Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

11 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
6 августа 2015, 20:40 • Политика

«Япония капитулировала бы без ядерной бомбардировки и советских атак»

Казухико Того: Япония капитулировала бы без ядерной бомбардировки и советских атак

«Япония капитулировала бы без ядерной бомбардировки и советских атак»
@ ASSOCIATED PRESS/ТАСС

Tекст: Андрей Резчиков

«С апреля 1945 года у японского руководства появились серьезные намерения закончить войну, хотя общее настроение в стране было иным», – заявил газете ВЗГЛЯД японский политолог Казухико Того. Он рассказал, как в Японии сегодня относятся к бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки, а также к идее трибунала над Соединенными Штатами.

В четверг члены Российского военно-исторического общества и активисты молодежных военно-патриотических организаций почтили память погибших в результате ядерных бомбардировок Соединенными Штатами японских городов Хиросимы и Нагасаки 70 лет назад.

Я склоняюсь к версии, что Япония сама капитулировала бы без ядерной бомбардировки

Участники акции возложили к стенам посольства Японии в Москве красные гвоздики и зажгли лампадки в память о жертвах.

Ранним утром 6 августа 1945 года американский бомбардировщик B-29, пилотируемый полковником Полом Тиббетсом, сбросил на Хиросиму четырехтонную ядерную бомбу под названием «Малыш», от взрыва которой погибли от 70 тыс. до 100 тыс. человек.

Три дня спустя атомной бомбардировке подвергся Нагасаки, на который американцы сбросили бомбу под названием «Толстяк». В результате более 70 тыс. человек погибли, а город был стерт с лица земли.

Накануне Спикер Госдумы Сергей Нарышкин призвал организовать международный военный трибунал по бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки, подчеркнув, что «у преступлений против человечности нет сроков давности». По его мнению, «память об этом не менее важна, чем память о злодеяниях нацистов и японских милитаристов». «Иллюзия безнаказанности может привести к очень и очень тяжелым последствиям», – сказал спикер Госдумы.

Что думают об идее создать подобный трибунал в самой Японии и как там смотрят на события тех лет, газете ВЗГЛЯД рассказал бывший глава евродепартамента МИД Японии, профессор Киотского университета, глава Института международных отношений при университете Казухико Того. Добавим, что дед нашего собеседника, Сигэнори Того, возглавлял МИД Японской империи с апреля по август 1945 года. 

Казухико Того (фото: kazuhiko-togo.com)

Казухико Того (фото: kazuhiko-togo.com)

ВЗГЛЯД: Господин Того, каково ваше отношение к идее Нарышкина, нужен ли трибунал? Будет ли он эффективен как реальное наказание?

Казухико Того: Реального значения не будет. Может ли иметь реальное значение наказание американских лидеров? На этот вопрос ответить трудно.

ВЗГЛЯД: А символическое?

К. Т.: Символическое – это другое дело. У такого трибунала может быть символическое значение.

ВЗГЛЯД: В Японии существуют политические силы, которые высказывали бы подобные идеи по созданию международного трибунала? Согласно соцопросам, более 60% японцев ожидают извинений США за бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

К. Т..: В Японии около пяти лет назад уже состоялся гражданский трибунал с теми же целями, о которых говорит Нарышкин. Поэтому в Японии, конечно, есть люди, которые поддерживают подобные идеи.

ВЗГЛЯД: Меняется ли в японском обществе отношение к роли страны во Второй мировой войне? Как общество расценивает бомбардировки?

К. Т.: Японское общество давно считает, что это было неразрешимой трагедией человечества. Такие действия никогда не должны повториться. В том гражданском трибунале пять лет назад они, конечно, осуждали тех, кто принимал те действия.  Но судить тех, кто принимал подобные действия в прошлом, – это не главное, что волнует японцев.

ВЗГЛЯД: Но, согласно американской версии, ядерная бомбардировка была вынужденной мерой, иначе Япония капитулировала бы позже и жертв было бы больше. Какие мнения на сей счет у японцев?

К. Т.: По поводу этой версии ведется огромный спор. Японские и американские историки до сих пор обсуждают, каким образом могла произойти капитуляция Японии. По одной из версий, Япония сама капитулировала бы к началу ноября 1945 года без сброса на нее ядерных бомб и советской атаки. По другой – Япония капитулировала бы в результате ядерной бомбардировки. По еще одному сценарию – она могла бы капитулировать в результате советской атаки.

Это три основных версии среди историков. И на этом фоне ясного заключения нет. Американская комиссия, которая рассматривала этот вопрос, пришла к заключению, что Япония капитулировала бы без ядерной бомбардировки и советской атаки в июле 1946 года. Напомню, в начале 1946 года минобороны США опубликовало мнение, что именно благодаря атомной бомбе удалось спасти миллионы человеческих жизней не только американцев, но и японцев. Лет десять назад велось серьезное обсуждение на эту тему, и американская администрация также придерживалась этого мнения. И до сих пор это мнение доминирует среди американцев. И в Японии знают об этом.

ВЗГЛЯД: А каково ваше личное мнение?

К. Т.: Дебаты среди ученых продолжаются. На этом фоне нет консенсуса. Но я склоняюсь к версии, что Япония сама капитулировала бы – без ядерной бомбардировки и советских атак. Это мое личное мнение, и я не могу сказать, что такой же точки зрения придерживаются и большинство японцев.

Я изучал этот вопрос и знаю, как правительство Кантаро Судзуки, которое пришло к власти в апреле 1945 года, искренне и серьезно работало для того, чтобы произошла капитуляция. 12 июля через посла Японии в Москве Сато Наотакэ была послана телеграмма Сталину о том, что император хочет отправить в Россию на переговоры бывшего премьера Фумимаро Коноэ обсудить вопрос об окончании войны с Соединенными Штатами. Сталин и Молотов получили это послание перед отъездом на Потсдамскую конференцию. В Потсдаме они обсуждали этот вопрос с президентом США Трумэном.

И Сталин предложил три варианта: отвергнуть этот месседж, просто молчать либо делать вид, что рассматривают его. Сталин и Трумэн согласились, что лучший вариант – делать вид. Но Сталин фактически на основе Ялтинского соглашения решился начать войну против Японии через три месяца после капитуляции Германии – 8 августа 1945 года.

Что касается американцев, то они успешно провели ядерные испытания 16 июля 1945 года. И тут же изменили содержание Потсдамской декларации. До этого в декларации содержалось важное условие о том, что в Японии после капитуляции будет сохранена императорская система. Но эта часть была убрана 17 июля. Окончательный текст Потсдамской декларации был согласован 24 июля 1945 года. Трумэн дал согласие сбросить ядерные бомбы 25 июля.

Потсдамская декларация была послана Японии 26 июля. Американское руководство прекрасно понимало, что в таком виде Потсдамская декларация будет неприемлемой для Японии. У японского руководства было одно условие – сохранить императорскую семью, систему. Поэтому американцы прекрасно понимали, что Япония потребует включить эту часть в декларацию, на что потребовалось бы дополнительное время. Потсдамская декларация была составлена таким образом, что переговоры были бы не закончены до ядерной бомбардировки.

ВЗГЛЯД: Чем, с вашей точки зрения, руководствовался Белый дом, одобрив бомбардировку?

К. Т.: Среди ученых есть сильное убеждение в том, что Трумэн решил сбросить бомбы до капитуляции Японии. Но чем он руководствовался – так и не известно. Ученые не нашли явных документов, которые могли бы рассказать о мотивах Трумэна, есть только разные спекуляции.

Но я с уверенностью могу сказать, что с апреля 1945 года у японского руководства появились серьезные намерения закончить войну, хотя общее настроение в стране было иным. Милитаристы настаивали на своей позиции о том, что еще возможна последняя битва, в которой Япония выиграет, и ради победы, если необходимо, могут погибнуть миллионы людей.

Это была пропаганда, которую было видно снаружи. Но если немного изучить то, что происходило в японской верхушке, то министерство иностранных дел принимало серьезные инициативы. Император задал очень четкое направление закончить войну как можно скорее. С начала апреля милитаристы также стали склоняться к тому, чтобы закончить войну. Это известно всем тем, кто имеет минимальное понимание о том, какие настроения были в то время у высшего японского руководства.

Вопрос очень сложный. Я надеюсь, что по этому вопросу будет больше ясности в России, Японии и Америке. Это исторический факт.

..............