Владимир Можегов Владимир Можегов Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

2 комментария
Тимур Шерзад Тимур Шерзад Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

9 комментариев
Андрей Новиков-Ланской Андрей Новиков-Ланской Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.

16 комментариев
19 июня 2015, 11:50 • Клуб читателей

Терпение – вот наш ответ Чемберлену

Евгений Петров: Терпение – вот наш ответ Чемберлену

Терпение – вот наш ответ Чемберлену
@ из личного архива

Россияне мечтают о счастливой жизни и уверенности в завтрашнем дне. Раньше мечтали о светлом будущем, теперь мечтаем о светлом прошлом («..здравствуй, страна мечтателей, страна героев»), а хочется жить здесь и сейчас.

В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Евгения Петрова о том, что мечтать не вредно, а иногда и полезно.

Мечта ничего не делать прослеживается красной нитью в нашем эпосе

Нашу жизнь уже не мыслишь без рекламы, но когда-то она считалась атрибутом загнивающего капитализма. И видели мы ее, родимую, только в кино про них, у нас же рекламы не было, а если и была, то в форме призывов «Летайте самолетами Аэрофлота!» или «Пейте томатный сок», как будто можно было летать чем-то другим. Соки, правда, можно было выбрать, но томатному почему-то отдавался приоритет: может быть, от того, что он с нашим знаменем был цвета одного.

Сейчас же мы ее видим со всех экранов, динамиков, растяжек, баннеров – имя им легион: «Только у нас», «Только для Вас», «Мы думаем о Вас», «Вы этого достойны».

Уже не одно поколение сатириков и кавээнщиков обращалось к этой благодатной теме. И вряд ли у меня получится лучше, чем у признанных мастеров жанра, но уж очень захотелось поделиться своими впечатлениями от встречи с последними образцами рекламной продукции.

Вперед, вперед навстречу своей мечте (фото: Евгений Петров)

Вперед, вперед, навстречу своей мечте (фото: Евгений Петров)

А встреча эта состоялась ни много ни мало в лесу! Да, да, именно в лесу, точнее, на лесной дороге: место под рекламу в городе стоит дорого, а за растяжки между деревьями платить не надо.

Я возвращался из дальней поездки, спешить было некуда, из магнитолы доносилась спокойная музыка, я даже сделал чуть громче и наслаждался оркестром Гленна Миллера – прекрасный хвойный лес по обе стороны дороги дополнял лирическое настроение. Это были редкие минуты душевного покоя и умиротворения, которые дорого стоят.

И вдруг с левой стороны дороги, среди деревьев, появилось какое-то красноватое пятно: подъехав чуть ближе, я увидел растяжку среди деревьев. Что бы это могло быть и что можно рекламировать среди глухого леса? Я опустил стекло и прочитал надпись следующего содержания: «Твоя мечта рядом. Участки на озере в солнечной долине». Далее следовал телефон, и стрелка указывала направление.

Солнечной долиной оказался погост (фото: Евгений Петров)

Солнечной долиной оказался погост (фото: Евгений Петров)

Ну что это, как не провидение Господне – вот она, моя мечта, рядом, еще немного, еще чуть-чуть, каких-нибудь 200 метров, и я увижу свою мечту в Солнечной долине – недаром же музыка из одноименного фильма все играет и играет, погружая меня в негу сладких предвкушений.

Вот ведь, наконец-то и ко мне повернулась удача, зря я порой ругался на жизненные неурядицы. Вперед, вперед, навстречу своей мечте.

Я даже прибавил скорость, что делаю крайне редко, радиус крутого поворота заканчивался, я устремил свой взор вперед и увидел свою мечту...

Словами мое состояние, которое произвел открывшийся пейзаж, передать было трудно. Скорее, это напоминало немую сцену из бессмертной комедии Николая Васильевича. Передо мной было деревенское кладбище, Солнечной долиной оказался погост – участки там небольшие, но глубокие.

Эта история не придумана. Конечно, рекламодатель не хотел таким образом пошутить, кладбище по дороге, это просто стечение обстоятельств, далее действительно было озеро и участки рядом с ним, но воплощать свою мечту в жизнь уже не было никакого желания.

Но все же, интересно, о чем мечтает среднестатистический россиянин? Ведь есть же большая американская мечта – вот и Дональд Туск пообещал украинцам европейскую мечту. Как говорится, мечтать не вредно.

Есть мнение, что россияне мечтают о счастливой жизни и уверенности в завтрашнем дне. Раньше мечтали о светлом будущем, теперь мечтаем о светлом прошлом («...здравствуй, страна мечтателей, страна героев»), а хочется жить здесь и сейчас.

Один мой знакомый любил шутить: «в детстве мальчишки во дворе мечтали стать кто летчиком, кто космонавтом, а я мечтал ничего не делать и получать много денег».

Как водится, в каждой шутке всегда только доля шутки. Мечта ничего не делать прослеживается красной нитью в нашем эпосе – помните Емелю на печи, скатерть-самобранку, золотую рыбку, молочные реки и кисельные берега?

«Ну, за сбычу всех мечт!» – тост, без которого не обходится застолье. Наверное, мечта – это что-то интимное, сугубо личное, а вот одна на всех («раньше думай о Родине, а потом о себе») напрямую связана с ментальностью нации.

Загадочная русская душа, которую «умом Россию не понять», всегда приводила в ступор наших зарубежных партнеров. Вот выдержка из трудов историка Николая Костомарова: «русский народ приводил в изумление иностранцев своею терпеливостью, твердостью, равнодушием ко всяким лишениям удобств жизни, тяжелым для европейца...

С детства приучались русские переносить голод и стужу. Детей отнимали от грудей после двух месяцев и кормили грубою пищей; ребятишки бегали в одних рубашках без шапок, босиком по снегу в трескучие морозы».

Терпение – вот наш ответ Чемберлену, от того все эти санкции, ограничения и осуждения русскому человеку глубоко безразличны. И рискну высказать мысль, что русская мечта (или национальная идея) воплощается прямо сейчас, на наших глазах.

И кто знает, может, наши потомки будут благодарны нам за то, что сохранили свою страну, свою «русскость», а не интегрировались в «цивилизованное общество».

..............