Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра, из которой доносились проклятия.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
20 сентября 2007, 14:13 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Молодежь как она есть. Идентичность

Михаил Бударагин: Молодежь как она есть

Михаил Бударагин: Молодежь как она есть. Идентичность

Приближаются выборы, и разговоры о молодежи звучат всё чаще. Пенсионеры – надежда всех партий, но рассчитывать только на них – дурной тон. Технологические удобства не компенсируют общего неприятного фона.

Этот фон тяжелой печатью лежит на предстоящей кампании: именно из-за того, что выборы в России традиционно ассоциируются с людьми старшего возраста, всех тех, кому и должно выбирать депутатов парламента, на участки калачом не заманишь. Всё это – давняя история, поминаемая при случае с известным ворчанием. Ворчанием, однако, дела не исправишь, здесь нужна работа. Прежде всего – по выяснению того, с кем же мы всё-таки имеем дело.

Исследование «Молодежь России», проведенное под руководством консультанта Федерального молодежного избирательного Штаба «Единой России» Андрея Маруденко, выстроено не так, как привычная всем «предвыборная социология».

Только 233 респондента (27%) назвали себя «гражданами», «патриотами», «россиянами», только 31 человек идентифицировал себя с «малой Родиной», городом, селом, регионом

Основная задача сложного по структуре опроса с возможностью подробных ответов – выяснить ценности нынешней молодежи, ее мировоззренческие и политические установки. Результаты исследования и ожидаемы, и неожиданны одновременно: призадуматься есть о чем.

Всего было опрошено 878 респондентов (412 мужчин и 466 женщин) в возрасте от 18 до 30 лет. География опроса – 25 регионов России: от Москвы и Санкт-Петербурга до Приморского края, от Архангельской области до областей Ростовской и Ставропольской, от Калининградской области до Амурской. Среди опрошенных – студенты, служащие, молодые родители, безработные и 18 человек, написавших о себе «домохозяйка».

Первая часть исследования касалась идентичности: респондентам предлагалась определиться с ответами на следующие вопросы: «Что Вы можете сказать о себе, кем Вы считаете себя в первую очередь? Как бы Вы могли ответить на вопрос: «Кто Вы»? Большая часть опрашиваемых, к счастью, идентифицировала себя как людей или же совсем уж оценочно (есть и такие ответы: «зайка», «все – люди как люди, а я – богиня», «молодой, амбициозный юноша с философским настроением»). С одной стороны, принадлежность респондентов к Homo Sapiens очевидна и им, и интервьюерам. Какой смысл делать на этом акцент? Что хочет сказать человек, говоря «я – человек»? Вопрос не праздный. Его можно оставить в стороне, предположив, что «человеческое» – это просто «общее место», необходимое внутреннее умолчание, которое при открытости вопроса (ну, не спрашивать же в лоб – «человек ли Вы?») нуждается в озвучивании. Но смею предположить, что «я – человек» – одна из немногих отдушин в насквозь информатизированном обществе, где для молодежи уже почти реальностью являются и роботы с вампирами, и – что куда важнее – интернет-ники и аккаунты. «Человеческое» оказывается важной частью идентификации, и нельзя не принимать в расчет этот факт.

Отдельная часть ответов касалась идентичности профессиональной: свою принадлежность к деятельности отметили всего 211 респондентов («строитель», «продавец», «общественный деятель», «философ», «директор/начальник», «бармен», «хороший специалист»). Еще меньше – 115 человек – посчитали важным указать свой пол: среди мужчин таковых оказалось лишь 19 человек, среди женщин – 136, всемеро больше. Профессия есть не у всех молодых людей (у многих это – подработка на время, не более), так что идентичность этого рода (и ее отсутствие) объяснима легко. Второй случай – сложней и интересней. 19 мужчин из 416 опрошенных мужского пола – это серьезный упрек обществу, в котором во многом благодаря именно женщинам само положение мужчины уже совсем не столь очевидно выигрышно. Феминистки могут сколь угодно говорить о попрании собственных прав: пройдет еще лет 20, и из этих 19 смельчаков останутся в лучшем случае 6–7. Мамы и бесконечные школьные учительницы так просто фронт не сдадут. Отсутствие маскулинной идентичности – важнейшая черта российской молодежи, которая предпочитает унификацию пола иногда просто ради удобства и спокойствия: ответственность пола, как известно, та еще радость. К слову, на семье, речь о которой пойдет в следующей статье, эта унификация почти никоим образом не сказалась.

Консультант Федерального молодежного избирательного Штаба «Единой России» Андрей Маруденко
Консультант Федерального молодежного избирательного Штаба «Единой России» Андрей Маруденко

Последняя часть ответов об идентичности относилась к стране и социуму, гражданственности и патриотизму. Результаты можно назвать достаточно неожиданными: только 233 респондента (27%) назвали себя «гражданами», «патриотами», «россиянами», только 31 человек идентифицировал себя с «малой Родиной», городом, селом, регионом. И, наконец, лишь 1 (!) опрошенный написал «я – русский». Последнее – крайне неожиданно. Попутно заметим, что в исследовании не принимали участие национальные республики: география опроса охватывала в основном традиционно русские территории. Национальная идентичность (и вообще весь этот блок ответов) касается выборов и партий непосредственно: о русских в ходе этой кампании будут говорить почти все, тема национализма считается одной из самых важных, и, скорее всего, так оно и есть на самом деле, ведь опрошенные – молодые люди, которые и к урнам-то могут не прийти, а у избирателей постарше – «свои есть резоны». Но молодежь в основной своей массе к национализму глуха. Глуха к любым его проявлениям, от гордости за Отечество до нелюбви к «понаехавшим» и иностранцам. Современная массовая культура космополитична и вненациональна: стоит ли удивляться тому, что среди этой воспитанной уже на послесоветских образцах аудитории слова «я – русский» звучат очень негромко.

Куда более опасным представляется другой тренд: молодые люди, согласно опросу, живут вне малых социальных и политических групп. Разумеется, на вопрос «Кто Вы?» никто не ответил «Я – представитель / сторонник партии», но ведь и ответа «Я – студент вуза / житель города» не прозвучало. Поколение 90-х, на которое возлагали большие «демократические надежды», вряд ли их оправдает, ведь демократия всегда начинается «снизу», от тех самых малых социальных групп, которые в ответах не представлены вовсе.

И здесь мы впрямую подходим к ценностям: речь об этом пойдет в следующем тексте. А пока стоит отметить, что свободу («право выбора», «самореализация», «самостоятельность» etc.) выбрали в качестве наибольшей ценности 22 молодых человека из 878.

А вы говорите, гражданское общество…

..............