Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

8 комментариев
23 мая 2006, 17:08 • Авторские колонки

Андрей Ковалев: Национальный проект Ильи Китупа

Андрей Ковалев: картинки без особого смысла

Андрей Ковалев: Национальный проект Ильи Китупа

В галерее «АРТСтрелка projects» идет выставка «Эпос» Ильи Китупа. Сам художник давно уже живет в Берлине. В таком месте вполне естественно мазать картинки, единственный смысл которых заключается в том, что в них нет никакого особого смысла.

То есть сюжетов туда понапихано масса – всякие дурацкие самолетики, роботы. Ну и прочий совершенно немыслимый мусор, который на полотнах Ильи как-то нелепо копошится, стреляет друг в друга из смешных пистолетиков или провозглашает какие-то глубокомысленные идеи.

Девчонка сообщает мальчику: «Не сейчас». Почему не сейчас? Непонятно, что изменится…

Или самопишущая ручка выводит на холсте надпись: «Спасибо». Не надо, как говорится, благодарностей. Лишнее все это.

Глупости какие-то, детство. Но всякий взрослый и образованный человек понимает, что инфантилизм – страшная сила. С такого инфантилизма и начинался, к слову сказать, великий русский авангард.

Кстати, если говорить о генетических истоках творчества художника Китупа, следует припомнить и концептуализм московский. Вполне можно себе представить, что в своем детстве Илья Китуп читал детские книжки, оформленные Ильей Кабаковым и другими титанами московского концептуализма.

Самое страшное преступление красной империи против человечества – категорический запрет на общечеловеческие ценности, то есть на всяческий трэш

Но все эти странные и меланхолические истории про мальчика Петю и девочку Машу явно никак особо не возбуждали пылкого мальчишеского воображения. Проклятая советская власть. Лишила людей счастливого детства, никаких космических бандитов и одноглазых спрутов-контрабандистов, навязывая взамен каких-то совершенно отстойных пионеров.

А самим членам пионерских организаций хотелось экшена и действия, межгалактических битв и преследования разных там преступных личностей. То есть самое страшное преступление красной империи против человечества – категорический запрет на общечеловеческие ценности, то есть на всяческий трэш.

Эта пуританская политика и привела к тому, что вполне внятные и зрелые люди делают свой сознательный выбор, стоически продолжают воспроизводить свои подростковые фантазмы.

Вот так и сложился, следует предположить, художник Илья Китуп.

Тут я и должен напомнить, что великие слова «шутка юмора» сказал первым вовсе не Мухомор из «Ментов». Этими высокими словами профессионально образованный филолог Илья Китуп определил свои эстетические идеалы еще во времена бури и натиска начала девяностых, во времена геройской галереи в Трехпрудном переулке.

Друг и соратник, Авдей Тер-Оганьян, с которым Китуп как-то сделал перформанс «Карлики» (спрятали ноги в ящике, высунули ботинки в дырки. Смешно), недавно вчистую разоблачил товарища: «Это картинки – о юморе, они не смешны и безумны».

Безумие как аналитическая стратегия – штука, которой нам сильно не хватает.

Бочка с нефтью – и написано: «Нефть»
Бочка с нефтью – и написано: «Нефть»

И вовсе не удивительно, что в настоящий момент Илья Китуп сконцентрировал свои усилия преимущественно на вечных ценностях. Перешел в разряд стойких государственников, утверждает, что жизнь свою готов положить для прославления нашей великой Родины.

Высокий штиль, как и положено истинно высокому штилю, прост и безыскусен. Бочка с нефтью – и написано: «Нефть». Крыша – и написано: «Крыша». Но самая впечатляющая картина называется еще одним ключевым для национального самосознания словом – «Откат». Полотно и в самом деле эпическое – какие-то несчастные персонажи удирают от огромного пузыря со знаком доллара.

Еще один, похожий на пижона-фарцовщика из древнего «Крокодила», бежит с криками: «Евро». По всей этой компании палит из бластера робот с лампочкой вместо носа. Панорама русской жизни. Как точно сказано на еще одной картинке – «Футуризм победит!»

Абсолютно уверен в том, что именно такими картинами и следует украшать госучреждения – думские кабинеты, спецприемники, отделения ГУВД, коридоры прокуратуры, каморки олигархов и хоромы политтехнологов. А для военкоматов очень подошла бы картина с военнослужащим, возлежащим в расслабленной позе «Солдата» Михаила Ларионова, и надписью: «Домой!» Готов спорить на что угодно, что и военная реформа в такой атмосфере пошла бы гораздо успешней.

А для военкоматов очень подошла бы картина с военнослужащим, возлежащим в расслабленной позе «Солдата» Михаила Ларионова, и надписью: «Домой!»
А для военкоматов очень подошла бы картина с военнослужащим, возлежащим в расслабленной позе «Солдата» Михаила Ларионова, и надписью: «Домой!»

С таким талантищем, как у Китупа, можно было бы русских «Симпсонов» или национально-ориентированную «Футураму» создать, стать поп-звездой.

Замечу попутно, что когда-то Китуп таковой звездой уже был. В восьмидесятых он играл в культовой группе «Кабинетъ», но потом занялся таким бессмысленным делом, как художества.

Однако боюсь, что на этот раз ничего не получится – наше самовлюбленное общество еще не способно к столь высокому уровню рефлексии и самопознания, который выражен в блестящих «Симпсонах».

Большой Трэш один только и может спасти нашу страну, стремительно тонущую в мелких волнах мелкого политического глянца. Жаль, что все это мы проскочили впустую.

У поэта-патриота есть, например, отличный стих про одного труженика с галактической станции, которая подверглась нападению космических разбойников. Во время отражения мирный труженик убил одного из них, претерпел духовное перерождение, решил уйти от дел мирских.

Заканчиваются эти прекрасные вирши, достойные того, чтобы стать синопсисом блокбастера, словами: «Я схимником стану и столпником, Прости меня, не обессудь. А мненье дебилов и гопников Меня не волнует ничуть». Но если бы такой фильм по сценарию Китупа кто-нибудь поставил бы, тогда и с патриотическим воспитанием проблем бы не стало.

..............