Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
17 февраля 2017, 21:32 • Общество

В вопросе выдачи бандитов Москва ждет от Анкары взаимности

В вопросе выдачи бандитов Москва ждет от Анкары взаимности
@ кадр из видео

Tекст: Алексей Топоров

Госдума приняла важнейший документ, дающий юридические основания для взаимной выдачи преступников с Турцией. Неужели появилась надежда на то, что Анкара выдаст Москве десятки бандитов и террористов, давно разыскиваемых Россией, а также подозреваемого в убийстве пилота Су-24? Похоже, не все так просто.

Госдума в пятницу ратифицировала российско-турецкий договор о взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдаче преступников. Изначально документ был подписан в Анкаре еще в декабре 2014-го и внесен президентом России на ратификацию в нижнюю палату парламента в октябре 2015 года.

Турция вряд ли станет выдавать своих граждан России, скорее речь может идти о находящихся на ее территории российских и иностранных гражданах, совершивших преступления у нас

В ожидании ответных действий

«Под преступлениями, влекущими выдачу, понимаются деяния, которые в соответствии с законодательством обеих сторон являются уголовно наказуемыми и влекут за собой наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание», – говорилось в сопроводительной записке к законопроекту.

Тогда оперативно поставить точку в вопросе помешали различные перипетии российско-турецких взаимоотношений. Сейчас российский парламент утвердил документ в одностороннем порядке, ожидая аналогичного шага со стороны турецких парламентариев.

«Турция пока не ратифицировала договор, но в ходе слушаний по нему, выступая перед депутатами, заместитель министра юстиции сообщил о том, что вел переговоры с ответственными представителями этой страны, которые сказали, что не видят никаких препятствий для того, чтобы документ был ратифицирован и у них», – сообщил газете ВЗГЛЯД заместитель председателя думского Комитета по международным делам Анатолий Карпов.

При этом депутат отметил, что и без подписания договора Россия активно сотрудничала с Турцией в вопросе «оказания правовой помощи», хотя со стороны Турции подобного рвения в этом вопросе не наблюдалось.

«Мы выдали им всех, кого они запрашивали, кроме одного человека, который находится в федеральном розыске, – рассказал народный избранник. – Они же по нашим запросам выдали только одного преступника. Надеюсь, что ратификация договора изменит эту ситуацию».

Действительно, превращение Турции в своего рода убежище для лиц, совершивших серьезные преступления на территории России, произошло далеко не вчера. Еще во времена обеих чеченских войн на территории этой страны проходили лечение и просто скрывались от российского закона боевики, воевавшие с федеральной армией.

Не услышали Грозный

Не случайно в декабре 2016 года, после терактов в Стамбуле, глава Чечни Рамзан Кадыров обратился на своей странице в Instagram* к Анкаре с призывом выдать всех бандитов и террористов, укрывшихся на турецкой территории.

«Особо опасные преступники, террористы и их лидеры, причастные к многочисленным терактам, совершенным в Чечне, нашли приют в Турции, – написал чеченский лидер. – Отдельные из них задержаны. Я неоднократно просил руководство Турции выдать этих бандитов России, чтобы провести расследование, установить и других виновных, привлечь к ответственности».

За месяц до этого на портале главы и правительства Чечни было выложено обращение Кадырова лично к Реджепу Эрдогану с просьбой выдать задержанных в Турции боевиков:

«Под стражу также взяты Махран Саидов, Асланбек Вадалов и Тархан Газиев. Эти имена хорошо известны в России и во всем мире. Они являются главарями террористов, действовавших в Чечне. Имеются достоверные данные, что каждый из них организовал и совершил многочисленные теракты, убийства военных, сотрудников полиции и гражданских лиц. Все это сопровождалось особой жестокостью...»

Еще раньше, в июле 2016 года, глава Чечни опять же на личной странице в Instagram выложил целый список укрывающихся в Турции террористов:

«Если турецким властям нужны данные о террористах, в очередной раз их называю. Записывайте! Тархан Газиев, Ахмад Умаров, Ахмад Патаев, Ширвани Басаев, Махран Саидов, Ризван и Усама Якубовы, Асланбек Вадалов, Мовсар Чатаев, Хади Аласханов, Рустам Наурбаев, Ширвани Басаев, их идейный наставник Мовлади Удугов. Они вольготно чувствуют себя на «турецком берегу».

Следует отметить, что ни на один из этих призывов из Грозного официальной реакции турецкой стороны не последовало.

Запрос на бандитов и террористов также остался без ответа

Без внимания оставила Турция и запрос России по исключительно криминальному делу лидера группировки «решальщиков» Валида (Валидола) Лурахмаева, задержанного в апреле прошлого года в Стамбуле с документами на имя Александра Смирнова. Тогда турецкие власти поспешили назвать задержанного «русским шпионом».

По версии СК, Лурахмаев организовал убийства бизнесменов Михаила Ланина во Франции и Михаила Озирного в Турции, а также покушение на предпринимательницу Татьяну Бальзамову на Украине. В феврале этого года ведомство отправило в Турцию запрос о выдаче преступника, но до сих пор не получило ответа.

Не менее остро стоит для Москвы и вопрос граждан страны, воевавших или отправляющихся воевать в запрещенную террористическую организацию ИГИЛ*, которые, как правило, перемещаются в Сирию и обратно в Россию через турецкую территорию. В частности, несмотря на сделанный в январе этого года российский запрос по линии Интерпола по поводу экстрадиции задержанного в Турции и подозреваемого в связях с игиловцами уроженца Татарстана Айдара Сулейманова, турецкие власти поспешили выпустить его, убедившись, что он не имеет отношения к терактам в Стамбуле. Также турки освободили под подписку и задержанного по той же причине дагестанского ваххабита Камалудина Бабаева.

Убийцу пилота вряд ли отдадут России

Но, пожалуй, наибольший резонанс на фоне ратифицированного Госдумой договора приобретает дело подозреваемого в убийстве российского пилота Су-24 Олега Пешкова – полевого командира вооруженной банды туркоманских боевиков Алпарслана Челика. Последний нарочито бравировал своей причастностью к этому преступлению, записав соответствующее видео, но в начале апреля прошлого года был арестован турецкими властями в Измире за незаконное хранение и ношение оружия. После задержания Челик изменил тактику поведения, заявив, что лично не стрелял в Пешкова и приказал не стрелять своим подчиненным, однако как командир боевой группы взял ответственность за его убийство. Впоследствии прокуратура Измира сняла с него обвинения в убийстве российского пилота «за недостаточностью улик».

«Теоретически Челик может быть выдан России, – прокомментировал ситуацию ТАСС замминистра юстиции Максим Травников, представлявший договор депутатам Госдумы. – Но документ также предусматривает возможность того, что в случае, если Турция отказывается выдавать подозреваемого, Россия может попросить привлечь такого к уголовной ответственности в этой стране».

Симптоматично, что сразу же после ратификации договора российской стороной возможность передачи Челика России прокомментировал его адвокат Ташкын Кангал: «Закон в нынешней ситуации не предусматривает выдачи Челика. Он не стрелял по российскому пилоту и не убивал его. Доказательств нет. Об этом все написано в материалах следствия».

«Я не думаю, что даже после ратификации договора со своей стороны Турция выдаст Челика России, – прокомментировал ситуацию газете ВЗГЛЯД первый зампредседателя думского Комитета по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов. – В документе конкретные обязательства по выдаче не прописаны, каждая сторона оставляет за собой принимать решение».

Солидарность с подобной точкой зрения в разговоре с газетой ВЗГЛЯД выразил и президент информационно-аналитического центра «Религия и общество», востоковед Алексей Гришин.

«Я не думаю, что Турция станет выдавать своих граждан России, скорее речь может идти о находящихся на ее территории российских и иностранных гражданах, совершивших преступления у нас, – убежден эксперт. – А люди, убившие нашего пилота – граждане Турции».

При этом Гришин отмечает, что позитивный аспект ратификации договора касается борьбы с международным терроризмом: «Документ в первую очередь появился ради того, чтобы Россия и Турция смогли наладить конструктивное сотрудничество по выдаче преступников, связанных с ИГИЛ. Потому что их путь в Сирию и Ирак лежит именно через Турцию. Важно, чтобы таких людей либо до суда, либо после направляли для отбытия наказания в Россию».

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............