Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседями (как случилось с Речью Посполитой), так и частичный раздел под жестким контролем (как поступили с Германией в 1945 году).

14 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

3 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

14 комментариев
1 сентября 2007, 16:41 • Авторские колонки

Вадим Пономарев: Basement Jaxx обошелся без танков

Вадим Пономарев: Basement Jaxx обошелся без танков

Еще недавно Basement Jaxx знал в России только узкий круг любителей клубного хауса. А теперь героев Ибицы пришел послушать почти полный гигант-клуб «Б1 Максимум». И причина – в русском танке.

Да, так уж получилось, что все клубные достижения Феликса Бакстона и Саймона Рэтклиффа с начала 90-х прошли как-то мимо отечественного поп-мейнстрима. Надо признать, что сами британские музыканты не сильно в те годы усердствовали в деле покорения большой сцены. Они выпустили дебютный сингл Fly Life (1994), который с успехом стартовал в танцевальных чартах своей страны. Получив имя, музыканты увлеклись вполне прибыльными ремиксами – Pet Shop Boys, Roger Sanchez, Lil' Mo Yin Yang. Только через пять лет вышел их первый большой альбом Remedy (1999), ставший событием на танцевальной сцене Европы и США, и группу признали главным наследником Daft Punk. С тех пор музыканты далеко ушли от привычного вида двух диджеев с подтанцовкой и пошли в сторону большого поп-шоу. Престижные премии стали достойным обрамлением этому процессу.

Несмотря на неимоверные габариты, негритянки обладают шикарными голосами и недюжинной танцевальной подготовкой

А вот в России… Несмотря на все усилия мейджоров, педантично крутивших синглы Basement Jaxx на подконтрольных им в России телеканалах, творчество группы никак не хотело трогать сердца российских меломанов. Прорыв случился только в прошлом году, когда китчевое видео на задорную песенку Take Me Back To Your House вдруг сделало то, чего не смогли сделать сонмы треков и ремиксов героев из Брикстона. В клипе мелькали танцующие медведи, бородатые мужики с балалайками и доблестный офицер на танке, увозящий рефлексирующую вокалистку в просторную тайгу.

Видео побило все рекорды популярности, и Basement Jaxx стал невероятно ожидаемой группой. Впрочем, концерт в Б1 показал, что британцам забыли или постеснялись рассказать о причинах популярности Basement Jaxx в России. Никакого реверанса в сторону увлеченной бойким кантри Take Me Back To Your House не случилось – столь нетерпеливо предвкушаемая композиция оказалась засунутой в самую середину концерта, да к тому же весьма невнятно и бездарно исполненной.

Конечно, Бакстон и Рэтклифф остались на своих местах. Но теперь их окружает весьма представительная компания. Помимо барабанщика и перкуссиониста, жирными мазками представлены духовая секция и гитарный саунд, да и сильно похожие на мюзиклы напевы многочисленных вокалисток обогащают привычный альбомный звук. Мартина Бэнг больше не в составе Basement Jaxx, ее заменил десяток крупногабаритных чернокожих мадам с запредельными размерами бюстов. Общее впечатление мюзикла «42-я улица» усугубляет склонность этих вокалисток к блюзовым напевам, в концертной версии почти все знакомые на слух композиции обрели легкий оттенок жизнерадостного Гарлема.

Собственно, никто и не обещал чистоты жанра. Basement Jaxx прославился прежде всего смелым отрицанием любых границ жанра. Сами музыканты определяют свою музыку как диско-гараж, но смело мешают в свой клубный коктейль панк, фанк, рэп, регги. В последнем альбоме Crazy Itch Radio (2006) обильно используются балканские мотивы, которыми музыканты щедро поделились и с Москвой. Собственными мелодиями Basement Jaxx никогда не блистал, зато превосходно умеет обработать готовые.

Всего на сцене оказалось 15 человек. Большинство из них – как раз приглашенные вокалистки. Надо признать, что, несмотря на неимоверные габариты, негритянки обладают шикарными голосами и недюжинной танцевальной подготовкой. Не переставая танцевать, девушки поют сложнейшие вокальные партии. Белая вокалистка всего одна, и она скорее модельных параметров. Однако заметить на сцене ее можно от силы два раза, все остальное – бенефис мюзикловых голосов чернокожих задорных певиц.

Еще недавно Basement Jaxx знал в России только узкий круг любителей клубного хауса
Еще недавно Basement Jaxx знал в России только узкий круг любителей клубного хауса
Гастроли обошлись даже без минимальной сценографии, если не считать установленного под клавишами светящегося логотипа группы. Зато костюмированный карнавал разыгрался на сцене едва ли не с бразильским размахом. Смена костюмов на каждую песню – дело само собой разумеющееся для нынешнего Basement Jaxx. Певицы меняют макияж, меняют яркие выразительные клубные наряды. Причем все переодевания настолько точно просчитаны поминутно, что неизбежно возникает ощущение музыкального спектакля. Это надо видеть – как отрепетированы движения вокалисток под каждый такт. Некоторую анархию позволяет себе только Саймон Рэтклифф, – с удовольствием поет своим не слишком выразительным голосом, валяется на сцене и дурачится с девушками. Словом, отрывается по полной.

Чего ж ему не отрываться, коли почти все партии играет плейбек. Клубная музыка остается сердцевиной дыхания Basement Jaxx, и никакие духовые секции (саксофон, труба, тромбон) или живые ударные не изменят запрограммированность музыки хаус-проекта. Группа порадовала поклонников хитом Romeo, а ближе к концу предпочла углубиться в панк-психоделику и протяжные инструменталы. В финале звучат Good Luck и Where Is Your Head At под строгие взгляды костюмированных горилл.

Звукачи клуба до самого финала так и не смогли справиться с насыщенным звуком Basement Jaxx – лязг и скрежет сопровождают музыкантов, заставляя морщиться и убавлять громкость своих устройств. Ужасающего качества звук не смог, впрочем, испортить настроение тем, кто пришел именно повеселиться. Тем более что группа вокалисток устроила настоящее заводное шоу на сцене – тут и размахивание ожерельем, и садомазо-представление, и лесбийские игрища.

Но в целом концерт оставил странное впечатление. Словно Basement Jaxx уже ушел из бесхитростной клубной музыки, но еще не дошел до большого песенного формата. Вместо мелодий – ритм, вместо драйва – метроном, вместо харизмы – мелькание бэк-вокалисток. Похоже, группа уже осознала свой вектор развития в сторону стадионной поп-музыки, но сил сочинить соответствующий материал пока нет.

..............