Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там острее.

4 комментария
Глеб Простаков Глеб Простаков Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

2 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

8 комментариев
13 сентября 2007, 18:00 • Авторские колонки

Баян Ширянов: Гельминты информации – 2

Баян Ширянов: Гельминты информации–2

Баян Ширянов: Гельминты информации – 2

Меня можно подловить на том, что информация может записываться не как моментальный снимок, а с помощью разного рода алгоритмов сжатия. Согласен. Но, как доказал основоположник всей теории информации Клод Шеннон, существует некий предел сжатия информации.

Теперь вспомним про голографический принцип. Древние считали, что любая точка (беря более современные понятия - «квант пространства») Вселенной обладает всей полнотой сведений обо всей Вселенной. Менее древние заявляли, что по шороху листьев могут узнать, что творится на другом конце света. Та же позиция другими словами.

Есть наночастицы, у которых вес в тысячные доли грамма, которые тут же слипаются, а есть и те, что нипочем не желают ассоциироваться

Но если разбить пластинку с голограммой, то на осколках точно такого же изображения, как исходное, не получится. Картинка с обломка всяко будет искажена. И, хотя по ней можно судить об объекте, являвшемся прототипом голограммы, будет существовать область (центральная), где искажения минимальны, и прочие части, где деформации станут настолько велики, что понять ничего не будет представляться возможным (любые области, кроме центральной, начиная с периферии).

Вот тут-то информация и теряется. Это показали создатели теории «лоскутной Вселенной», но сейчас она нам ни к чему.

Если Вселенная действительно голографична, то она голографична по всем основополагающим параметрам. И в первую очередь, по информации.

Пусть Вселенная – билетная лента, вылезающая из щели кассового аппарата. Здесь и сейчас – линия отрыва. По номерам уже видимых билетов можно узнать, какие номера будут дальше, но они ничего не скажут о том, какие вкрапления и где будут у той бумаги, на которой они напечатаны. Но нам не важны детали бумаги, нам важно наличие номера на билете. И, хотя информация о бумаге, ее строении, волокнах, происхождении наличествует, но она отсекается как избыточная. Еще один основополагающий принцип исследуемого понятия. Тут пора вспомнить еще одного классика в исследовании информации – Н. Винера. Он заявлял, что «настоящую информацию измерить нельзя».

Вопрос «Как измерить информацию куска бумаги?» через несколько стадий переходит в «Как измерить информацию элементарной частицы?». И мы в тупике.

Надеюсь, из всего того, что тут уже нагорожено, стало понятно, что информация обладает некими слоями, как торт «Наполеон», которые описывают и определяют свойства материи, которая там имеет место быть, благодаря тому что о ней есть информация. Понятно? Мне – нет. Если брать описания, условно говоря, уровней материи, то можно составить массу плоскостных графиков, учитывающих объекты от нейтрино до метагалактик. Например, график зависимости размеров тела (частицы) от времени его (ее) существования. Или зависимость суммарной энергии объекта от того же времени… Или скорости вращения от времени... Или… или… или…

Нейтрино существует вроде как вечно… Но, опять-таки, какова его полная информация – неизвестно. Электроны-фотоны могут жить секунды, а могут лететь себе 15 миллиардов лет... А вот протоны-нейтроны, тоже вполне долгожители, уже распадаются. Чем более экзотична частица, тем меньше она живет. Z-бозоны, которые сейчас получают, гибнут вообще в момент рождения, но при этом обладают массой, сравнимой с массой ядер второй половины таблицы Менделеева.

С атомами такая же петрушка. Есть легкие и нестабильные, типа Li8, а есть тяжелые и которые вообще не желают распадаться, типа Pb206. Есть молекулы типа LiH, с молекулярным весом 7 ед., живущие долго, а есть теоретическое вещество тетраазидгидразин, вообще разлагающееся в момент образования, есть полимерные молекулы, вес одной из которых может зашкалить за миллиграммы и притом стабильные, как полиэтилен, и есть короткоживущие полимеры. Есть наночастицы, у которых вес в тысячные доли грамма, которые тут же слипаются, а есть и те, что нипочем не желают ассоциироваться, есть камушки в сотни тонн и притом разрушающиеся на глазах, а есть, что стоят тысячелетиями. Есть астероиды с такими же характеристиками. Есть планетоиды и планеты. Есть коричневые карлики и звезды… Короче, если брать логарифмическую шкалу, то получается расширяющийся график-полоса с явно выраженной гребневой структурой. Вершины – острова гиперстабильности, овраги – наоборот. А обычная банальная «простостабильность» – центральная линия и ее окрестности. Что из этого вытекает? Информация непрерывна, хотя и квантуется.

Рыская в поисках оригинальных подходов к нашему предмету, я наткнулся на члена-корреспондента Международной академии информатизации Демина Александра Ивановича. Этот господин постулировал наличие нескольких типов информации: первичной, то бишь направленности движения вещества, при котором появляются его структура и форма, они же вторичная информация и третичная, та, что появляется в результате движения оной формы и/или структуры. Вторичная информация – это описание структуры мира. Эта структура – первична, и уже потом, как третичная информация, находит отражение через оценки.

Тут же заденем теорию информационных структур некого инженера Мареева. Этому господину не понравился подход Колмогорова к теории информации, ибо тот не учитывал одного, но самого принципиального ее свойства. Колмогоров также принимает вероятностные свойства информации, выведенные Шенноном, а также прибавляет к ним «сложность объекта». Сей мыслитель обнаружил еще одно свойство информации – ее ассоциативность. Не в том применении, что при произнесении слова «халва» во рту становится сладко, а в том, что объекты, обладающие информацией, стараются собраться вместе, создать ассоциацию. Правда, сам инженер этим словом не пользуется, предпочитая, как программист, использовать термин «универсальный модуль», из которых что-то там складывается, то ли кем-то, то ли само по себе притягивается.

Впрочем, имеется легенда о том, что информацию можно получать непосредственно, но все равно даже такое получение происходит минимум через одно преломление информации
Впрочем, имеется легенда о том, что информацию можно получать непосредственно, но все равно даже такое получение происходит минимум через одно преломление информации

А не существует, ли ко всему прочему, некого информационного притяжения, выражающего себя в виде информационного поля (пардон за заезженный термин, но тут он в чисто физическом смысле), через которое взаимодействуют предметы (sic! А то о парапсихологию ушибемся).

Инженер Мареев добавляет еще одну категорию – смысл. Ну, в этом он не первый и не последний, однако понятие смысла подразумевает оценку. А оценка –ого или сего зависит от того, кто или что оную оценку производит. То бишь мы дошли до наблюдателя. Собственно его персона постоянно маячила где-то сбоку.

Как только роль наблюдателя стала очевидна для физических наблюдений, возник закономерный вопрос: что происходит там, где нет наблюдателя? Ответ тут же пришел из формальной логики: где нет наблюдателя – нет ничего! Совершенно правильный ответ.

Но он не значит, что на месте обратной стороны Луны, когда на нее никто из людей не смотрит, зияет дырища, и лишь когда там пролетает спутник с фиксирующей аппаратурой, опосредованный наблюдатель, вместо провала резко появляются моря, горы, леса и инопланетяне. Нет. Функция наблюдателя несколько иного рода. Наблюдатель фиксирует получаемую информацию с помощью себя самого, и эта информация вызывает в нем ответную реакцию, сиречь изменения. А вот оценивать эти изменения уже прерогатива наблюдателя сознающего. Посему у обратной стороны Луны наблюдателей – в большегрузный состав не влезет: от фотонов, излучаемых ее поверхностью, через космическую пыль, к планетам, Солнцу и т.д.

И вот, мы задаем вопрос, уже заданный героем рассказа Шукшина «Срезал»: «Так, что там насчет первичности?»

Насчет первичности – просто. Без энергии нет материи. Без материи нет пространства. Без материи нет времени. А вот без информации нет ни того, ни третьего, ни десятого. Таким образом, информация не есть свойство или сведения о процессе. Информация – нематериальна. Или, точнее, надматериальна. Иначе ее можно было бы померить с помощью материальных мер. Информация находится (Nota bene!) вне нашего понятийного мира и поэтому – недосягаема! Она порождает всё, но наблюдать мы ее можем лишь посредством отражения разных степеней: камень – который отражает фотоны - которые попадают на глазное дно – которое кодирует сигналы в мозг – который создает внутри себя мысленную картинку – которую сам же анализирует – результатом коего служит проассоциированный с увиденным образ камня – который уже порождает в сознании слово «камень». Сколько ступеней или степеней искажения?

Впрочем, имеется легенда о том, что информацию можно получать непосредственно, но всё равно даже такое получение происходит минимум через одно преломление информации. Итого, информация доступна исключительно в своих отражениях. Из-за этого и существуют ее разного рода уровни, области применения, сиречь производные от неких «зеркал», в которых преломляется поток информации. Потому и возможны те циклопические ее объемы, описывающие Вселенную. Потому и содержится вся информация о Вселенной в одном кванте энергии или пространства. Потому и невозможен предел насыщения информацией, о котором писал Лем. Потому информация и непознаваема целиком.

Тут можно было бы начать спекуляции на тему «Информация есть Бог», но не начнем. Информация есть следующий уровень существования, после энергии, импульса, массы…

Уже завершая написание сего трактата, я натолкнулся на сайт Вселенная.орг, созданный анонимным автором, который просто вываливает информацию об информации, и причем такую, которая в секунды делает ненужной всё, что я написал.

Вот она:
Примем единицей информации 1Inf – 1 Информ.
Тогда Inf=mc3.
Размерность Inf=Килограмм Метр3/секунда6.
Предыдущие уровни: mc – импульс, m – масса.
Следующий уровень описывается формулой mc4.
Этот уровень содержит то, что порождает информацию, но нам это еще более недоступно, чем сама информация.
Конец информации.

..............