Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.
12 комментариевВладимир Чекасин: «Попса – это вроде амебы»
Владимир Чекасин – всегда зрелище. Он закрывал недавний jazz-фестиваль «Союз композиторов» (проходивший в одноименном кубе). Объявляя выход саксофониста, известный критик Митропольский назвал его «великим и ужасным». Шутка недалека от правды. Чекасин принадлежит к явлениям скорее магического, чем музыкального характера. Артист не вписывался ни в советский джаз (поэтому из Свердловска оказался в Вильнюсе), ни в постсоветский.
Он выпустил 60 альбомов, сотрудничал с Сергеем Курехиным, а стал знаменит звуковой дорожкой к фильму «Такси-блюз»(1990). Его экспрессивно-щемящая партия на саксе стала прощальным жестом советской эпохе. Сценические выкрутасы саксофониста, которого изображал Петр Мамонов, были близки оригиналу, поскольку Мамонов – шаман рок-сцены, а Чекасин – джаза.
Искусство начинается тогда, когда музыкант вызывает ассоциативные ряды
В близкой манере работает крымско-татарский джазовый гитарист с мировым именем Энвар Измайлов. Только Энвар – южный колдун, а Чекасин – северный. Неплохо бы им поделиться опытом друг с другом.
Что касается «передачи опыта» молодым: Чекасин более тридцати лет преподает в Литовской музыкальной академии и школе. У него сотни учеников.
Перед концертом корреспондент ВЗГЛЯДА Константин Рылёв проник в гримерку к джазовому шаману, чтобы выведать тайну его специфического воздействия на аудиторию.
- В вашей музыке помимо экспрессии, присутствует шаманская составляющая, основанная на этнике.
- Мировыми фольклорными корнями я пользуюсь 35 лет – это кладезь. Не считаю, что имею прямое отношение к джазу, я использую только элементы джазового языка.
- На вашу музыку влияет социальное состояние общества?
- Смены языков и приемов происходят всегда, это естественный процесс.
- Вы планируете чувства, которые хотите вызвать у слушателей?
- Нет, пусть сами копаются в эмоциях, вызванных музыкой. Ассоциативные ряды – проблемы тех, кто хочет их получить.
- А дух свободы, который чувствуется в ваших пьесах…
- Я не разрушитель, я только приспосабливаю что-то к своей энергетике. Или настраиваю других.
- Музыкант – проводник высших сил. Вы анализировали: что за силы за вами стоят?
- Есть технологии подключения, которые я не только использую, но и преподаю. У меня достаточно учеников.
- Технологиям можно научить, но талант же не передать?
- У каждого есть талант. Нужно только показать как его наиболее эффективно раскрыть.
- Порекомендуйте методы.
- Специальные упражнения. Йога в широком понимании. Чтобы активизировать творческие способности, нужно добиться трансового состояния. Это не значит, что вы будете «лазить по стенкам», но импульс даст.
Концентрация может быть пассивной и активной. Молитва – пассивная. Активная - когда человек вдохновенно сосредоточен на своем деле. У средневековых живописцев – это погружение в образ. Писатель, допустим, изображая смерть героини, может упасть в обморок. Все это технологии концентрации.
- Но ведь искусство начинается тогда, когда технологии заканчивается?
- Все должно быть вместе. Искусство начинается тогда, когда музыкант вызывает ассоциативные ряды. Если их нет – предмет не является искусством. Но для этого и реципиент должен быть восприимчивым.
- У вас есть критерии, как у композитора, когда вы можете сказать: эта вещь удалась?
- Возникает чувство удовлетворенности.
Я не разрушитель, я только приспосабливаю что-то к своей энергетике. Или настраиваю других |
- Ай, да Чекасин, ай да сукин сын!
- До такого не доходит. Я чистый ремесленник.
- Действуете от ума?
- По технологии. Отсутствие ее может вызывать катастрофическую нестабильность в работе.
- Какие главные задачи вы ставите перед собой?
- Те, что ставит жизнь – создавать энергоинформационные сущности.
- Вы можете, как в «Такси-блюзе», предметы или персонажи «перевести» в звуковой формат?
- Легко. Например, этот стол или диван.
- А какой у вас самый сильный источник для вдохновения?
- Идеи сами приходят.
- Что может вас выбить с наезженной колеи?
- Ничего. Единственной колеи не существует. Я проложу другую. А технология – инструмент. Вот, к примеру, нож. Можно им из куска дерева вырезать фигурки...
- А можно на прохожих бросаться?
- Совершенно верно.
- Но что способствует вырезанию фигурок, а не ограблениям?
- Разные установки…
- Откуда у вас такая плодотворность: 60 альбомов?
- Другим, наверное, лень.
- В ХХ веке возник джаз, потом рок. Сейчас ощущение затянувшейся паузы.
- Идет накопление: в попсе, в масскультуре. У людей начнется психологическая усталость, если они не будут ничего менять, наступит состояние стагнации. Да, профанаций и повторений хватает. Но и среди современников найдется несколько достойных имен. А попробуйте вспомнить хотя бы одно с «Фабрика звезд»?
- Вы сами говорите о технологиях, а «Фабрика» – одно из ярчайших проявлений такого рода.
- Это другой вид технологий. Есть два уровня осознания: первый – инстинктивный, второй – осознание осознания. На втором человек начинает осознавать, как он создает энергоинформационные сущности. Инстинктивный уровень служит первичным целям: выживание, размножение, пища. У амебы это тоже имеется. Попса работает на первичном уровне.
- В таком случае, попса – биологическая основа?
- Без нее, как без фундамента, невозможно. Однако на второй стадии: человек должен осознать свою энергоинформационную сущность.
- Расскажите о вашей?
- Внутри меня процесс, который заканчивается трансляцией волн.
- Эмоций?
- Нет. Слово «эмоции» относит нас к 16-17 веку.
- Но к чему вы относите понятие «волны»: квантовой механике, йоге?
- Можно считать, я делаю йогу, когда мы общаемся. Сейчас я перекодирую мысли.
- Мои?
- Ваши.
- Так я уйду перекодированным?
- Вы – мной, я - вами.
- Мы вошли в гремерку нормальными, а выйдем зомбированными?
- Конечно (смеется)!
- Ага! Тогда пока я еще в своем уме, а вы – в своем, ответьте: когда вы играете на сцене – это и есть для вас пик самосознания самосознания?
- Я должен провести семинар, чтобы ответить на этот вопрос. А хочу попить водички и кофе перед выступлением.
- Жажда поможет вам сформулировать быстрее.
- (смеется) У вас и хватка! Вы мне понравились. Но, к сожалению, коротко на этот вопрос ответить нельзя.