Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
19 августа 2007, 18:21 • Авторские колонки

Екатерина Сальникова: Души меньше – анимы больше

Екатерина Сальникова: Души меньше – анимы больше

На фоне кризиса задушевных телебесед сегодня особенно заметно движение отечественной индустрии к анимационному буму. Последней каплей стала программа «На ночь глядя» по Первому каналу.

Ее ведущие Борис Берман и Ильдар Жандарев, в свое время не исчезавшие с ТВ-6 (как давно это было!), смотрятся динозаврами из парка перестроечного периода. А на дворе – эпоха анимационного канала для взрослых «2х2».

Программы подобного сорта выходят в эфир для того, чтобы в этом эфире имелась дополнительная клеточка жизни. Чтобы космос в целом казался более одушевленным и густонаселенным

В передаче «На ночь глядя» есть нечто неуловимо старомодное. Ноль стилизации, ноль иронии, двойной ноль самоиронии. Неспешный ритм без нарочитой занудноватости и растянутости. Улыбчивость ведущих, остающихся серьезными по существу. В то время как последний писк – серьезные физиономии при тотальном иронизировании.

Нет, дело даже не во всем этом, а в том, что оба ведущих как будто не сознают, что на уровне эстетики и самоощущения оппозиционны теперешнему времени. Сознавали бы они это, культивировали бы свою выброшенность из современности – это было бы позицией. А так...

...Сидят аж двое ведущих, оба одинаково интеллигентные, оба в одинаковой манере задают вопросы одному-единственному гостю. Какое-то перепроизводство ведущих на душу приходящих собеседников. Полная иллюзия, что «им там на телевидении» заняться нечем. Да и вопросы тоже такие, будто им там уже и спрашивать не о чем. Но ведь опытные ведущие на то и нужны, чтобы уметь задавать вопросы. Вот они и задают.

А между тем в наше время уже никому не интересно, кто и что ответит, о чем будет рассуждать, как себя проявит.

Программы подобного сорта выходят в эфир для того, чтобы в этом эфире имелась дополнительная клеточка жизни. Чтобы космос в целом казался более одушевленным и густонаселенным. Чтобы человеческое начало как-то себя проявляло желательно покруглосуточнее, наравне с 24-часовыми магазинами и невыключаемыми компьютерами. Даже если ими не пользуешься, греет само их наличие – для порядка, ради гарантий безостановочного функционирования цивилизации и подтверждения вездесущести человеческого разума.

И ведь что любопытно – собеседники-то в «На ночь глядя» внятно себя проявляют. По крайней мере очень заметно, чем Людмила Гурченко отличается от Дениса Мацуева, в космическом, так сказать, смысле. Тем, что вместе с Гурченко интересно думать и про искусство, и про жизнь. А с Мацуевым интересно определять его уровень внутренней дистанцированности от классических представлений о человеке искусства. Поэтому с ним не получается ни про искусство, ни про жизнь. А получается про то, как он легко избегает личностного переживания драматизма и там и сям. Такими Гурченко и Мацуева показали Берман с Жандаревым. Это их заслуга. Не всяким удастся выявить в неконфликтной беседе специфику разных поколений, разных эпох.

Борис Берман и Ильдар Жандарев ведущие программы «На ночь глядя»
Борис Берман и Ильдар Жандарев ведущие программы «На ночь глядя»

А тем не менее, спать хочется. Внутренне подключаться к общению в эфире не тянет.

Профессионализм ведущих ценишь – а сами беседы полуночные не смотрятся и не слушаются. Их сугубая необязательность ужасающе очевидна. Еще один ночной разговор не о политике, не об искусстве, не о любви. Еще одни ночные посиделки в теплой тесной компании. Ночной полет души не удается.

В последние годы у нас произошла полная фальсификация публичной искренности, полная инфляция душевности и задушевности, интимной откровенности и консервативной приватности в жанре интервью. Все и везде, со всех экранов и страниц о чем-то отвечают, о чем-то рассуждают, что-то о себе рассказывают. От реального бытия все эти story остаются не просто далеки – они от него эмансипированы по сверхзадаче.

Это уже не попытка отобразить его, приукрашивая или драматизируя. Это эксплуатация форм документальности ради жанра фэнтези. Неслучайно сейчас очень в ходу квазидокументальные романы звезд, написанные якобы про их личные драмы. Кого-то якобы избивали, кого-то терзали психологически, где-то фигурирует изврат, где-то доминирует печальное «мыло» о семейных хлопотах. А реальность скользит между пальцами, между клавишами компьютера и профессионально поставленными вопросами.

И тогда понимаешь глубинное происхождение популярности канала «2х2», вещающего теперь на Москву и Санкт-Петербург. А ведь есть еще, к примеру, кабельные Jetix, Jetix Play и Jetix Max, тоже специализирующиеся сплошь на мультиках и очень популярные в провинции, где жизнь скучнее телевизора.

Принята концепция, что нарастающий вал анимации в XXI веке обслуживает потребности взрослых, в которых осталось много нереализованной детскости. Это очень трогательная и потому удобная интерпретация про поколение «кидалтов» (kids + adult). И доля истины в ней, конечно, имеется.

Сидит такой кидалт за навороченным ноутбуком, а у самого по экранчику утенок диснеевский ездит и кисточкой все деловые письма закрашивает. Берет такая кидалтка свою фирменную сумку с дорогим и модным содержимым – а у самой к сумке прицеплен какой-нибудь пушистенький зверек вроде мишки или тигрика. Конечно, такие люди будут с энтузиазмом, а главное, с полным сознанием своего права и нормальности, смотреть не только «Южный парк», но и все остальное, от «Приключений Джонни Браво» и «Бэтмена» до «Фантастической четверки» и «Невероятного Халка».

Но за пределами кидалтского стиля есть и другая истина. Уже не трогательная и поэтому совершенно никому не нужная, не удобная, компактно в мозгах не укладывающаяся. И состоит она в том, что стартующий бум анимации является ответом психики на неправду – в формах документального, достоверного, натуралистического, фактурно-убедительного экранного мира. Любовь взрослых к мультяшкам – реакция на упразднение самой попытки объективности или хотя бы фиксации границы между миром вымышленным и миром действительным, достоверным, не подвергавшимся виртуализации.

Виртуальная материя образов пока слишком сильно «косит» под реальную картину мира. Тут и документальные фильмы с игровыми вставками и постановочными фрагментами. Тут и оцифрованный историзм кинохитов. Тут и влияние канона «Догмы» на всю визуальную эстетику рубежа столетий. Тут и бесконечные откровенные беседы с живыми звездами в телеэфире – от которых звезды живее не становятся, а лишь превращаются в виртуальных персон, запрограммированных на разговоры о личном.

Анимация – то образное пространство, где всё-превсё откровенно и абсолютно вымышлено, изготовлено из искусственных материалов, рождено усилиями человеческого разума. И никто не пытается убедить аудиторию в ином.

Смотря анимационные сериалы, не надо гадать о соотношении реального и вымышленного, сознательно искаженного и намеренно сочиненного.

Тут все сочиненное от и до.

Тут всего ровно столько, сколько захотелось сочинителям-создателям. Полное управление вымыслом. Полная свобода от идеи отображения настоящего мира с помощью форм и материалов этого настоящего мира.

То, что взрослые хотят вернуться в детство, – это как-то абстрактно звучит. Да не хотят они туда обратно. Но, столкнувшись с двойной усложненностью жизни и повсеместных визуальных образов жизни, они хотят в чем-то обрести ясность. И знать, что вот этот домик нарисован, а не сфотографирован и не построен по-настоящему, а потом совмещен с компьютерной полянкой. Взрослые устают от вибрирующей достоверности-виртуальности отображенного бытия.

В анимации же изначально образ имеет право не отображать никакую реальность, кроме вымышленной. Это многое проясняет. Это может успокаивать.

Неслучайно знамением наших дней стали анимационные фильмы с теми же героями, что и в игровом ультрафантазийном кино вроде «Человека-паука». Там ведь не столько адаптация к детскому сознанию происходит, сколько отделение художественной материи от иллюзии настоящего трехмерного бытия с реальной физикой и физиологией.

То ли еще грядет в телекультуре будущего. Когда-то Рэй Брэдбери в «451 по Фаренгейту» рисовал картину интерактивного участия человека в теледраме – и подавал это как интеллектуальный апокалипсис, как признак полного вырождения общества. Но интерактивность процветает – и ничего, живем как-то.

Не придавая своим фантазиям колорита антиутопии, так и тянет попрогнозировать в духе американского фантаста. «Он подошел, шаркая дырявыми тапками, к полке, где лежал свежий номер «7 дней» с телепрограммой. Слезящиеся после долгого блуждания по Интернету глаза привычно скользнули по столбикам анимационных ток-шоу. «На ночь глядя» с пластилиновыми Берманом и Жандаревым посмотреть что ли? – подумал он. – Или лучше кукольное «Без комплексов», там Лолите очень потешные декольте делают... Или начать с классических рисованных «Времен» – туда в качестве светлых голов обещали «ментов» ввести. Интересно, что Мухомор сморозит... А вот рисованный «Женский взгляд» с Анастасией Мельниковой мы включать не будем, нас личная жизнь звезд не вдохновляет»... Он бы еще долго сомневался. Но телевизор включился сам от долгого пребывания потенциального зрителя в трех шагах от экрана. Пластилиновые Берман с Жандаревым слушали назидательный анекдот пластилинового Никиты Михалкова. «А хорошо Михалкова озвучили. Интересно, кто, надо титры глянуть», – подумал он и заснул, бухнувшись в кресло...»