Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

8 комментариев
9 августа 2006, 14:16 • Авторские колонки

Леонид Радзиховский: Война. Совершенно разные вещи

Леонид Радзиховский: Война. Совершенно разные вещи

По поводу войны в Ливане недавно печатно высказалась Новодворская. Как всегда, Валерия Ильинична наиболее последовательно излагает позицию радикал-демократов.

Все честные люди должны поддержать Израиль, должны создавать интербригады (как в 1930-е, во время войны в Испании) и ехать помогать Израилю. Почему? Потому, что Израиль «сражается за европейские ценности, за светское государство, за Запад, против мракобесия и религиозного фанатизма». По понятным причинам Новодворская избегает слов про «международный терроризм». Но более того, она, опять же, с присущей ей прямотой заявляет: «И не надо сравнивать Ливан с Чечней – это совершенно разные вещи».

Т. е., яростно осуждая «Хезболлах», она (как и многие правозащитники) и не думает отказываться от своих слов в защиту – если не лично Басаева, то по меньшей мере «чеченского сопротивления», Масхадова и т. д.

Когда в «Ичкерии» судили по законам шариата, когда захватывали заложников, когда пытали, когда проводили теракты против мирного населения, это не было «мракобесием» и «религиозным фанатизмом». Это была – быть может, ошибочная (а может, и не ошибочная – ведь террор орудие слабых, другого выхода не оставалось) борьба за святую национальную независимость, против варварских русских (российских) оккупантов.

Что касается «антисионизма», то здесь все уж совсем просто. Ну не любят они евреев – и все тут! Да, собственно, никто это и не скрывает

Понятно, что точка зрения Новодворской не слишком популярна в России. Зато ее логика более чем популярна. Ровно то же самое «И не надо сравнивать Ливан с Чечней – это совершенно разные вещи» звучит от тысяч людей. И вполне легитимных политиков и простых граждан (в основном анонимных), захлебывающихся от волнения в Интернете.

Все абсолютно то же самое – только наизнанку.

В Чечне шла оборонительная война России против мракобесия и фанатизма (ну и международного терроризма, естественно) – в то время как в Ливане имеет место святая национально-освободительная борьба Народа против варварских израильских оккупантов (а если они и используют «террористические методы», так что делать – с волками жить – по волчьи выть! Террор – оружие слабых). Точно с тем же искренним (или не слишком) гневом, с каким правозащитники в 1990-е смаковали действия российских военных в Чечне, сегодня смакуются действия Израиля в Ливане. Причем если на Западе этим, действительно, занимаются одни и те же люди, одни и те же правозащитники, которые осуждают любые войны – в Чечне, Палестине, Ливане (кстати, и в Ираке), то у нас картина совсем другая.

У нас гуманизм имеет четкий политически-прикладной характер.

Кто «жалел чеченцев» – тем, как правило, почему-то не до жалости в отношении «мирных ливанцев». Кто сходит с ума от жалости к «детям Ливана», как-то куда спокойнее относился к событиям в Чечне.

В одном случае – война все спишет, любое преступление. В другом случае – сама война и есть первое и самое главное преступление.

На самом деле причина вполне прозрачна. На 5% «жалости», как правило, приходится 95% ненависти, и именно она – первична. В одном случае – ненависть к «режиму», к российской «преступной армии», в другом случае – ненависть к «сионизму». Причем хотя всегда говорят, что «режим» никак не равен стране, но слишком ярые ненавистники «режима» часто (особенно в Интернете) без обиняков высказываются и по поводу «этой безнадежной страны» и населяющего ее «быдла» так, что, читая невольно чувствуешь … ну, как минимум неловкость. Что касается «антисионизма», то здесь все уж совсем просто. Ну не любят они евреев – и все тут! Да, собственно, никто это и не скрывает. Чего тут скрывать-то…

Понятно, что точка зрения Новодворской не слишком популярна в России. Зато ее логика более чем популярна
Понятно, что точка зрения Новодворской не слишком популярна в России. Зато ее логика более чем популярна

Надо сказать, что у меня есть некоторое моральное право все это писать, потому что я хотя бы старался быть последовательным. Понятно, война ужасна, людей (любых), естественно, жалко. Но как в 1990-2001-е я признавал безусловную оправданность и необходимость войны в Чечне, так сегодня признаю безусловную оправданность и необходимость войны в Палестине. Терроризм – штука опасная, разговорами не лечится, и его уничтожение есть меньшее зло, чем мирное сосуществование с ним. Другое дело – методы войны, где НЕИЗБЕЖНАЯ жестокость войны переходит в жестокость излишнюю. Но об этом точно не мне судить – на то есть как минимум военные корреспонденты.

Двоемыслие… «У нас разведчики – у них шпионы». «Все животные равны, но некоторые равнее других». Что ж, возмущаться или иронизировать по сему поводу – вполне дешевое занятие. Своя рубашка ближе к телу – ничего не попишешь. И может быть, мне потому легко было быть более последовательным в отношении к терроризму (как я, во всяком случае, думаю), что я в одном случае спокойно становился на сторону России, а в другом так же спокойно – на сторону Израиля. Хорошо устроился – у меня две рубашки! Гражданин России (и не стыжусь этого, хотя и не в восторге от своего государства) и еврей (и тоже не стыжусь, хотя совершенно не считаю свой народ непогрешимым и всегда правым).

Ну, а как мог бы воспринимать эти ситуации (чеченская и ливанская войны) человек, которому не так крупно повезло в жизни, равноудаленный от России, Чечни, Палестины, Израиля? Что взять за критерий?

Мне кажется, что он довольно прост.

На войне счет жестокостей обеих воюющих сторон вести бесполезно. «Первая жертва войны – правда». Это известно.

Разумный и принятый сегодня критерий – в другом.

С точки зрения прав человека если не методы, то результаты войны в Чечне – оправданны
С точки зрения прав человека если не методы, то результаты войны в Чечне – оправданны

Как жили русские в Республике Ичкерия? Плохо жили – у них отбирали имущество (в лучшем случае), они бежали оттуда сотнями тысяч. Как живут чеченцы в России? Да, есть, безусловно, бытовая ксенофобия, есть и милицейские проверки и т. д. Но смешно даже сравнивать! Никто не отбирает у чеченцев имущество за то, что они – чеченцы. Они имеют все права. И, судя по бизнесменам-чеченцам, неплохо умеют ими пользоваться! Это – о сравнении «независимой Ичкерии» и «имперской России». Да и в самой Чечне сегодня, Чечне, входящей в РФ, жизнь для самих чеченцев несомненно лучше, чем во времена Дудаева. Если бы это было иначе – гражданская, партизанская война в Чечне бесспорно продолжалась бы. А она идет на убыль, фактически затухла. Это признают самые ярые «критики» политики Путина. Никакими репрессиями подавить до конца партизанскую войну нельзя – для этого надо так или иначе нормализовать жизнь людей. Таким образом, с точки зрения прав человека если не методы, то результаты войны в Чечне – оправданны. Россия – при всех очевидных недостатках нашего государства – по сравнению со «свободной Ичкерией» – это просто небо и земля.

Если тот же критерий – права человека – приложить к палестино-израильскому конфликту, картина еще более четкая.

Свыше миллиона арабов живет в Израиле. Вполне возможно, что фактически они не имеют полного равенства с евреями – например, им гораздо сложнее пробиться в элиту страны. Тем не менее они представлены даже в парламенте, абсолютно свободно передвигаются, формально имеют абсолютно все права, их дискриминация запрещена законом. А вот евреев в Палестине (и Ливане) вообще нет. Почему? Ну так ясно почему: их там просто убьют.

Если одна из воюющих сторон ОТРИЦАЕТ право другой на существование, а другая – ПРИЗНАЕТ право противника на существование, то для минимально независимого наблюдателя картина конфликта вполне ясна. Действительно, никакой симметрии нет, как верно сказано, «это – совершенно разные вещи».

Таким образом, не вдаваясь в дурную бесконечность истории, где все друг друга обвиняют, где все – жертвы, а агрессоров нет, и не занимаясь анализом реальных и мнимых военных преступлений всех воюющих сторон, можно совершенно спокойно и достаточно объективно оценить, на чьей стороне «правда». Разумеется, относительная правда – ведь правда Абсолютная откроется только в день Страшного Суда.

..............