Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

9 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

3 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

14 комментариев
3 мая 2017, 22:15 • Политика

Соглашение о зонах безопасности в Сирии напоминает «большую сделку»

Соглашение о зонах безопасности в Сирии напоминает «большую сделку»
@ Валерий Шарифулин/ТАСС

Tекст: Юрий Зайнашев,
Андрей Резчиков

Сенсационным результатом закончилась встреча Путина и Эрдогана. По ее итогам оба лидера заявили, что достигнуто – в том числе и с Трампом – соглашение о создании в Сирии так называемых зон безопасности. Это кардинальное изменение позиции Москвы. Означает ли оно ту самую «большую сделку» между Россией и США, о которой так много говорят в последнее время?

О том, что Россия дает согласие на создание зон безопасности в Сирии, стало известно еще в середине дня в среду, на мирных переговорах в Астане, куда съехались делегации правительства и повстанцев, заинтересованных держав, вроде Ирана, Турции и России, а также посредников из ООН. Причем российские дипломаты не просто согласились на идею, которую давно предлагали турки и американцы, но и сразу же выдвинули конкретный план их создания и обустройства.

Понятно, что и американцы будут вести себя осторожнее во всех других местах, необязательно только по вопросу Украины

Но главная сенсация прозвучала уже ближе к вечеру, по итогам встречи на высшем уровне России и Турции, проходившей в Сочи. О согласии России объявил сам президент Владимир Путин по итогам переговоров с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом. По его мнению, создание зон безопасности (зон деэскалации) в Сирии укрепит режим прекращения огня. Путин также сообщил, что накануне обсудил создание зон и с президентом США Дональдом Трампом, и Вашингтон эту меру поддерживает.

Путин отметил, что Россия проводила предварительные консультации с Дамаском и Тегераном и теперь и Москва, и Анкара рассчитывают на принятие окончательного решения по этому поводу участниками переговоров в Астане. Как сообщила газета ВЗГЛЯД, Путин добавил, что контроль за выполнением перемирия в зонах безопасности должен стать предметом отдельных переговоров, а война с террором в Сирии будет продолжаться и после создания зон.

Президент также выразил надежду на то, что мирный процесс приведет к восстановлению территориальной целостности Сирии и единому руководству государством. При этом создание зон безопасности, по словам Путина, предполагает, что в этих районах не будет действовать военная авиация, передает ТАСС. Про фактически бесполетные зоны сообщил и пресс-секретарь президента России.

Ближе к вечеру МИД Сирии также поприветствовал соглашение о создании зон деэскалации. Похоже, впервые за шесть лет войны в Сирии великие державы нашли формулу мира для этой страны.

В те же самые часы и как бы в унисон с участниками встреч в Астане и Сочи американский госсекретарь Рекс Тиллерсон заявил, что США и Россия договорились начать восстановление отношений с совместной работы по урегулированию сирийского конфликта. А пресс-служба Белого дома неожиданно отмежевалась от выпадов главы ФБР, который несколькими часами ранее назвал Россию «самой большой угрозой» для американской демократии. Зато министр обороны России Сергей Шойгу сообщил о том, что контакты с США по Сирии по линии его ведомства продолжатся.

Проекты по созданию бесполетных зон в Сирии предлагала еще и администрация Барака Обамы, но они так и не были реализованы. Россия выступала категорически против подобных инициатив. На слушаниях в Конгрессе США глава Пентагона в свое время заявлял, что введение подобных зон означает, по сути, прямое столкновение с российскими вооруженными силами, а значит, это попросту невозможно для Америки.

Однако Дональд Трамп еще в конце января, как только пришел к власти, пообещал, что «однозначно создаст безопасные зоны в Сирии», он даже подписал указ, потребовав от своей администрации и Пентагона за 90 дней подготовить соответствующий план. Правда, в России отнеслись тогда к призыву Трампа настороженно. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявлял, что с Москвой по этому поводу никто не советовался. Но вот 90 дней прошли – и оказалось, что дипломаты с обеих сторон все это время не бездельничали, договоренность готова.

Еще не сделка, но уже «хороший знак»

Член комитета Совета Федерации по международным делам, бывший глава управления по внутренней политике администрации президента Олег Морозов назвал «очень хорошим знаком» договоренность о создании зон безопасности. При этом он предостерег от использования термина «сделка».

«Создание таких зон – давняя наша идея, и задача состояла в том, чтобы втащить в эту идею партнеров, от которых зависит разрешение конфликта в Сирии. То, что сегодня два ключевых наших партнера – США и Турция – в принципе готовы поддержать эту идею – это очень позитивный знак. Но здесь не нужно питать иллюзий и полагать, что уже найден ключ ко всем сирийским проблемам. Думаю, это пока самое начало», – сказал Морозов газете ВЗГЛЯД.

Сенатор не считает, что Россия теперь дистанцируется от Асада. «По моим сведениям, Асад поддержал идею этих четырех зон. Это делается при полном согласии Асада. По-другому и быть не может. Россия по-прежнему говорит о том, что мы находимся в Сирии по приглашению законного правительства и мы не можем там действовать, не согласовывая свои позиции с Асадом», – подчеркнул Морозов.

Тем временем глава российской делегации на переговорах в Астане Александр Лаврентьев уточнил: борьбой с террористическими бандами в четырех зонах безопасности займутся отряды умеренной оппозиции при поддержке стран-гарантов. Зон должно быть четыре – в Идлибе, к северу от города Хомс, в Восточной Гуте и на юге страны, а охранять их должны нейтральные контингенты, из стран, не вовлеченных в конфликт.

Правда, повстанцы в Астане пока еще не дали согласия на российское предложение. Один из эмиссаров умеренной оппозиции заявил, что запросит письменные ответы на ряд вопросов, в том числе по некоторым конкретным зонам. Но если идею поддержат и Турция, и США, вряд ли повстанцы смогут долго упрямиться.

Американцы будут осторожнее и на Украине

«Победив политически в Сирии, остановив там череду смены режимов и выполнив фактически все цели, мы теперь имеем достаточно сильные позиции, чтобы начать договариваться. Тем более в конечном итоге договоренность нужна любая, потому что война бесконечна и может нас засосать», – сказал газете ВЗГЛЯД почетный глава Совета по внешней и оборонной политике, декан факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Сергей Караганов. Политолог подчеркнул, что Россия должна жить «своим умом, а не умом Асада». «Сохранение Асада у власти – не наша цель в Сирии. Наша цель – добиться в Сирии относительно устойчивого мира», – пояснил эксперт.

Караганов не исключает, что в будущем США могут пойти на какие-то уступки России, в том числе и по Украине. «Все в мире взаимосвязано. Если будут некие общие капиталовложения, то у всех сторон появляется желание не профукать их. Соответственно, понятно, что и американцы будут вести себя осторожнее во всех других местах, необязательно только по вопросу Украины», – подытожил он.

..............