Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

6 комментариев
Джомарт Алиев Джомарт Алиев Мы разучились жить по средствам

Кредиты – это внутренние ограничения, которые люди сами накладывают на себя. Добровольно и осознанно или же вынужденно, не вполне понимая последствия. Первое свойственно взрослым, второе больше характерно для молодежи.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

4 комментария
17 августа 2007, 20:00 • Авторские колонки

Самсон Шоладеми: Слово и дело

Самсон Шоладеми: Слово и дело

«Живой журнал» напоминает американский Дикий Запад: пиши о чем хочешь. Никто, кроме виртуального «шерифа» в лице Abuse Team, тебя не накажет. Но на этой неделе над блогосферой распростерлась тень карающей руки российской прокуратуры.

Вообще-то впервые малосимпатичный и пугающий призрак уголовной ответственности за «базар» в Сети явственно проступил еще в феврале 2007 года, когда ЖЖ содрогался от виртуальных драк сотрудника ФЭП Тимофея Шевякова и депутата Госдумы Виктора Алксниса. Народный избранник, задетый в интернет-дневнике оскорбительными комментариями в свой адрес, потребовал от прокуратуры возбудить против ЖЖ-обидчика уголовное дело по статье 319 УК («Оскорбление представителя власти»).

Если дело пойдет и дальше в таком духе, придется российской прокуратуре обзавестись маленьким спецподразделением по работе непосредственно с ЖЖ-«клиентурой

Шума было много. Правда, спустя полгода, согласно нормам УПК, скандальное уголовное дело приказало долго жить. Но осадочек в блогосфере, что называется, остался. Чувство девственной безнаказанности за каждое непотребное слово, по случайному или злому умыслу написанное в Сети, исчезло.

Что делать?

Самый легкий способ перестраховаться – это заняться самоцензурой. Ведь в реальной жизни не каждый из нас готов высказать в лицо непонравившемуся человеку все, что мы о нем думаем. Воспитание, этикет не велит. В конце концов, можно и по морде получить в ответ.

А вот в Интернете ощущение безопасной дистанции для виртуального плевка растянуто до линии горизонта. Поэтому можно и пошалить, обложить трехэтажным матом, пожелать смерти, описать, как ты будешь своего обидчика казнить. Раздолье для фантазии. Или для иронии на грани фола. Ведь все наши угрозы шуточные, правда?

Только вот беда, если нарываешься на людей, у которых с чувством юмора проблемы. А еще хуже, если этот комплекс Несмеяны у них обременен властными карающими полномочиями.

Речь в первую очередь о служивых людях в мундирах – милиционерах. Чего греха таить, большой народной любовью они особо не пользуются, за исключением редких дней оппозиционных мероприятий, когда из толпы демонстрантов слышится фальшиво-задабривающие возгласы «Народ и милиция едины!». И то до первой дубинки.

Например, 22-летнему ЖЖ-юзеру из Сыктывкара Савве Терентьеву крайне не повезло, что у него в городе живут такие обидчивые блюстители правопорядка. За один нелицеприятный комментарий в адрес местной милиции, оставленный им даже не в своем «живом дневнике», а у друга, парню грозит до двух лет лишения свободы.

Самый легкий способ перестраховаться – это заняться самоцензурой
Самый легкий способ перестраховаться – это заняться самоцензурой

На первый взгляд, казалось бы, написал сущий пустяк, свое личное мнение (далее цитирую из материалов следствия):

«…Ненавижу ментов, сцуконах <…> не согласен с тезисом «у милиционеров остался менталитет репрессивной дубинки в руках власть имущих», во-первых, у ментов, во-вторых, не остался. он просто-напросто неискореним. мусор – и в африке мусор. кто идет в менты – быдло, гопота – самые тупые, необразованные представители жив(отн)ого мира. было бы хорошо, если б в центре каждого города россии, на главной площади (в сыктывкаре – прям в центре стефановской, где елка стоит – чтоб всем видно было) стояла печь, как в освенциме, где церемониально, ежедневно, а лучше дважды в сутки (в полдень и полночь например) – сжигали бы по неверному менту, народ чтоб сжигал, это был бы первый шаг к очищению общества от ментовско-гопотской грязи».

Эмоциональная составляющая еще может быть понятна. Но вот зачем так с плеча рубить, сжигать? Согласитесь, и упоминание Освенцима неприятные ассоциации вызывает. В общем, нехорошо.

В «Живом журнале» каждый день появляются сотни, если не тысячи подобных записей, где кто-то кому-то грозит смертью и подробно расписывает расправу (достаточно заглянуть в соответствующие сообщества). Меня самого как минимум три раза грозились вздернуть на веревке, два раза убить бейсбольной битой и по одному разу переехать на машине и облить кипятком. То есть нормальное такое интернет-общение.

Но милиция между виртуальным и реальным умыслом разницы не почувствовала. Если в блоге написано, значит уже замышлено, т.е. некий преступный замысел присутствует. Подразделение «К» МВД Коми быстро вычислило авторство. В скандальных призывах Саввы Терентьева следователи города Сыктывкара с помощью специальной социогуманитарной экспертизы установили, что анализируемый текст направлен на возбуждение ненависти против определенной социальной группы (милиционеров, работников МВД) и на унижение их достоинства, а стало быть, «Терентьев С.С. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 282 УК РФ».

Короткое лирическое отступление.

На минувшей неделе в Сети появился ролик о том, как неизвестные люди, называющие себя ударным отрядом русских национал-социалистов, убивают двух южан: отрезают голову дагестанцу и добивают выстрелом в голову таджика. Через 18 часов душераздирающее видео и ссылки на него удалили, но десятки тысяч людей уже успели посмотреть и соответствующим образом высказаться. Например, Евгений Валяев, помощник депутата Госдумы Николая Курьяновича:

«Хочу напомнить о соблюдении правил безопасности при комментировании подобного рода информации. Не нужно призывать к убийствам, даже в комментариях. Видео, 100 процентов, привлечет обильное внимание спецслужб. <...> Комментарии а-ля «нужно убивать ТАК каждый день каждому русскому!» можно заменить и сказать проще – «на мой взгляд, это видео – эмоциональный, но вполне адекватный ответ на убийства русских солдат в Чечне и т.д.».

Но некоторые, конечно, от одобрительных комментариев, подпадающих под закон о борьбе с экстремизмом, не смогли воздержаться. Правда, ни об одном заведенном уголовном деле по этим фактам мне пока неизвестно.

Но надо отдать должное оперативной работе спецслужб. Через день по цифровому следу, оставленному в Интернете, был выявлен ЖЖ-юзер из Майкопа, который первым выложил в сеть убийственный ролик.

24-летний молодой человек пока проходит в качестве свидетеля.

А вот Савва Терентьев из Сыктывкара морально готовится к худшему. Дело в том, что в середине июля его официально объявили в розыск. А 9 августа 22-летнего ЖЖ-юзера милиция сняла с поезда Сыктывкар – Санкт-Петербург, после чего старший следователь городской прокуратуры предъявил ему официальное обвинение. До суда Терентьева отпустили под подписку о невыезде.

Если дело пойдет и дальше в таком духе, чую, придется в скором времени российской прокуратуре обзавестись маленьким спецподразделением по работе непосредственно с ЖЖ-«клиентурой».

Шутка, конечно. Но маленькая горчинка правды в ней есть.

Так что «следите за базаром» в Сети!

..............