Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
26 сентября 2017, 21:58 • В мире

Грузия отнимает власть у своего президента

Грузия отнимает власть у своего президента
@ Петр Сивков/ТАСС

Tекст: Дмитрий Александров,
Тбилиси

Кардинальная политическая реформа предпринята в одной из бывших республик СССР – Грузии. Фигура президента страны, столь яркая еще недавно при Михаиле Саакашвили, окончательно становится чисто декоративной. Реальная власть уходит совсем в другие руки. Чем вызваны подобные перемены и что это будет означать для грузин?

Грузия во вторник обрела новую конституцию. Она принята в Кутаиси, в резиденции парламента, 117 голосами депутатов из 150. Против проголосовали двое. Остальные – это оппозиционеры – участия в голосовании не приняли. Это в основном представители партии экс-президента Михаила Саакашвили «Единое национальное движение», а также их бывшие однопартийцы, которые создали свою партию – «Европейскую Грузию». Депутат от оппозиционного «Альянса патриотов» Ада Маршания сказала, что «Грузинская мечта» «узурпирует власть».

В знак протеста противники документа покинули зал заседания и присоединились к незначительному митингу, начавшемуся снаружи. На митинг недовольные принесли гроб с надписью «демократия», устроив вокруг него небольшой перформанс.

Председатель парламента Ираклий Кобахидзе возразил: «Мы заложили основы долгосрочной демократии». По его мнению, именно такая новая редакция обеспечит большую стабильность властных институтов. Оппозицию же Кобахидзе обвинил в «позорном бегстве».

Изменить оппозиция все равно ничего не могла. У «Грузинской мечты» в парламенте – конституционное большинство. Правда, президент Георгий Маргвелашвили осудил проект, заявив, что конституция не стала «документом консенсуса». Скорее всего, Маргвелашвили наложит на проект вето – но нет сомнений, что парламент легко преодолеет его.

Ведущие политические силы и представители гражданского общества вот уже несколько лет были едины во мнении, что конституцию нужно довести до ума.

Запад остался доволен новой конституцией

Дело в том, что Основной закон, принятый при Саакашвили в 2010-м, фактически писался ради продления его политической карьеры. После выборов в парламент в 2012-м Саакашвили собирался пересесть в кресло премьер-министра. Поэтому конституцию переделали в пользу правительства, ослабляя институт президента. Ослабили, но не до конца, сохранив за президентом функции главкома и «лица» государства на международной арене.

В целом документ получился сырой. Вероятно, Саакашвили намеревался его «дописывать» после победы на выборах, которые в итоге неожиданно проиграл. Поэтому разгребать наследство пришлось «Грузинской мечте».

Новую редакцию в целом одобрила Венецианская комиссия. Ее замечания касались в основном процедуры выборов в 2020-м. И «венецианцы», и президент Грузии, и оппозиция хотят, чтобы выборы в 2020-м прошли только по партийным спискам. Однако внутри самой «Грузинской мечты» на этот счет договориться не смогли. Там весомые позиции у мажоритарных депутатов, и они настояли на отсрочке.

Эксперт-конституционалист Вахтанг Дзабирадзе видит в новой конституции как достоинства, так и изъяны. «В случае политического кризиса этот документ почти не оставляет шанса на мирную смену власти, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Может, это и хорошая конституция, но она не отвечает грузинским реалиям». В то же время он назвал «циничным» поведение сторонников Саакашвили, которые сами семь лет сами приняли по сути «однопартийный основной закон», а теперь критикуют власти за недемократичность нового проекта.

В чем же основные новшества

Парламентской республикой Грузия окончательно станет после выборов президента осенью следующего года – президента будут избирать прямым всеобщим голосованием в последний раз. После этого его фигура станет совершенно декоративной. И впредь президента уже будут избирать 300 «выборщиков». Это 150 депутатов и 150 представителей местных органов самоуправления.

Что касается выборов в парламент, то в 2020 году они в последний раз состоятся по смешанной системе – 77 депутатов будут избраны по партийным спискам, а 73 – по одномандатным округам. А еще через четыре года, в 2024 году, выборы в парламент пройдут только по спискам, по пропорциональной системе. Кстати, на выборах-2020 барьер для попадания в парламент для партий и блоков снижается с нынешних пяти до трех процентов.

После выборов президента в 2018-м премьер-министр окончательно становится самой сильной фигурой. Упраздняется Совбез при президенте и появляется Совет обороны при правительстве, но его будут созывать только в случае войны. Глава кабинета министров станет верховным главнокомандующим, он же будет полностью определять внешнюю политику. Никакой отчетности перед президентом, только перед парламентом.

Эксперт Гия Хухашвили, в прошлом – советник председателя правительства, в интервью газете ВЗГЛЯД обратил внимание на то, что «Грузинская мечта» по-прежнему опирается на ресурсы и авторитет одного-единственного человека – миллиардера, создателя правящей партии и бывшего премьера Бидзины Иванишвили. По его мнению,

«Бидзина Иванишвили – единственная фигура в политике Грузии, которая оказывает влияние на развитие государства».

Но рядового грузинского избирателя волнует больше не политика, а экономика. Это отличает ситуацию от времен Саакашвили. Тогда политические эмоции накрывали страну волнами. Сейчас каждый думает о собственном кошельке, о возможности заработать – и ныне таких возможностей, очевидно, больше, чем тогда. Поэтому мысли о конституции и большой политике отходят для большинства грузин на второй план.

..............