Игорь Караулов Игорь Караулов Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

12 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

14 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

9 комментариев
10 мая 2007, 13:34 • Культура

Владимир Чекасин: «Попса – это вроде амебы»

Владимир Чекасин: «Попса – это вроде амебы»
@ kirsanov.ru

Tекст: Константин Рылев

Владимир Чекасин – всегда зрелище. Он закрывал недавний jazz-фестиваль «Союз композиторов» (проходивший в одноименном кубе). Объявляя выход саксофониста, известный критик Митропольский назвал его «великим и ужасным». Шутка недалека от правды. Чекасин принадлежит к явлениям скорее магического, чем музыкального характера. Артист не вписывался ни в советский джаз (поэтому из Свердловска оказался в Вильнюсе), ни в постсоветский.

Он выпустил 60 альбомов, сотрудничал с Сергеем Курехиным, а стал знаменит звуковой дорожкой к фильму «Такси-блюз»(1990). Его экспрессивно-щемящая партия на саксе стала прощальным жестом советской эпохе. Сценические выкрутасы саксофониста, которого изображал Петр Мамонов, были близки оригиналу, поскольку Мамонов – шаман рок-сцены, а Чекасин – джаза.

Искусство начинается тогда, когда музыкант вызывает ассоциативные ряды

В близкой манере работает крымско-татарский джазовый гитарист с мировым именем Энвар Измайлов. Только Энвар – южный колдун, а Чекасин – северный. Неплохо бы им поделиться опытом друг с другом.

Что касается «передачи опыта» молодым: Чекасин более тридцати лет преподает в Литовской музыкальной академии и школе. У него сотни учеников.

Перед концертом корреспондент ВЗГЛЯДА Константин Рылёв проник в гримерку к джазовому шаману, чтобы выведать тайну его специфического воздействия на аудиторию.

- В вашей музыке помимо экспрессии, присутствует шаманская составляющая, основанная на этнике.

- Мировыми фольклорными корнями я пользуюсь 35 лет – это кладезь. Не считаю, что имею прямое отношение к джазу, я использую только элементы джазового языка.

- На вашу музыку влияет социальное состояние общества?

- Смены языков и приемов происходят всегда, это естественный процесс.

- Вы планируете чувства, которые хотите вызвать у слушателей?

- Нет, пусть сами копаются в эмоциях, вызванных музыкой. Ассоциативные ряды – проблемы тех, кто хочет их получить.

- А дух свободы, который чувствуется в ваших пьесах…

- Я не разрушитель, я только приспосабливаю что-то к своей энергетике. Или настраиваю других.

- Музыкант – проводник высших сил. Вы анализировали: что за силы за вами стоят?

- Есть технологии подключения, которые я не только использую, но и преподаю. У меня достаточно учеников.

- Технологиям можно научить, но талант же не передать?

- У каждого есть талант. Нужно только показать как его наиболее эффективно раскрыть.

- Порекомендуйте методы.

- Специальные упражнения. Йога в широком понимании. Чтобы активизировать творческие способности, нужно добиться трансового состояния. Это не значит, что вы будете «лазить по стенкам», но импульс даст.

Концентрация может быть пассивной и активной. Молитва – пассивная. Активная - когда человек вдохновенно сосредоточен на своем деле. У средневековых живописцев – это погружение в образ. Писатель, допустим, изображая смерть героини, может упасть в обморок. Все это технологии концентрации.

- Но ведь искусство начинается тогда, когда технологии заканчивается?

- Все должно быть вместе. Искусство начинается тогда, когда музыкант вызывает ассоциативные ряды. Если их нет – предмет не является искусством. Но для этого и реципиент должен быть восприимчивым.

- У вас есть критерии, как у композитора, когда вы можете сказать: эта вещь удалась?

- Возникает чувство удовлетворенности.

Я не разрушитель, я только приспосабливаю что-то к своей энергетике. Или настраиваю других
Я не разрушитель, я только приспосабливаю что-то к своей энергетике. Или настраиваю других

- Ай, да Чекасин, ай да сукин сын!

- До такого не доходит. Я чистый ремесленник.

- Действуете от ума?

- По технологии. Отсутствие ее может вызывать катастрофическую нестабильность в работе.

- Какие главные задачи вы ставите перед собой?

- Те, что ставит жизнь – создавать энергоинформационные сущности.

- Вы можете, как в «Такси-блюзе», предметы или персонажи «перевести» в звуковой формат?

- Легко. Например, этот стол или диван.

- А какой у вас самый сильный источник для вдохновения?

- Идеи сами приходят.

- Что может вас выбить с наезженной колеи?

- Ничего. Единственной колеи не существует. Я проложу другую. А технология – инструмент. Вот, к примеру, нож. Можно им из куска дерева вырезать фигурки...

- А можно на прохожих бросаться?

- Совершенно верно.

- Но что способствует вырезанию фигурок, а не ограблениям?

- Разные установки…

- Откуда у вас такая плодотворность: 60 альбомов?

- Другим, наверное, лень.

- В ХХ веке возник джаз, потом рок. Сейчас ощущение затянувшейся паузы.

- Идет накопление: в попсе, в масскультуре. У людей начнется психологическая усталость, если они не будут ничего менять, наступит состояние стагнации. Да, профанаций и повторений хватает. Но и среди современников найдется несколько достойных имен. А попробуйте вспомнить хотя бы одно с «Фабрика звезд»?

- Вы сами говорите о технологиях, а «Фабрика» – одно из ярчайших проявлений такого рода.

- Это другой вид технологий. Есть два уровня осознания: первый – инстинктивный, второй – осознание осознания. На втором человек начинает осознавать, как он создает энергоинформационные сущности. Инстинктивный уровень служит первичным целям: выживание, размножение, пища. У амебы это тоже имеется. Попса работает на первичном уровне.

- В таком случае, попса – биологическая основа?

- Без нее, как без фундамента, невозможно. Однако на второй стадии: человек должен осознать свою энергоинформационную сущность.

- Расскажите о вашей?

- Внутри меня процесс, который заканчивается трансляцией волн.

- Эмоций?

- Нет. Слово «эмоции» относит нас к 16-17 веку.

- Но к чему вы относите понятие «волны»: квантовой механике, йоге?

- Можно считать, я делаю йогу, когда мы общаемся. Сейчас я перекодирую мысли.

- Мои?

- Ваши.

- Так я уйду перекодированным?

- Вы – мной, я - вами.

- Мы вошли в гремерку нормальными, а выйдем зомбированными?

- Конечно (смеется)!

- Ага! Тогда пока я еще в своем уме, а вы – в своем, ответьте: когда вы играете на сцене – это и есть для вас пик самосознания самосознания?

- Я должен провести семинар, чтобы ответить на этот вопрос. А хочу попить водички и кофе перед выступлением.

- Жажда поможет вам сформулировать быстрее.

- (смеется) У вас и хватка! Вы мне понравились. Но, к сожалению, коротко на этот вопрос ответить нельзя.

..............