей, а откупаться от них, – считает Рома. – Мы слышали, что в Москве люди только на нянь тратят в несколько раз больше, чем мы на всю семью. А еще ведь и телевизор им нужен, и видео – чтобы ребенок меньше беспокоил. Дачу на лето, чтобы услать его туда вместе с няней – надо же хотя бы три месяца в году пожить для себя. Да много чего. В итоге даже те, кто зарабатывает столько же, сколько мы, только в долларах, уже после второго ребенка говорят: «Хватит. Нечего нищету плодить!» Смешно. Но мы никого не осуждаем, – спохватывается Рома.

– Дети – это дар Божий, – изрекает страшную банальность Людмила.

– Вам на это можно возразить, что так и до смерти задарить недолго, – пытаюсь спорить я. – Ведь если не предохраняться, придется каждые девять месяцев рожать.

– Это вам по телевизору сказали? – улыбается мать. – Глупости. В старину никто не предохранялся, а у одного почему-то было 87 детей, а у другого – всего 7. Бог дает столько, сколько человек в состоянии принять, – не больше, не меньше. Нас просто запугали собственными детьми. Это происходит везде – от телевизора до роддома. На меня после четвертого ребенка каждый раз, когда я снова приходила рожать, просто кричали: «Да ты понимаешь, что ты умрешь?! Да ты понимаешь, что это твои последние роды?!» А рядом очередь на аборт стоит – и их почему-то никто не пугает. Но после восьмого врачи оставили меня в покое. Только удивляются, почему зубы на месте, почему волосы не секутся, почему фигура так быстро восстанавливается.

Шмидты никогда ни у кого ничего не просили. Но недавно администрация города, которая раньше смотрела на пятидесятников косо, решила построить для них дом за 1,2 миллиона рублей и еще 300 тысяч дать на обустройство. Сейчас на меня посыплется град упреков. «Да на фига им помогать?!» «Плодятся, как хомячки, а государство им деньги давай! За счет налогоплательщиков!» «Головой надо думать, а не маткой!»

Я даже спорить не буду. Надоело. Уважаемый редактор, можно я скажу таким людям: «Идите в жопу»? Нельзя? Ну ладно, не буду говорить.