Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

15 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

6 комментариев
30 мая 2007, 08:15 • Авторские колонки

Павел Данилин: Госдума-2008

Павел Данилин: Красный реванш?

Павел Данилин: Госдума-2008

Лето обещает быть очень жарким. Но не в политическом смысле, а в обыденном – климатическом. Однако политические баталии летом тоже должны вестись, по крайней мере, не менее активно, чем грядущей осенью.

Ведь места в следующей Госдуме гарантировали себе только две партии – «Единая Россия» и КПРФ. Гигант «Единая Россия» попросту не заметит 7%-ного барьера, а коммунисты также должны перешагнуть через него достаточно уверенно. Еще три политические партии до последнего будут отчаянно бороться за место под солнцем. Это ЛДПР, «Справедливая Россия» и СПС. Остальные же объединения – «Гражданская сила», «Яблоко», «Аграрная партия» и прочие – будут в той или иной мере успешно мешать как лидеру гонки, так и партиям, у которых будет шанс перепрыгнуть 7%.

В этой связи крайне важным станет то, с какими позициями выходят партии на старт осенью, что они могут предъявить в своих корзинах обещаний, а также каким активом они обладают. Хуже всего позиции, конечно, у СПС. Тем более учитывая, что Белых, Гозман и Чубайс решили отказаться от услуг Антона Бакова, который вел кампании в регионах в конце прошлого и весной текущего года.

Сейчас, например, за «Единую Россию», по данным ФОМ, 31%. ВЦИОМ дает 46%. И это сейчас, еще до начала кампании. Пока можно осторожно прогнозировать, что результат «Единой России» в декабре будет порядка 47–49%

Без гениальности полевиков Бакова, без его драйва и энергии шансов на преодоление барьера у СПС не будет, даже если правые вовсю используют стратегию Бакова без самого Бакова. Можно ожидать, что СПС получит несколько ударов в ходе кампании от своих конкурентов по либеральному лагерю – партии «Яблоко» и от конкурентов по лагерю «демократическому» – от Демократической партии России. Безусловно, против СПС будет играть и «Гражданская сила», поскольку электорат у этих двух партий общий. В такой ситуации перспективы партии Белых крайне незавидны. Учитывая невысокий рейтинг (1%, по данным ФОМ и ВЦИОМ), а также исключительно технологические победы правых на региональных выборах, можно с уверенностью сказать, что, если СПС преодолеет 7%-ный барьер, это будет чудо.

Интересно, что в настоящее время ноздря в ноздрю к преодолению барьера стремятся ЛДПР и «Справедливая Россия». То есть и спроссы, и жириновцы имеют примерно одинаковый потенциал. По данным ФОМ, рейтинг ЛДПР составляет 5%, а у «Справедливой России» – 4%. ВЦИОМ дает ЛДПР 4%, а спроссам – 5%. Более того, как выясняется, «Справедливая Россия» играет на том же самом поле, что и ЛДПР, – на поле безудержной демагогии. Сергей Миронов по накалу предвыборных обещаний, которые он охотно раздает уже несколько месяцев, вполне соответствует Владимиру Жириновскому. Даже эстетическое сходство этих двух персонажей большой политики очевидно любому наблюдателю. Единственное – Жириновский намного более опытный политик. Ну и, естественно, за Мироновым есть такой ресурс, который Жириновский, скорее всего, не сможет применить. Ссылка на то, что создание партии было благословлено Владимиром Путиным, – излюбленный метод агитации спроссов. Скорее всего, по той причине, что больше похвалиться пока нечем.

Получается интересная ситуация: ЛДПР и «Справедливая Россия» будут топтаться на одном и том же газончике, окормлять одних и тех же избирателей. Так что столкновения между ними неизбежны. Более того, скорее всего, эти две партии поведут настоящую войну друг с другом за свой электорат. И, скорее всего, завершится война тем, что в конце ноября стороны начнут лихорадочно пытаться добрать до 7%-ного уровня. Кто из них окажется более подготовленным для гонки конца ноября – покажет время. Партия Жириновского наверняка получит больше 7%. Впрочем, не стоит думать, что «Справедливая Россия» не преодолеет барьер. Она тоже его, скорее всего, преодолеет. Но пока наиболее предпочтительными выглядят шансы на победу в забеге ЛДПР – СР у партии Жириновского.

Лишь две партии могут позволить себе отказаться от фальстарта – «Единая Россия» и КПРФ (фото: Ася Мардо/ВЗГЛЯД)
Лишь две партии могут позволить себе отказаться от фальстарта – «Единая Россия» и КПРФ (фото: Ася Мардо/ВЗГЛЯД)

И вот тут крайне актуальным является то, как поведут себя коммунисты. Сейчас КПРФ, по данным ФОМ, довольствуется 7%-ным рейтингом. ВЦИОМ же дает КПРФ от 10% в середине апреля до 8% в конце мая. На старте избирательной кампании у КПРФ рейтинг будет около 15%. Это произойдет оттого, что уже начнут определяться неопределившиеся, во-первых. Во-вторых, после начала драки между ЛДПР и «Справедливой Россией» от обеих партий уйдет часть избирателей, жаждущая перемен, но не готовая ради перемен влезать в драку. КПРФ – старый бренд, во многом является консервативным брендом. Да и сама партия является консервативной организацией. В этом она в чем-то сродни «Единой России» – партии социального консерватизма.

КПРФ, в свою очередь, традиционно предлагает не социальное, а социалистическое государство. И в этом, кстати, коммунисты даже имеют некоторое преимущество перед единороссами. Социализм давно реабилитирован в массовом сознании, а представление о социальном государстве пока что не до конца сформировано. Правда, других преимуществ у КПРФ нет. Тут и вопрос участия в политике, и вопрос кадров. А главное, «Единая Россия» подчистую обыгрывает коммунистов на пространстве т.н. реальных дел. Речь идет о том, что коммунисты говорят: «хорошо бы сделать то-то». А единороссы уже записывают себе в актив: «то-то и то-то сделано». Соответственно, в сравнении тяжелого бренда КПРФ и тяжелого бренда «Единой России» последний побеждает с большим отрывом по той простой причине, что электорат более лояльно относится к единороссам, видя в них эффективную силу, занимающуюся реальной политикой.

Именно поэтому мандат доверия единороссам подтверждается постоянно населением. Сейчас, например, за «Единую Россию», по данным ФОМ, 31%. ВЦИОМ дает 46%. И это сейчас, еще до начала кампании. Пока можно осторожно прогнозировать, что результат «Единой России» в декабре будет порядка 47–49%.

И вот тут начинается самое интересное – от того, как выступят коммунисты, во многом зависит наличие у «Единой России» конституционного большинства. В случае если те допущения, которые я сделал выше (непрохождение СПС, лидерство ЛДПР перед СР с результатом до 8–9%), состоятся в реальности, КПРФ вполне может спокойно получить вплоть до 25–27%. В этой ситуации список КПРФ становится самым притягательным для заинтересованных сторон.

Но прочь разговоры о дне нынешнем. Если КПРФ уверенно получит второе место с результатом в полтора раза меньшим, чем у «Единой России», это будет означать, что население выдало новому руководству страны вполне четкий сигнал – необходимо продолжать укрепление экономики и суверенитета России. Либеральные реформы останутся в далеком прошлом. Страна будет становиться все более самостоятельной во внешней политике.

Это будет очень интересный новый мир. Мир, где гарантом невозвращения в близкое прошлое – в ельцинские времена – станут коммунисты. Мир, где гарантом невозвращения во времена Советского Союза станут единороссы. Мир, где вместе и «Единая Россия», и КПРФ, и ЛДПР, и «Справедливая Россия» будут строить новую сильную страну, соразмеряясь с выданным им мандатом.

..............