Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

6 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
28 января 2014, 08:38 • Общество

Мученики XXI века

Кто преследует христиан в современном мире

Мученики XXI века
@ Ward Lock, 1880

Tекст: Станислав Борзяков

По словам патриарха Кирилла, преследования христиан продолжаются и в современном мире: так, за последний год были убиты около ста тысяч человек, и это еще без учета Сирии. Более того, уверен предстоятель, эта ситуация не находит должного отражения в мировых СМИ. Кто и где преследует христиан за их веру, разбиралась газета ВЗГЛЯД.

«Христианство по-прежнему подвергается гонениям во многих местах планеты. Согласно статистическим данным, в 2012 году было убито более 100 тысяч христиан, а в 2013 году – порядка 70 тысяч. Убивают ни в чем не повинных людей только потому, что они – христиане. При этом в данную статистику невозможно включить число наших единоверцев, погибших в Сирии, где уже три года длится вооруженный конфликт», – сказал патриарх на открытии Рождественских чтений в Москве. Перечисляя страны, в которых христиан преследуют, Кирилл, помимо Сирии, назвал также Ливию, Нигерию, Сомали, Судан, Пакистан, Индию и Шри-Ланку. Но на самом деле таких стран гораздо больше.

Лукавые цифры

Страдают христиане и от буддистов-радикалов, как бы парадоксально это ни звучало

Начиная разговор о преследованиях и убийствах христиан, неизбежно натыкаешься на проблемы с методикой подсчета. Считать ли убийством христиан, к примеру, теракты, совершенные в Волгограде и Бостоне? С одной стороны, террористы были исламистами, а большинство их жертв – христианами, с другой – мишенью были люди вообще, вне зависимости от их религиозности и религиозной принадлежности (важен был теракт как таковой).

Другой пример: гражданская резня в черной Африке, где христиане погибают от рук мусульман, как, впрочем, и наоборот. Причиной таких конфликтов часто является политическое или межплеменное противостояние, т.е. человека убивают за принадлежность к народу или партии, а не к вере, но при этом противоборствующее племя может исповедовать и иную религию, в том числе – намеренно, чтобы не иметь с врагами ничего общего. Или возьмем христианские Филиппины. Только на острове Минданао с 1970 года было целенаправленно убито полтора десятка католических священников. Однако убийцами могут быть как радикалы из сепаратистской группировки Исламский освободительный фронт моро, так и воротилы местных добывающих компаний, которым нередко противостоят как раз священники, защищая свою паству.

Как бы там ни было, озвученные патриархом цифры совпадают, к примеру, с данными итальянского социолога и координатора «Обсерватории по религиозной свободе» Массимо Интровинье – 70 тысяч в 2013 году, 100 тысяч в 2012-м. При этом совет ОБСЕ говорит уже о 105 тысячах убитых в 2013 году христиан, а в Ватикане называют и цифру в 170 тысяч. То есть 100 тысяч можно назвать минимальными данными.

Налицо и тенденция к росту насилия против христиан, наблюдаемая не первый год. Еще в начале 2011-го ПАСЕ и Европейский парламент приняли резолюцию, осуждающую дискриминацию христиан в современном мире. Чуть позже министр иностранных дел Италии заявил, что прекращение гонений на христиан должно стать высшим приоритетом мировых лидеров. Однако с тех пор положение христиан в тех странах, где они являются меньшинствами, только ухудшилось.

Зима пришла

Самым проблемным для христиан остается регион Магриба и Ближнего Востока, погрязший в революциях и контрреволюциях. Прежде почти незыблемые, но впоследствии свергнутые диктатуры имели в основном светский характер, превыше всего ценили порядок и оказывали жесткое давление на происламские силы, резонно считая их главными конкурентами в борьбе за власть. Можно сказать, всё началось с Ирака. До смещения Саддама Хусейна международной коалицией под предводительством США в стране проживало более полутора миллионов христиан. Сейчас христиан в Ираке более чем в десять раз меньше, значительная часть из них эмигрировала, спасаясь от «эпидемии терактов» и вооруженного противостояния шиитов с суннитами, другие стали жертвой исламских радикалов.

Исламисты, находящиеся под государственным прессингом, составили и основную движущую силу революции в Египте. Уже после победы «восставшего Тахрира» и отставки Мубарака начались погромы в кварталах, населенных христианами – коптами. И хотя светские, либеральные активисты «арабской весны» регулярно устраивали акции солидарности с коптами, прямо охраняя их от нападения радикалов, это не особенно помогало. Впоследствии египетские христиане и светские силы влились в контрреволюцию египетских генералов, которые, с одной стороны, частично реставрировали диктатуру, с другой же – количество нападений на христиан и впрямь сократилось.

В Ливии, где «весна» переросла в полномасштабную войну, христиан проживало относительно немного – 60 тысяч, сейчас осталась лишь половина из них (подавляющее большинство эмигрировали). Другое дело – Сирия, где христиане составляли около 10% населения (то есть более двух миллионов человек), а война продолжается до сих пор. Убийства священников, поджоги церквей, нападения на христианские кварталы, религиозные чистки – для нынешней Сирии, в отдельных регионах которой хозяйничают джихадисты, это, к сожалению, будни. В городе Маалюля боевики, ворвавшись в старинный монастырь Святой Равноапостольной Феклы, захватили в заложники 12 монахинь, включая настоятельницу (их местонахождение до сих пор не известно).

После обстрела православной обители, расположенной к северу от Дамаска, англиканский священник Надим Нассар озвучил воззвание к миру, призвав остановить расправу над единоверцами. «Сотням тысяч христиан в Сирии пришлось покинуть свои дома. Многие из них были убиты. Некоторые пропали без вести, например, два епископа из Алеппо. Мы ничего о них не знаем», – заявил он. По мнению Нассара, правительство Башара Асада лишь декларирует защиту христиан, ничего по сути не предпринимая, тогда как оппозиция и вовсе «закрывает глаза на то, что «Аль-Каида*» и исламисты нападают главным образом на христиан».

В случае, если сирийские джихадисты добьются успеха, ситуация для христиан станет катастрофической. Достаточно вспомнить, как обстоят дела в особо ревностных исламских странах. Так, в Саудовской Аравии исповедовать христианство (как, впрочем, и другие отличные от ислама религии) запрещено, за Библию можно угодить в тюрьму, а перешедшие в христианство мусульмане приговариваются к смертной казни. А в Судане в 2012 году около полумиллиона человек были лишены гражданства лишь на основании своего христианского вероисповедания, большинство из них из страны выдавили, некоторых убили. Впрочем, в случае с Суданом дело не только в религиозной нетерпимости, но в долгосрочном кровавом противостоянии с христианским Южным Суданом, добивавшимся безопасности через отделение. Насильственное выселение христиан было сопряжено с предоставлением чернокожим сепаратистам независимости.

Черный континент

#{religion}Черная Африка, точнее, те страны, через которые проходит «религиозный экватор», еще один регион повышенного риска. Многие чернокожие народы, проживающие по соседству с арабами, приняли ислам, тогда как народы более южные в основном исповедуют доставшееся им «в наследство» от колонизаторов христианство или традиционные культы. Гражданская война в той или иной форме здесь частое явление, но даже когда она происходит между исповедующими разные религии группировками, основным фактором для расправы может являться все-таки этническое происхождение, как уже было сказано выше.

В ЦАР в 2012 году власть захватила исламская группировка, с тех пор в республике царит хаос, с которым – пока без особого успеха – пытаются справиться военные из Франции и стран Африканского союза. Главными пострадавшими от переворота стали христиане, ответившие, в свою очередь, террором против мусульман. Сейчас боевики соперничающих банд контролируют разные регионы страны, осуществляя убийства как по религиозному, так и по этническому признаку. При этом в ряде случаев назвать номинальных христиан христианами не поворачивается язык. Так, в начале января в столице страны – Банги – толпа буквально растерзала одного из пассажиров автобуса, посчитав его мусульманином, после чего инициатор экзекуции съел ногу своей жертвы. Только после этого военные решили разогнать толпу линчевателей.

В Нигерии, где северные штаты населены мусульманами и живут по законам шариата, печальную известность получила группировка «Боко Харам», жертвами которой с 2009 года стали около 2800 человек, в основном христиане. Но как многие христиане в Африке на самом деле язычники, так и о «Боко Харам» можно говорить, скорее, как о секте, которая борется за «традиционные нигерийские ценности», выступает против любого западного влияния и стремится очистить от немусульман и «неправильных мусульман» северные штаты (при этом законы шариата, по мнению боевиков, должны распространяться и на южные, христианские территории страны). Любимая тактика группировки – нападение на церкви, особенно в дни праздников, когда прихожан значительно больше. Кроме того, практикуются налеты на жилые районы и рынки: тех, кто не может прочитать суру из Корана, расстреливают на месте. Пока усилия правительства по борьбе с «Боко Харам» тщетны, не помогает даже режим ЧС, введенный в штатах Адамава, Йобе и Борно, где группировка особенно активна.

В целом в государствах с «религиозным экватором» прослеживается одинаковая тенденция: проживающие на севере мусульмане выдавливают христиан все дальше на юг. Помимо названных выше стран, такая картина наблюдается в Кот-д'Ивуаре, Эритрее, Чаде, Буркина-Фасо и Мали, где французские военные также пытаются «разрулить» гражданскую войну. Чаще всего атаки на христиан носят характер бандитских рейдов и сопровождаются массовым грабежом. «Цель всех этих исламистских движений в арабском мире и в Африке заключается в том, чтобы отодвинуть назад границы христианства и продвинуть вперед границы ислама. У них имеется целая стратегия. Сегодня христиане превратились в козлов отпущения, которые символизируют ненависть к Западу. Такова новая христианофобия», – прокомментировал ситуацию геополитолог и преподаватель международных отношений в Университете Метца Александр дель Валь в интервью французскому изданию Atlantico.

Самым же громким убийством христиан со стороны исламских фанатиков (если не считать трагедию британского солдата Ли Ригби, которому отрезали голову в центре Лондона) в ушедшем году стал захват заложников в торговом центре в Найроби (столица Кении), по итогам которого погибло 67 человек. Захватчики – сомалийцы из группировки «Аль-Шабааб» – сразу отпустили всех мусульман, а с оставшимися – христианами – расправились воистину изуверским способом. Отчет полиции – как фильм ужасов: отрубленные головы и пальцы, вырванные щипцами носы и языки, выдавленные глаза, групповые изнасилования (как женщин, так и мужчин). «Атака на Westgate Mall должна ударить по лидерам Кении, которые необдуманно вторглись в Сомали. Это также и расплата против стран Запада, которые поддержали кенийское вторжение и проливают кровь невинных мусульман, чтобы вымостить дорогу своим компаниям по добыче минералов», – объяснил цели группировки ее глава Ахмед Годейн. Он до сих пор на свободе.

Шокирующая Азия

Христиане – враги ислама, и поэтому они – наша цель. Мы же продолжим свои атаки на всех немусульман, проживающих на пакистанских землях

В Пакистане борьбу против христиан (а также индуистов и шиитов) ведут радикальные суннитские группировки, и борьба эта носит целенаправленный характер. Несмотря на ревностно-исламский характер государства, официальный Исламабад пытается защищать религиозные меньшинства, причем, учитывая непростые отношения с Индией, в первую очередь именно христиан, которых в стране около трех миллионов. К сожалению, это удается далеко не всегда. Так, в сентябре у христианской церкви в городе Пешавар был устроен взрыв, погибли 78 человек, более ста получили ранения. Ответственность взяла на себя группировка Jundul Hafsa, представитель которой заявил: «Христиане – враги ислама, и поэтому они – наша цель. Мы же продолжим свои атаки на всех немусульман, проживающих на пакистанских землях».

Частенько атаки на «неверных» сопряжены с ограблением деревень – сбором дани. Дополнительная угроза заключается в том, что в отдельных регионах Пакистана радикальные исламские богословы имеют влияние на местные власти. В итоге дети начинают учиться по учебникам, содержащим прямые призывы к убийству христиан – осуществлению «высшей доблести».

Впрочем, соседняя Индия показывает, что угрозу для христианства несет не только ислам, здесь творят беспредел уже индуистские группировки. Принципиальное отличие: этот террор носит не религиозный (подобного индуизм просто не подразумевает), а националистический или традиционалистский характер. Христианство подвергается гонениям как чужеродная, привнесенная в Индию извне культура.

Сейчас христиан в стране 2,4%, но учитывая население в 1,2 миллиарда, это очень существенная цифра, в восточных штатах Мизорам, Нагаланд и Мегалая последователи Христа вообще составляют большинство. Фактически христиан еще больше (по некоторым подсчетам – до 6%), но многие предпочитают числиться индуистами. Причина – не столько страх перед радикалами, сколько происхождение. Христиане Индии зачастую происходят из касты «неприкасаемых», собственно, они или их родители перешли в христианство именно потому, что кастовая система в нем не признается. При этом правительство с некоторых пор борется с кастовой системой и поддерживает «неприкасаемых» материально – деньгами и льготами, то есть записываться христианином невыгодно с финансовой точки зрения.

Самые недружелюбные к христианам штаты – Орисса, Мадхья-Прадеш, Карнатака, но особенно Орисса. В результате погромов 2008 года 250 церквей были разрушены, 120 христиан убиты, а около 50 тысяч выселены. Причиной стало убийство главы Всемирного индуистского совета Лакшмананды Сарасвати, который крайне жестко отзывался о последователях Иисуса и боролся против принятия христианства местными жителями. В итоге именно христиан и обвинили в убийстве Сарасвати, ответственность за которое впоследствии взяли на себя маоисты. Показательно, что и после признания маоистов пыл индуистов-радикалов не остыл и убийства христиан продолжились.

Страдают христиане и от буддистов-радикалов, как бы парадоксально это ни звучало. Некоторые проживающие на Шри-Ланке сингалы считают, что Шри-Ланка – исключительно для них, в крайнем случае, для буддистов, хотя, согласно христианской традиции, на Шри-Ланке проповедовал еще апостол Фома. До убийств доходит редко (все-таки буддисты), но нападение на церкви и избиение прихожан и священников палками имеют место быть, причем возглавляют линчевание монахи.

Остается добавить, что по версии международной благотворительной организации Open Doors самой неблагополучной для христиан страной является Северная Корея, что звучит несколько парадоксально на фоне описанного выше. Тут стоит оговориться, что основной источник информации о происходящем в КНДР – беженцы. На основании их показаний, а также исследований профессиональных корееведов считается, что около семидесяти тысяч человек заключены в трудовые лагеря на основании христианских убеждений, сиречь принадлежности к «враждебному слою». Правда это или нет, достоверно установить невозможно. Но христианство в Северной Корее и впрямь не в чести как источник «тлетворного влияния Запада», распространение Библии под запретом, а миссионерство строго пресекается в рамках борьбы со шпионской деятельностью. За время правления Кимов количество католиков (по официальным данным) уменьшилось многократно – с десятков тысяч до нескольких сотен. Один католический храм функционирует, но без священника, по крайней мере Ватикан об этом священнике ничего не знает. Зато в 2006 году был построен Троицкий собор Русской православной церкви, священников для которого – Феодора Кима и Иоанна Ра – рукоположил лично Кирилл, еще будучи митрополитом. Количество прихожан оценивается в 50–60 человек.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............