Глеб Простаков Глеб Простаков Китай и Россия сыграют в игру на раскол Европы

Первым в топку экономической войны с КНР американцы, вне всяких сомнений, бросят Евросоюз, который является вторым по значимости после самих США торговым партнером китайцев. Однако плюшек, которые предлагает Китай, может оказаться недостаточно для того, чтобы европейские страны предали гегемона, – слишком велика зависимость от США.

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

14 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

В Бишкеке в Душанбе жалуются на резкое ужесточение контроля за въезжающими гражданами этих стран в Россию. Гастарбайтеров тщательно проверяют на пунктах пропуска, и многих отправляют обратно.

10 комментариев
31 декабря 2017, 16:35 • Общество

2017 год мог быть другим. 2018-й – может

2017 год мог быть другим. 2018-й – может
@ Александр Полегенько/РИА «Новости»

Tекст: Петр Тренин-Страусов

В стремительно уходящем 2017 году нужно успеть поблагодарить за многое из того, что было, и вдвойне за то, чего не произошло. Сейчас проще всего говорить – и проще всего быть услышанным, настолько это особое, волшебное время. Не факт, что новый, 2018-й, год станет от такой благодарности лучше. Но лучше станем мы сами в этом новом году.

Уходящий год мог быть другим. Мир на планете и дружба народов. Космос – оживленная трасса для летательных аппаратов. Светлая эра справедливости, равенства и процветания не только на Земле, но и на Марсе. Об этом писали в далекое будущее наши советские соотечественники.

В год столетия Русской революции «капсулы времени» с их посланиями вскрывались. Написанное вызывало смешанные чувства. В том числе – удивление и уважение к искренности, идеализму, наивности, открытости, которые так сильно контрастируют с нынешним миропониманием. 

По совокупности причин Советский Союз не просуществовал достаточно, чтобы сохранить этот идеализм хотя бы в мечтах или на уровне государственной идеологии, однако его 74 года – это больше Вавилонского пленения или жизни Латинской империи после захвата Константинополя. А сама его идея оказалась до такой степени сильна, что даже сейчас, спустя более четверти века со дня развала СССР, по-прежнему невозможно достичь общественного консенсуса ни в оценке этого периода, ни в отношении к петроградским событиям столетней давности.

Однако очевидная отдаленность той реальности, в которой были написаны послания из капсул, от нынешних нас хорошо подчеркивает, что мы вышли из «тисков» времени, в которых была зажата советская цивилизация.

С одной стороны, советскую экономику и статистику «поджимал» 1913 год – последний спокойный год Российской империи. Урожай и удои, промышленное производство и продовольственное обеспечение, протяженность и скорость строительства железных дорог, уровень жизни рабочих и крестьян в советской статистике сравнивались именно с 1913 годом. Но советский пролетариат только в конце 1950-х годов стал жить примерно на том же уровне, что и рабочие в 1913-м. А советские крестьяне так никогда и не смогли зажить лучше, чем при Российской империи. 

С другой стороны, верхним хронологическим ориентиром был как раз 2017-й – год столетия Великой Октябрьской революции, первый серьезный юбилей социалистической империи. Кому-то хочется считать, что этот юбилей словно бы перенесен в будущее, как переносят важные семейные торжества, если близкие люди не могут на них присутствовать.

Но будущее может быть другим. Главное, что оно в принципе есть, а то, каким оно будет, зависит в том числе и от нас.

2017 год мог быть другим. Вступление в должность нового президента США Дональда Трампа, казалось, изменит отношения между Россией и Америкой – противостояние и политические козни уступят место уважительному сотрудничеству. Потепления ожидали не только для конкретных политических, военных или экономических шагов, но и подсознательно – чтобы вернуть ощущение мира и спокойствия.

Этого не произошло, а произошло другое: закрывались консульства, сокращалась выдача виз, в горячих точках дело шло к «войне чужими руками», расцветали шпиономания, истерия и идеологический накал, накрывало разочарование от взаимных санкций, российский флаг отстранялся от Олимпиады, а впереди замаячила пока невербализованная угроза участию нашей сборной в нашем же чемпионате мира по футболу.

Год мог быть другим, но российские спецслужбы предотвратили более 60 террористических актов, в том числе благодаря помощи США. Основные силы ИГИЛ* в Сирии и Ираке разбиты совместными усилиями больших держав. Международные команды космонавтов сменяют друг друга на МКС. ЦРУ раскрывает архивы времен холодной войны. Стороны говорят друг с другом и слышат друг друга, несмотря на антагонизм. А учреждения и компании вновь устраивают корпоративные новогодние застолья для своих сотрудников, предварительно отчитываясь об успехах за прошедший год.

Год мог быть другим, но прогремели теракты, унесшие человеческие жизни в Санкт-Петербурге, Манчестере, Тегеране, Барселоне, Камбрильсе, Лондоне, Лас-Вегасе. Войны на Украине и в Сирии продолжили сеять смерть среди гражданских и военных. Социальное расслоение увеличивалось, а количество рабочих мест уменьшалось.

Популярные психологические бизнес-тренинги советуют жестко подводить итоги прожитого года, находить и определять свои недостатки, обращать внимание на то, что не было сделано, разбирать причины и ставить амбициозные цели на предстоящий год, декомпозируя их до задач на каждый месяц. Так люди учатся создавать для себя правильную мотивацию и повышать собственную эффективность, в крайнем случае «подкручивая» свой график так, чтобы не терять впустую ни секунды. Это мир достижений, прибыли и «ничего личного». 

Но под Новый год открывается окно для другого взгляда на жизнь – более романтического и свободного, менее прагматичного и циничного. Наконец-то можно выдохнуть: никто не будет против и криво не посмотрит – такие дни.

Современная атмосфера стремления к успеху оставляет мало времени для благодарности за прошлый год. За то, что случилось и как случилось, а еще больше – за то, чего не случилось. Должно было неминуемо произойти, но каким-то чудом миновало.

В обычные дни позиция благодарно принимающего выглядит слабой, пораженческой, лузерской, «недостаточно амбициозной». Но – не сегодня. 

Конкретные списки того, за что каждый из нас может благодарить Бога (если верит), себя, своих близких и дальних в конце 2017-го, помогут объемно увидеть новый, 2018-й, год и себя в нем, свои больше-чем-рабочие задачи и заветные желания, к которым можно стать чуть ближе. Потому что, как с самого детства говорит нам Сергей Михалков, «под Новый год что ни пожелается – все всегда произойдет, все всегда сбывается».

Тогда мы станем лучше, а 2018 год станет другим на человеческом уровне. Вне зависимости от того, что произойдет в мире, где всегда достаточно происходит и хорошего, и плохого, а мы никогда не узнаем заранее, какое плохое станет прелюдией для чего-нибудь хорошего.

2017 год мог быть другим. 2018-й – может.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............