Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

0 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Запад толкает Украину на последнюю битву

Масштабное поражение украинской армии и стоящего за ней западного политикума и ВПК будет наглядной демонстрацией окончания доминирования Запада и станет важным фактором в изменении геополитического мироустройства.

13 комментариев
11 июля 2006, 22:56 • Авторские колонки

Сергей Минаев: Рабы копирайта

Сергей Минаев: нам скоро запретят петь в душе

Сергей Минаев: Рабы копирайта

И снова здравствуйте, дорогие мои читатели. Не прошло и четырех месяцев с момента выхода моей книги, как она оказалась в центре зарождающегося скандала…

Сегодня мы поговорим об алчности, наглости и глупости. Помните мультфильм «Остров сокровищ»? «Я спою вам песенку про мальчика Бобби. Который очень, очень любил деньги…» Вот и я вам попробую спеть. Как смогу. Главное – будет смешно, обещаю. А я вас, как вы помните, никогда не обманывал. Итак, в начале была книга. Потом был ее успех. А потом появилось письмо.

В ситуации, когда с реальным пиратством бороться не получается, приходится придумывать пиратов виртуальных. Взять автора бестселлера года – и сделать его Главным Пиратом Страны – дешево и сердито

«Как нам стало известно, Вашим издательством осуществляется воспроизведение и распространение книги Минаева Сергея – «Духless. Повесть о ненастоящем человеке» (далее – Книга). Составной частью Книги являются тексты музыкальных произведений (далее – Произведения):
Lou Reed – «Perfect Day»;
The Smiths – «How soon is now?»;
The Smiths – «There is a Light that never goes out».

В соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» данные действия являются воспроизведением и распространением Произведений...»

Вот такое письмецо пришло в адрес издательства «АСТ» от компании «С.Б.А. Мьюзик Паблишинг», официального представителя мультинационального рекорд-лейбла EMI, которому принадлежат права на музыкальные произведения, строчки из которых я использовал в качестве эпиграфов к своей книге. Письмо уведомляло о том, что поскольку EMI не предоставила никаких разрешений на воспроизведение (какое воспроизведение, я что, их напел, что ли?) и распространение произведений в составе книги, то использование их незаконно. Таким образом, книга, из-за этих трех цитат, становится, по мнению чуваков из СБА, контрафактной продукцией, изготовители которой преследуются в гражданском, административном и уголовном порядке. Издательству «АСТ» предлагается «добросовестным образом» перечислить 660 тысяч рублей на счет СБА. Такие же письма пришли в адрес магазина «Букбери» и ТД «Москва». Им предлагают заплатить по 100 тысяч рублей.

Сказать, что я и мой издатель поражены абсурдностью претензий, значит не сказать ничего. Такое впечатление, что люди, затевающие со стороны СБА данный процесс, – маловменяемы. Ну, как, знаете, бывают на свете дурачки, которые обвиняют «Кока-колу» в краже рецепта сиропа у их дедушки, и т. д. Как вы понимаете, область клинической психиатрии ни издательство «АСТ», ни меня не интересует. Можно было бы тут посмеяться и поставить точку, если бы не пара тройка интересных деталей, которые придают надвигающемуся скандалу особый трупный запахпикантный аромат.

В первых строках обращаемся к веб-странице СБА, на которой, в частности, читаем, что «одной из самых серьезных проблем на нашем рынке является проблема незаконного использования интеллектуальной собственности, в повседневном обиходе называемая «пиратством». Таким образом, обозначается первая тема этого фарса – «пиратская». Действительно, когда еще представится шанс взыскать деньги с пиратов? В ситуации, когда с реальным пиратством бороться не получается (да и хлопотно это), приходится придумывать пиратов виртуальных. Взять автора бестселлера года – и сделать его Главным Пиратом Страны – дешево и сердито.

Второй темой является любимая тема отечественного «бизнеса» – шельмовство. Куда же без этого? Очевидно, что компания Mattel, владелец торговой марки «Barbie», никогда не подаст в суд на армянский драмкружок «Синяя птичка», исполняющий на фестивале 8-го микрорайона песенку про «Барби-герл». Дураку ясно, что глупо требовать с поэта, который продает в электричках свои книги, сто тысяч евро за то, что он часто цитирует стихи «Битлз». А вот группе «Аква» и роману «Духless» претензии предъявить не только можно, но и нужно. И дело тут не в том, что «Аква» и «Духless» нарушают авторские права больше, чем драмкружок и поэт-битломан, а в том, что первые два проекта стали явлениями, а самое главное – неплохим бизнесом. Поэтому наши сегодняшние герои, нацепив лицемерную маску борцов за авторские права, и прут буром. Тут можно денег скрысить. Просто. Без затей. Под эгидой благого дела и соблюдения законности.

Обложка романа «Духless»
Обложка романа «Духless»
Как видно, схемы у этих «представителей правообладателя» просты как три копейки. В случае если все мы: АСТ, «Букбери» и ТД «Москва» – падем ниц и пришлем им деньги, представители СБА будут только рады. Фокус удался.

В случае же отказа платить – СБА грозит навлечь на головы издательства и магазинов кары небесные и земные, кроме того, «руководствуясь статьей 49.1 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», мы будем требовать конфискации экземпляров книги». Надо полагать, что из конфискованных книг, августовской ночью, эсбэашники сложат огромный костер во славу Корпоративного Бога, покровителя EMI, и менеджеры обеих компаний, одетые штурмовиками, совершат факельное шествие колоннами по сто человек. Хорошо бы еще пригласить на просмотр данного действа Больших Братьев из Лондона, чтобы подобострастно отчитаться перед ними: «Ура! Мы поймали главного пирата и сожгли все его гадкие пиратские книги». Таким образом, с пиратством в России будет покончено. Хотя бы на словах.

И, наконец, третья – и самая главная – тема всей этой говносаги. То, ради чего все и затевается.

Россия – один из самых больших и самый динамичный рынок в мире. Понятно, что прибрать к рукам наших потребителей – голубая мечта любой мультинациональной корпорации. А уж заставить рынок играть по своим законам – это просто мегабонус. Им нужно создать прецедент. Возвести абсурд в ранг закона. И тут они просто костьми лягут. Это вам не Баян Ширянов с порнографией. За порнуху и наркотики еще пожурят, а вот если ты задел интересы КОРПОРАЦИЙ, пощады не будет! В погоне за гиперприбылью мейджоры готовы поставить значок копирайта на всем. И это принимая во внимание факт того, сколько они уже высосали из своих авторов. Но аппетит приходит во время еды. Их цель – заставить заплатить каждого.

«Музыкальный издательский бизнес в России только начинает развиваться, мы искренне верим, что у этого направления деятельности есть будущее» – снова читаю я сайт компании «СБА». Без сомнения. Когда такие люди в стране советской есть. Я уверен, ребята, с вашими талантами вы устроите всем нам такое будущее, что живые потребители позавидуют мертвым.

Слава богу, что их руки пока не дотягиваются до Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Байрона и прочих Великих Мертвых. Я слышал, что спустя то ли пятьдесят, то ли семьдесят лет после смерти автора права становятся всенародным достоянием. А иначе, уж будьте уверены, эти шельмы непременно побежали бы травить всех тех, кто цитирует классиков, размахивая хоругвями с изображением значка копирайта и выкрикивая лозунги в защиту несчастных мертвых, у которых воруют интеллектуальную собственность.

Вы смеетесь? Зря. Просто поверьте мне на слово, не пройдет и десяти лет, как они начнут хорошо спланированное наступление на сокровища мировой музыки и литературы с целью прибрать к рукам и их.

Таким образом, мир вступит в новую эпоху. Время тотального копирайта. Мировые духовные ценности станут всего лишь «Произведениями»
Таким образом, мир вступит в новую эпоху. Время тотального копирайта. Мировые духовные ценности станут всего лишь «Произведениями»
Сначала все будет мило. Какой-нибудь из телеканалов, принадлежащих мультинациональному холдингу, покажет слезливую передачку про то, как все кому не лень ссылаются, цитируют или просто нагло используют целыми главами ВЕЛИКОЕ НАСЛЕДИЕ, например Оруэлла. В то время как могила классика ветшает из-за недостатка средств. В студию подтянут наивных стареньких деятелей культуры, которые, безусловно, согласятся с тем, что если бы всемирные права на Оруэлла принадлежали, например, компании EMI, то мировая корпорация ежегодно выделяла бы ассигнования на поддержку всего, связанного с жизнью и деятельностью этого великого автора. Ах, как было бы здорово!

Потом подтянутся прочие подконтрольные им СМИ: «Бедненькие, бедненькие. Несчастные мертвенькие классики. Никто не защищает ваши права. Никто не отстаивает ваши интересы в судах…» По мере того как медиамаховик раскачается, через собственное лобби они протащат закон «О защите сокровищ мировой культуры» (именно так лицемерно он и будет называться). Первыми, понятно, закон примут в США. Затем придет очередь Европы. И вот уж настал тот счастливый час, когда мертвый Байрон начал пахать на живого акционера. Сотня тысяч копий «Чайльд Гарольда» – и вот вам новый личный самолет. Также носящий имя поэта. А на его фоне – сосредоточенный чувачок, рассказывающий о том, как он любит Байрона и сколь много времени он тратит на защиту его посмертных авторских прав. Воистину – «и после смерти мне не обрести покой».

Таким образом, мир вступит в новую эпоху. Время тотального копирайта. Мировые духовные ценности станут всего лишь «Произведениями». На основании принятых повсеместно новых законов любое упоминание, ссылка или цитата целого или частей «Произведений» будут преследоваться по закону. Рассказал на уроке стишок – скажи родителям, чтобы прислали нам два доллара. Мы же не изуверы, понимаем, что учеба важна и то, что ты ребенок. Вот вырастешь, за то же самое пришлешь двадцать пять. Спел во дворе песенку – пришли десятку. Сделал это в компании друзей? Сто долларов. Повторно? Условный срок. Снова? Пять лет тюрьмы. Что значит «я не пел»? Ты думаешь, в твоем душе не стоит наш жучок? Не знал, что в душе петь нельзя? Конечно, нельзя. В душе можно только слушать. Купи наш компакт-диск и слушай сколько угодно. Только не подпевай. Брат… Просто мы очень не любим пиратов, брат… Мы защищаем права авторов, брат. Мы плевали на интересы авторов представляем интересы авторов. Наша единственная цель – построить новые виллы в Майами чтобы авторы получали достойные деньги за свой труд.

В нашем ближайшем будущем колонки музыкальных новинок будут выглядеть вот так (содержать только имена рекорд-лейблов и авторов):

«Особенно хороша на первом диске молодой команды The Hornets песня «Crying»© by UNIVERSAL MUSIC. Когда вокалист поет строчки:
«© © ©© © ©© © ©
© © © © © ©© © ©
© © © © © ©© © ©»
© by UNIVERSAL MUSIC,

невольно вспоминаешь великий хит Nirvana – «Polly»© by EMI MUSIC, где Курт Кобейн в припеве напоминал о
«© © ©© ©
©© © ©© ©
© © © © © © ©»
© by EMI MUSIC».

Если, конечно, сами имена собственные не станут принадлежать корпорациям.
Все очень реально: сегодня тебя пытаются засудить за цитату в твоей книге, завтра – за то, что ты поешь в ванной.
Точнее, если у всех нас хватит глупости позволить им это.

..............