Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
8 сентября 2006, 10:45 • Авторские колонки

Валерий Федоров: Уроки Кондопоги

Валерий Федоров: Уроки Кондопоги

Что произошло в Кондопоге? Какова подлинная подоплека конфликта, ставшего наиболее серьезным вызовом стабильности в нашей стране за последние годы?

Что, наконец, необходимо сделать для того, чтобы локальные конфликты не переросли в противостояние между различными этническими группами, то есть, по сути, в гражданскую войну?

Попробуем взглянуть на происходящее через общероссийский контекст. Прежде всего поймем, как сами граждане нашей страны оценивают ситуацию в межнациональных отношениях. Такую возможность дает последний опрос ВЦИОМ, проведенный нами 1–3 сентября, то есть до Кондопоги, но – после взрыва на московском рынке «Евразия».

Большинство опрошенных (55%) полагают, что острота межнациональных отношений за последний год не выросла, но и не уменьшилась, а скорее осталась на прежнем уровне. 16% опрошенных отмечают определенное улучшение за последний год межнациональных отношений, а 19% - некоторое ухудшение. Причем ухудшение ситуации чаще отмечают жители городов-миллионников (25%).

Те, кто считают, что ситуация улучшилась, отмечают прежде всего рост терпимости, взаимопонимания между людьми (25%), а также общую стабилизацию ситуации в стране (19%). Их оппоненты делают упор на таких явлениях, как рост национализма, межнациональной розни (29%), а также агрессивности, насилия и убийств на национальной почве (25%). Зато меньше, чем раньше, говорят о терроре (14%).

Когда представители одной культуры приходят в иную культурную среду, они должны считаться с существующими там правилами и поведенческими стереотипами

Кто виноват во всем этом? Общего мнения у россиян пока не сложилось, но наиболее популярная у СМИ версия о разгуле русских националистических группировок, инициирующих рост ксенофобских настроений, для самих опрошенных скорее маргинальна. К ней склоняются не более 13% наших соотечественников. Наиболее же распространено мнение, что причина напряженности в межнациональных отношениях – это поведение иноязычных иммигрантов, которые зачастую ведут себя вызывающе, связаны с криминалом, не считаются с менталитетом и психологией коренного русского населения. Такая точка зрения близка 22% опрошенных. К ним примыкают 20%, обвиняющих власти, как центральные, так и местные, в бездействии и неумении придать иммиграции более цивилизованные формы.

Теперь попробуем оценить масштабы такого явления, как «воинствующий русский национализм». 64% опрошенных не смогли указать среди своих знакомых никого, кто бы разделял такие настроения. Еще 7%, напротив, лично не знают ни одного русского националиста, но исходя из информации СМИ, считают это явление широко распространенным. Итого – две трети…

Но есть и 16%, которые лично знают одного-двух русских националистов. Они, правда, считают, что такие настроения – экзотика, исключение из правил. А 12% опрошенных знают «немало» русских националистов среди своих знакомых и считают это явление широко распространенным. Несколько больше распространен национализм в молодежной среде: среди опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет 17% знают «немало» людей с такими настроениями.

Как видим, воинствующий русский национализм уже превратился в общественное явление, его наличие фиксирует значимая часть россиян. Но гораздо больше тех, кто говорит о существовании другого, не менее неприятного явления – неуважения иноязычных иммигрантов, «пришлых», к местным традициям, культуре, нормам поведения. Судя по информации, поступающей из Карелии, именно это, а не происки анонимных русских националистов, и стало причиной противостояния в Кондопоге.

Сегодня Рамзан Кадыров громогласно заявляет о своем желании вмешаться в события в Карелии
Сегодня Рамзан Кадыров громогласно заявляет о своем желании вмешаться в события в Карелии

Переселенцы из Чечни – носители традиционного горского культурного менталитета, деформированного под влиянием двух недавних кровопролитных войн. В результате этих событий во многом ослабли издавна культивирующиеся в этом обществе принципы уважения к старшим, ослабло влияние и самого института старейшин. И наоборот, развилось и укрепилось отношение к этническим русским как к «боевой добыче», своим аманатам, заложникам. Как должно реагировать на это русское население? Оно, конечно, терпеливо, и может быть, самое терпеливое в мире, как замечали классики. Но всему есть предел, по достижении которого начинаются вещи довольно страшные. Аффективный протест против культурной и экономической экспансии «пришлых», против насилия и унижений с их стороны вылился в Кондопоге в настоящий бунт. Конечно, «бессмысленный и беспощадный».

Напомним, кстати, что в этом году в мире произошел целый ряд масштабных конфликтов между представителями различных этнических культур. Погромы парижских пригородов арабскими иммигрантами, столкновения между австралийцами и ливанцами на пляжах крупнейших городов Австралии, бойня в бельгийской дискотеке, которую устроили выходцы из Чечни. Столкновения в Кондопоге, безусловно, находятся в одном ряду с этими событиями. Когда представители одной культуры приходят в иную культурную среду, они должны считаться с существующими там правилами и поведенческими стереотипами. В противном случае им вряд ли им стоит удивляться «горячему» приему со стороны местного населения.

Подавляющее большинство россиян не реагируют агрессивно на представителей иных культур, нормально взаимодействуют, общаются с ними. Конфликты и трения начинаются тогда, когда приезжие начинают навязывать коренному населению свои представления о жизни, в которых для этого населения отведена роль, выражаясь терминологией антрополога Поршнева, «кормовой базы».

Ключ к решению этнических проблем находится поэтому в руках самих национальных диаспор в России. Если они воспринимают себя как единое целое и всегда готовы постоять «за своих» – значит, они и должны нести коллективную ответственность за действия представителей своей общины. Именно общины, их неформальные лидеры обязаны призвать к порядку своих сородичей, гарантировать их нормальную культурную адаптацию на местах рассеяния.

Сегодня Рамзан Кадыров громогласно заявляет о своем желании вмешаться в события в Карелии. Вероятно, молодому чеченскому лидеру следует поработать с теми из своих земляков, кто пока не научился вести себя достойно. Уважаемые сограждане! Не будите лиха, пока тихо, потом будет поздно. Думается, что в таком случае шансы на спокойную жизнь и экономическое процветание для нашей страны, всех ее национальностей только повысятся.

..............