30 августа, суббота  |  Последнее обновление — 18:01  |  vz.ru

Олег Кашин

 
Олег Кашин (1980). По образованию – инженер-судоводитель, на самом деле – журналист. Работал в «Комсомольской правде», «Коммерсанте», «Известиях», «Русском журнале». Писал для «Лимонки», «Большого города» и еще многих изданий. Сейчас работает в журнале «Эксперт» и молодежной газете «Ре:акция», ведет регулярную рубрику в таблоиде «Твой день» и совместную с Марией Гайдар передачу «Черное и белое» на телеканале «О2ТВ». Кашина одинаково не любят либералы и фашисты, левые и правые, но почему-то никто не перестает его читать. Женат.

Мнения

Наступления армии Новороссии недостаточно для мира. Чтобы Запад согласился на мир, он должен потерять надежду на военную победу Киева. Для мира нужно освобождение Мариуполя и еще хотя бы одного крупного города.
Обсуждение: 79 комментариев

Доллар продолжает быть основной резервной валютой в мире, составляя значительную часть международных валютных резервов. Что же до сих пор удерживает американскую валюту на плаву в океане международных финансов?
Обсуждение: 53 комментария

Сегодня не все классические права человека остались актуальными для покупателя с избирателем. Право на жизнь, к примеру, больше ни к чему: в конце концов, смерть клиента приносит доход не меньший.
Обсуждение: 133 комментария

Идет наступление на всех фронтах: и на севере, и на юге. Если украинская армия и дальше будет драпать такими темпами, то парад в Киеве 6 ноября по случаю его освобождения совсем не выглядит фантастически.
Обсуждение: 486 комментариев

Поначалу это было даже забавным. Видишь – пишет твой хороший знакомый, движим он вроде бы хорошими побуждениями, но вдруг выходит у него какая-то ерунда. Но это давно уже перестало быть забавным.
Обсуждение: 126 комментариев

«Вторжение российских войск на Украину» действительно превращается во второй «Боинг». Активно раскручивается хештег #RussiainvadedUkraine, все либеральные блоги, все аккаунты в «Твиттере» работают именно на эту тему.
Обсуждение: 150 комментариев

За 638 дней в России построено 423 новых производства, что равнозначно введению в строй одного объекта каждые 1,5 дня. Россия стоит на пороге революционных изменений, но вовсе не тех, о которых мечтают наши либералы.
Обсуждение: 417 комментариев

Олег Кашин: Полный Альбац

26 октября 2006, 23:20
Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

Кто-то учится на своих ошибках, кто-то на чужих, а кто-то – ничему не учится в принципе. Радиостанция «Эхо Москвы» на семнадцатом году своего успешного существования неожиданно столкнулась с той же проблемой, которую когда-то пережил певец Киркоров.

Какими будут потери «Эха Москвы» сейчас – пока прогнозировать трудно. Единственное, что можно сказать с очень высокой долей вероятности, – для спасения репутации радиостанции придется расстаться со своей ведущей Евгенией Альбац и ее программой «Полный Альбац». Очередной выпуск «Полного Альбаца» (воскресенье, 19.08) – уже под угрозой срыва. Возможно, редакторам радиостанции придется отказаться в этом выпуске от основной традиции «Эха» - слушательских звонков в студию. Как и два года назад, когда сайт «Миллион против Киркорова» собирал подписи под обращенным к певцу требованием извиниться перед журналисткой, многие пользователи Интернета готовятся к флеш-мобу, участники которого собираются звонить в эфир с единственной фразой: «Альбац, вон из эфира!»

Скандал начался в прошлое воскресенье, когда Альбац пригласила в свою передачу молодую журналистку Анну Арутюнян, написавшую для англоязычного выпуска «Московских новостей» статью об Анне Политковской.

«Многие пользователи Интернета готовятся к флеш-мобу, участники которого собираются звонить в эфир с единственной фразой: «Альбац, вон из эфира!»

Тема передачи была заявлена обтекаемо: «Нужна ли «четвертая власть» российскому обществу?» Уже в эфире выяснилось, что ведущая и двое других гостей в студии (заместитель главного редактора «Новой газеты» Сергей Соколов и обозреватель того же издания Юрий Рост) намерены максимально сузить заявленную тему, сведя ее к обсуждению той самой статьи Анны Арутюнян, которая не понравилась всем троим.

Дискуссия в формате «трое на одного» (так же, как, например, и драка) - это уже не вполне честно, но соотношение сил оказалось только первым из череды сюрпризов, обрушившихся на Арутюнян в эфире.

Начиная разговор, Евгения Альбац упрекнула Анну Арутюнян в том, что она пишет не по-русски («Я вынуждена переводить с английского», - извинилась ведущая перед слушателями), а также в том, что, по мнению автора статьи, «российские читатели воспринимали Политковскую скорее как правозащитника, нежели как журналиста». Анна Арутюнян приготовилась отвечать на эти упреки, но Евгения Альбац, судя по всему, не нуждалась в чьих-то ответах – ответы у нее были готовы. Перебив девушку, Альбац зачем-то пересказала ее биографию (как будто пятнадцать лет, прожитых Анной Арутюнян в Америке, как-то влияют на ее право иметь собственное мнение), затем упрекнула ее в том, что в статье были использованы комментарии Глеба Павловского и автора этих строк, а затем разговор окончательно приобрел характер избиения. Цитирую по стенограмме :

«Е. Альбац: Что вами двигало, когда вы писали?
А. Арутюнян: Нет, я не хотела сказать, что она не искала правду.
Е. Альбац: Вы сказали именно это. Скажите, вам стыдно сейчас?
А. Арутюнян: Нет, мне не стыдно.
Ю. Рост: Жень, прости, пожалуйста. Я думаю, что тут все ясно, думаю, что силы неравны. И самое главное, обида…
Е. Альбац: Видишь, Аня защитить себя не может.
Ю. Рост: Обидно, конечно, что это опубликовано и что молодой человек начинает свою карьеру журналистскую именно с вот такого качества журналистики, если это можно так назвать. Мне это обидно. Я считаю, что в самом начале пути, по существу, она потеряла право, в общем, судить о любом человеке».

К заявленной теме Евгения Альбац вернулась только в конце передачи, заявив: «Мне кажется, что пока возможно написать о погибшем журналисте то, что написала Анна Арутюнян, нельзя рассчитывать на то, что нас будут воспринимать как «четвертую власть».
Но и это еще не все. В своем блоге Анна Арутюнян рассказала о том, что было после эфира: «Как бы то ни было, после эфира, опять в комнате ожидания, как только подошла Альбац, я пыталась выяснить, почему так вышло: «Евгения, я в некотором недоразумении... почему...» (Русский от взволнованности у меня немного поплыл.) И тут началось.

Евгения Альбац (фото: Гульнара Хаматова/ВЗГЛЯД)
Евгения Альбац (фото: Гульнара Хаматова/ВЗГЛЯД)

«Вы должны уйти из профессии», - прервала меня Альбац, по ходу тирады постепенно повышая голос (свидетелей не было, как и диктофона, так что воспроизвожу по памяти). «Я буду теперь следить за всеми вашими публикациями. Вашу статью о Политковской я переслала Катрине Ванден Хювел [редактор американского журнала The Nation, куда я пишу]. Я в Америке знаю важных людей. Вам должно быть стыдно за то, что вы сделали [к тому моменту мне действительно стало стыдно, что я так бездарно и глупо потратила воскресный вечер]. А теперь - вон отсюда!»

Вот такая история.

Дело здесь, безусловно не в личности Анны Арутюнян, которой наверняка не хватает журналистского опыта (что в принципе поправимо), и тем более не в содержании ее статьи. В конце концов, мысль о том, что «российские читатели воспринимали Политковскую скорее как правозащитника, нежели как журналиста» – вполне банальна, даже президент Путин в Германии повторил ее с незначительными вариациями. Понятно, что тем, кто издевался над девушкой в эфире, сама Анна была глубоко безразлична. Хамство ведущих «Эха Москвы» по отношению к гостям в студии, радиослушателям и даже друг к другу давно стало одной из фирменных черт этой радиостанции. До какого-то момента легкая скандальность даже придавала «Эху» дополнительную популярность – но все приедается, приелось и это. Как злому подростку, мучающему кошек, в какой-то момент надоедает таскать за хвосты этих животных – и он (что в принципе логично) начинает их убивать. Пока тоже не надоест.

Но статус общенациональной радиостанции подразумевает все-таки чуть большую ответственность, чем у жестокого тинейджера. За свое хамство нужно отвечать. Ответит ли за него Альбац?

Впрочем, речь не только об узкокорпоративных проблемах «Эха Москвы». Проблема несколько шире. В российском журналистском сообществе сформировалась узкая группировка людей, присвоивших себе право выступать от имени всего журналистского сообщества, раздавать ярлыки, выступать не как журналисты, а как некая «профессиональная совесть», выводы которой обязательны к исполнению и обжалованию не подлежат.

Цветы у портрета журналистки, обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской (фото: ИТАР-ТАСС)
Цветы у портрета журналистки, обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской (фото: ИТАР-ТАСС)
Показателен качественный состав этой группировки. В ней мы не найдем ни одного сколько-нибудь крупного из российских журналистов. «Совестью русской журналистики» не считает себя ни Андрей Колесников, по праву считающийся классиком репортажно-фельетонного жанра, ни его коллега по «Коммерсанту» Ольга Алленова, уже который год остающаяся непревзойденным мастером «кавказского репортажа» - будь то репортаж из Чечни, из Грузии или из Беслана, ни многие другие, менее знаменитые, но бесспорно профессиональные представители деловой, «желтой» или «глянцевой» журналистики – журналисты «Ведомостей» и $mart Money, «Твоего дня» и Hello!, Esquire и GQ. Нет, в «Совесть журналистики» рвутся совсем другие люди – зацикленные на своих прошлых заслугах (реальных или вымышленных), навсегда оставшиеся в начале девяностых или даже в перестройке. Та же самая Евгения Альбац – что можно сказать о ней?

Журналистская звезда этой женщины взошла в конце восьмидесятых с подачи, как чаще всего в те годы и случалось, Егора Яковлева. Этот, бесспорно, великий редактор (тогда он возглавлял «Московские новости») дал тридцатилетней Евгении Альбац «звездное» задание, выполнение которого никак не зависело от ее профессиональных и журналистских качеств. Альбац тогда была беременна, и Яковлев предложил ей в рубрике «репортер получил задание» писать очерки о приключениях беременной женщины. Она писала. Эти очерки, последний из которых повествовал непосредственно о родах, не могли не войти в историю отечественной журналистики. Их интересно перечитывать и сейчас (лет десять спустя, кстати, Альбац вела в «Известиях» колонку о воспитании дочери – той самой). Могут ли они служить мандатом на журналистскую гениальность, не имеющим срока действия? Сомневаюсь.

Тем не менее по факту именно так все и произошло. Уже никто не помнит, чем знаменита журналистка Альбац – но мало кому приходит в голову сомневаться в ее величии. Особенно если учесть ее многочисленные титулы, заставляющие вспомнить Охотника из «Обыкновенного чуда» (он уже ни на кого не охотился, потому что был занят мониторингом охотоведческой литературы – следил, чтобы никто не опроверг его былых заслуг), – главной жемчужиной в этом ожерелье регалий выглядит звание профессора Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ). И кому какая разница, что цена этому профессорству – аппаратный талант ректора ГУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, который такими реверансами в сторону либеральной общественности (кроме Альбац, в ВШЭ профессорствует еще один «большой ученый» - Ольга Романова, уволенная в прошлом году с «РЕН-ТВ» после полемики в «эхомосковском» стиле с новым менеджментом телекомпании) компенсирует свою близость к нынешним властям. Это неважно. Написано «профессор» - значит, профессор.

Проблема дутых авторитетов существует во всех сферах – от журналистики и литературы до медицины и фундаментальных наук. Всем памятен случай, когда корейский биолог Хван У Сук, чьи успехи в клонировании были для корейцев национальной гордостью, при более тщательном рассмотрении оказался почти шарлатаном. Шарлатанов рано или поздно разоблачают. Надо только сделать первый шаг.

Станут ли возможные последствия скандала с Альбац таким первым шагом для российской журналистики?
Иначе – действительно будет полный Альбац.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте Russia.ru. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


← На главную страницуПисьмо авторуПодписка на колонку


Другие материалы этого автора:
  •  Олег Кашин: Звезда, которую не узнают на улицах
    Популярную у либеральной интеллигенции версию, будто Михаил Шолохов не сам написал роман «Тихий Дон», я всегда воспринимал как личное оскорбление.
  •  Олег Кашин: Страшная трагедия в Калининграде
    Любой закон, даже если речь идет о законах журналистики, можно обойти не нарушив. Например, когда я работал в ежедневной газете, редактор (не столько из практических, сколько из воспитательных соображений) жестко требовал, чтобы каждая заметка начиналась со слова «вчера», то есть требовал писать только о самых свежих событиях, а если событие произошло не вчера, то, каким бы оно ни было сенсационным, писать о нем не нужно.
  •  Олег Кашин: Моя форма
    Давно замечено, что люди, не служившие в армии, очень любят носить армейскую или псевдоармейскую форму – все помнят, каким был повседневный костюм Иосифа Сталина, из более свежих примеров стоит вспомнить сценические одежды Майкла Джексона, украшенные всевозможными эполетами и аксельбантами.
  •  Олег Кашин: «Марш несогласных»: первое впечатление
    «Что за движуха?» – «Касьянова повинтили!» – чья-то перекличка у меня за спиной. Оборачиваюсь – действительно, колонна, которая только что относительно чинно следовала по 1-й Брестской за бывшим премьером, смялась, зачем-то свернула в переулок и очень здорово ускорилась.
  •  Олег Кашин: Ближнее зазеркалье
    В прошлые выходные в Южной Осетии прошел, как известно, референдум, на котором почти все население республики высказалось за ее независимость. Месяцем ранее парламент Абхазии обратился к росссийским властям с просьбой принять эту республику в состав России. В начале сентября референдум о независимости был в Приднестровье.
  •  Олег Кашин: «Следствие ведут знатоки». Ретрорецензия
    Недавно я пересмотрел все 22 фильма, составляющие сериал «Следствие ведут знатоки», и крепко задумался о том, что мне с этим богатством теперь делать.
  •  Олег Кашин: Повестка дня
    Однажды мы с одним моим товарищем вместе устраивались на работу в газету. Главному редактору мы понравились, и он повел нас знакомиться с основным акционером издания.
  •  Олег Кашин: Кто убил Анну Политковскую?
    Смерть Анны Политковской потрясла всех. Каким бы ни было отношение к покойной при жизни, злорадствовать сегодня по поводу ее убийства могут только животные, по недоразумению записанные в люди. А таких животных, как выяснилось, в нашем обществе хватает.
  •  Олег Кашин: Яркость и выпуклость виртуального ГУЛАГа
    «Совсем недавно появился сайт фото и кинодокументов «ГУЛАГ – с фотокамерой по лагерям». Это первый сетевой ресурс, в котором вывешены фотоматериалы из архивов репрессивных органов советской власти.
 
 
© 2005 - 2013 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............