Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседями (как случилось с Речью Посполитой), так и частичный раздел под жестким контролем (как поступили с Германией в 1945 году).

14 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

3 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

14 комментариев
11 июня 2014, 14:14 • Клуб читателей

Полуправда и полуложь

Антон Копасов: Полуправда и полуложь

Полуправда и полуложь
@ из личного архива

Несколько послевоенных поколений на Западе никогда не слышали правды о войне, исход которой определил будущее Европы и мира. Большая полуложь привела к искаженному представлению о «благодарности за счастливое детство».

В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Антона Копасова о том, как полуправда превращается в мифы и зачем это нужно Западу. 

Большая полунеправда рано или поздно разродится большой ложью, а та, в свою очередь, наплодит кучу маленьких, но очень ядовитых обманов. Итак, высадка в Нормандии и открытие Второго фронта. Для начала – это для нас он второй, а для западных европейцев – первый и единственный.

1

В Западной Европе укоренилось представление о том, что США освободили мир от фашизма

Мои французские друзья, о которых подробнее здесь, учились в школе в 80-х. Целый год они проходили по истории Вторую мировую войну. Они учились хорошо и до сих пор припоминают названия операций и главные битвы: Д-Дэй, Арденны, Эль-Аламейн, Монте Кассино и т. д. Все это на Западном фронте, между немцами и англо-американской коалицией, в 1944–1945 годах.

Они также знают об оккупации Франции и Бенилюкса в 39-м и о бомбежках Англии в 40-м. О том, чем занималась фашистская Германия с 1941 по июнь 1944-го, им не сообщали. Скорее всего, боролась с двумя десятками голландских партизан, среди которых, как известно, был родственник обворожительной Одри Хепберн.

2

Только в последние годы западные историки начали снимать гриф «секретно» с неизвестной войны на Востоке. Автор популярной серии о Второй мировой войне Энтони Бивор в прологе к своей первой книге «Падение Берлина. 1945» рассказывает о проведенном им эксперименте.

Он предложил нескольким английским студентам-историкам угадать, сколько германских солдат было уничтожено основными участниками антигитлеровской коалиции: Россией, США, Великобританией и Францией. Их ответы и послужили, как он говорит, поводом к написанию серии книг о Восточном фронте.

Студенты, с небольшой степенью расхождений, предположили, что на долю американцев пришлось примерно 70% уничтоженных гитлеровцев, британцев – 15%, французов – 10%, и нетрудно посчитать, сколько досталось Советской армии.

Хочу сказать, что я повторил этот эксперимент среди австралийцев. Моими собеседниками были: инженер, студент, квалифицированный рабочий и финансовый менеджер. Результаты оказались поразительно схожими с биворовскими.

3

Несколько послевоенных поколений на Западе никогда не слышали правды о войне, исход которой определил будущее Европы и мира. Замечу, что даже в тоталитарном СССР мы имели значительно более объективное представление о Западном фронте, чем обитатели «свободного мира» о Восточном.

Большая полуложь привела к искаженному представлению о «благодарности за счастливое детство». В сознании населения Западной Европы укоренилось представление о том, что Соединенные Штаты освободили мир от фашизма и только им народы континента обязаны свободой и независимостью.

Продвигаясь на восток и на 50 лет вперед, история с географией сплелись в совершенный сюр. Молодые литовцы в начале 90-х рассказали мне, как было на самом деле. Оказывается, русские, до того только и оборонявшие Москву, воспользовались американским наступлением и кинулись отбирать у бившихся насмерть англосаксов территории Восточной Европы.

Впрочем, этих ребят трудно осуждать. Для их дедов даже наступление американской армии было неприятностью, не говоря уже о советской.

4

Миф о вечно несущих свободу янки и вечно коварных русских, любящих поживиться за чужой счет, породил убежденность в том, что править Россией может только тиран и никто другой. Сикрет-сервисное прошлое нынешнего президента оказалось очень кстати. Аккредитованные в Москве журналисты разнесли весть о закручивании гаек, подавлении ельцинского глотка свободы, ущемлении демократии.

Доказательства под рукой. В столице осталось только три оппозиционных газеты, независимое НТВ перешло под контроль государства за высказывание альтернативного мнения о чеченской войне, и большинство в Думе имеет партия власти, созданная президентом.

Корреспонденты «Нью-Йорк таймс» не стали сообщать возмущенным российским откатом от западных ценностей читателям, что в их городе оппозиционных газет правящей Демократической партии не было уже лет сорок. О том, что после Вьетнамской войны был принят закон, по которому любая информация из театра военных действий американской армии подвергается обязательной и стопроцентной цензуре перед публикацией.

Аналогичный закон приняла Британия после Фолклендов. Нарушителей ждет тюремное заключение и отзыв лицензии для их издания.

С неохотой копаются западные журналисты в истории политической жизни США. Дело в том, что все двести тридцать пять лет американским избирателям предоставляется поразительно скудный выбор из двух партий. При этом различие в программах этих партий сводится к десятой доли процента подоходного налога.

Большие обманы, как правило, неуклюжи и сами по себе не наносят серьезного вреда. Они создают удобренную почву для появления местных, локальных мифов, на основе которых совершаются преступления.

5

С того момента, как Майдан начал обрастать загадочными убийствами, я ни разу не встречал в англоязычных СМИ словосочетание «президент Янукович» без прилагательных «пророссийский» или «прокремлевский».

Ни одно из этих определений не употреблялось западными журналистами с момента инаугурации Януковича. С первого дня своего президентства он дистанцировался от России, заявив о европейском курсе и отсутствии интереса к созданию каких-либо экономических или политических союзов с восточным соседом. Ну а после того, как начался суд над «работавшей в интересах России Тимошенко», любые сомнения в прохладном отношении четвертого президента Украины к Москве исчезли окончательно.

Однако Европе и США нужно было не просто антикоррупционное или проеэсовское восстание, им нужен был антироссийский бунт угнетенного украинского населения. Поэтому Янукович в одночасье превратился в «прокремлевского президента». С этого момента рецепт излечения многострадальной Украины не вызывал сомнений. Быстрейшее вступление в НАТО, размещение комплексов ПВО в восточных областях – полная экономическая и политическая изоляция от «восточного монстра».

***

Одного не учли в Белом доме – что Россия вместо привычных «да что вы» и «да как вы могли подумать» ответит быстро и решительно, в русле новой евро-американской доктрины. Этот ответ спутал планы и смешал уже начерченные карты.

Теперь стратеги и консультанты из Брюсселя – Вашингтона бьются над созданием новых мифов на основе базового: «Американские воины-освободители против косоглазого агрессора в каске с красной звездой». Веселый Роджер им в руки!

..............