Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

7 комментариев
11 сентября 2017, 08:08 • В мире

Скандал вокруг школьной реформы на Украине стал международным

Скандал вокруг школьной реформы на Украине стал международным
@ Vasily Fedosenko/Reuters

Tекст: Василий Стоякин,
Киев

Закон «Об образовании», одобренный Верховной радой, будет оспариваться Венгрией на уровне ООН, ОБСЕ и ЕС. Более того, Будапешт решил «препятствовать реализации важных для Украины дел на международной арене». Нужно понимать, что венгры протестуют против того, что ударит, в первую очередь, по русскоязычным украинцам. В чем же суть нового закона?

Состояние школьного образования на Украине оставляет желать лучшего. Реформирование этой сферы назрело и перезрело.

Украине логично было бы пойти путем России, постепенно совершенствующей старую систему образования. Общее понимание его проблем дает комментарий Татьяны Журавель, у которой была возможность сравнить системы образования в России и на Украине:

«Мои дети два года ходили в школу в России, причем в разных регионах. У нас не знают, как работает школа в России, а в России не понимают, насколько у них хорошо обстоят дела по сравнению с Украиной. Во-первых, в России гораздо лучшие учебные планы и учебники. Дети учились по разным программам: есть удачные, есть не очень. Но в среднем все это хорошо проработано. Во-вторых, присутствует контроль со стороны и дирекции школы, районо и Министерства образования. Учителя следуют программе. У нас контроля нет, учитель может нести отсебятину, а бывает и такое, что учебник и тетрадь – из разных программ. В-третьих, очень хорошая подготовка учителей и хорошо организован процесс в школе. Учителя справляются с конфликтными ситуациями между детьми без участия родителей. У нас же все выливается в огромные скандалы (у кого больше денег, тот и прав). Особенно удивили школьные психологи – оказывается, это действительно важные и нужные люди. Есть и логопеды. У нас это просто ставка. В-четвертых, там просто меньше предметов. Нет «Основ здоровья» и второго иностранного, что существенно уменьшает нагрузку и дети раньше приходят домой. В-пятых, мы ни разу не сталкивались со взятками. Может, это мне повезло, не знаю».

Однако украинское министерство образования пошло совершенно другим путем и протащило через Верховную раду «новаторский» законопроект. Разберемся в основных новациях.

Манипуляции с предметами

Законодатель следовал логике упрощения учебы – нагрузка на украинских школьников чрезмерно велика, что признает и министерство, поэтому решено было ее сократить.

Сейчас в украинской школе 22 обязательных предмета. Предлагается оставить девять – за счет создания интегральных курсов. В частности, это будут курсы «природа и человек», «человек и мир», «словесность» и «математика».

По мнению разработчиков, этот хитрый ход позволит не только сократить нагрузку на школьников, но и привить им представления о взаимосвязанности всего в природе. По мнению научной и педагогической общественности, это дичь.

Например, в письме Национальной академии наук Украины указывается, что «внедрение этих новшеств повлечет за собой массовые увольнения школьных учителей естественных дисциплин» и приведет к «полной деградации кадрового потенциала образовательной сферы». На самом деле, это касается и гуманитарных дисциплин тоже. Так, из школьного курса пропадает «зарубежная литература», в рамках которой изучались и русские классики (в переводе, нередко «идеологическом», на украинский язык).

При том, что количество предметов и нагрузки снижаются, длительность пребывания в школе растет до 12 лет. Эта новация вызвала самое активное обсуждение в родительской и преподавательской среде, но повлиять на позицию разработчиков не удалось.

Сохраняется три уровня полного среднего образования: начальное образование (1–4 класс), базовое среднее образование (5–9 класс), профильное среднее образование (10–12 класс). Последний этап является подготовкой к обучению в вузах. Девять лет школьники будут учиться по стандартным образовательным программам, а в старших классах самостоятельно выберут себе профиль: математический, гуманитарный или природоведческий. Ходили слухи о том, что на третьем уровне образование станет платным, но пока до этого не дошло.

В целом реформирование образовательного процесса ведет к снижению качества образования и его сосредоточению на самых элементарных знаниях.

Контроль над педагогами

Судя по всему, разработчики не очень-то доверяют педагогическим кадрам, потому ряд мер направлен на то, чтобы поставить их под как можно более плотный контроль.

С одной стороны, предполагается существенное повышение зарплат. В частности, к 2023 году планируется повысить оклад педагога до трех минимальных зарплат (сейчас это 9,5 тыс. гривен, в прямом пересчете по курсу – около 16 тыс. рублей). Плюс доплаты за стаж и категорию. Минимальная зарплата должна составить 6,5 тыс. гривен (сейчас это средняя зарплата учителя высшей категории).

Есть в этом и «но» – резко сокращается (по уверению руководителей «Оппозиционного блока» – на две трети) количество самих учителей. Во-первых, за счет сокращения числа ставок, особенно в специальных предметах. Во-вторых, за счет сокращения числа школ в сельской местности.

В общем, искусственно создается безработица, в результате чего украинские учителя, и без того забитые и бесправные, окажутся еще более уязвимыми.

Кроме того, внедряется механизм найма учителей и директоров школ на работу по контракту. Директорам разрешат занимать эту должность не более шести лет. Естественно, что преподаватель, тем более директор, будет еще более зависим от районо (районный отдел народного образования), который волен продолжить или прервать контракт. Кстати, в украинских условиях районо – структуры весьма коррумпированные. 

При этом закон позволяет учителям регистрироваться в качестве физических лиц – предпринимателей (аналог российских индивидуальных предпринимателей) и заниматься преподавательской деятельностью. Таким образом, репетиторство получает официальный статус и налогооблагается. Не факт, что полученный доход будет достаточным для того, чтобы платить с него налог, но документы оформлять придется.

Прямо в сессионном зале была принята поправка депутата от Блока Петра Порошенко Олега Мусия, согласно которой «педагогические работники, которые порочат Украину, порочат атрибуты ее, Государственный гимн и т.д., не могут работать в системе образования». Кто и как будет осуществлять идеологический контроль, пока непонятно.

Украинизация

Первоначальная формулировка законопроекта, одобренная профильным комитетом, была достаточно либеральной и предполагала сохранение классов и школ с образованием на языках национальных меньшинств, но с постепенным увеличением доли предметов, преподаваемых на украинском.

Эта норма вызвала решительное сопротивление националистов в парламенте, которые требовали немедленно запретить преподавание на языках национальных меньшинств (в первую очередь – на русском языке). При этом на преподавание языков меньшинств самих по себе никто не покушался.

Эта идея неожиданно вызвала жесткую отповедь со стороны лидера Меджлиса Рефата Чубарова – он увидел в ней ущемление прав крымско-татарского языка, хотя подавляющее большинство татар живет в Крыму и в прошлом году сдавать независимое внешнее оценивание (аналог ЕГЭ) на этом языке пожелало аж восемь человек.

В конечном итоге прошла «компромиссная» формулировка: представителям национальных меньшинств разрешается обучение на языках национальных меньшинств на уровне отдельных классов (т.е. национальные школы ликвидируются) и только до 2020 года. В средней школе разрешается доучиться на языках национальных меньшинств до 1 сентября 2018 года, потом осуществляется переход на украинский.

Исключение сделано для представителей «коренных народов», которые могут создавать классы с преподаванием на национальном языке «наряду с государственным». Норма эта почти мифическая, поскольку коренными народами на Украине являются крымские татары, крымчаки и караимы. Всего их несколько более 40 тысяч, сколько-нибудь значительное меньшинство (до 10 тыс. человек) они составляют в нескольких районах Херсонской области. В подавляющем большинстве они русскоязычны.

Принятие этой нормы уже вызвало международные протесты. Одним из первых отреагировал МИД Венгрии, заявивший, что принятие этого закона «лишает национальные меньшинства, проживающие в стране, фактически обучения на родном языке» и это является «беспрецедентным нарушением в отношении прав меньшинств, в том числе венгров». Глава министерства Петер Сийярто и вовсе назвал законопроект «стыдом и позором».

В свою очередь, румынский министр по делам соотечественников за рубежом Андрея Пэстырнак в ходе встречи с украинским послом потребовала пересмотреть закон об образовании и позволить этническим румынам учиться на родном языке.

Журналист и общественный деятель Елена Бондаренко (в прошлом – депутат Рады) написала у себя в Фейсбуке: «Антиукраинская Верховная рада приняла новый закон об образовании. Ликвидируют русский язык как язык преподавания во ВСЕХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ШКОЛАХ И КЛАССАХ с 5-го класса... Украинским толстосумам наплевать: их дети учатся либо в частных платных школах здесь, либо за рубежом. Они себе купили право на язык. А что делать большинству русскоязычных украинцев? Раскол в обществе глубже. Грядет затяжная партизанская война родителей за права наших детей».

В Херсоне администрации трех школ отказались от перехода на украинский язык.

О перспективах реформы

В действительности вероятность реализации реформы именно в этом виде невысока.

Директор одной из национальных школ на условиях анонимности высказал мнение, что для проведения столь масштабной реформы у министерства просто не хватит ресурсов. Во всяком случае, большая часть реформ не была реализована именно по причине неспособности их подготовить, реализовать и проконтролировать.

Вторая проблема – сугубо финансовая. На заседании кабмина летом премьер и министр финансов заявили, что сумма расходов на проведение реформы (87 млрд гривен на протяжении шести лет) чрезмерна и у государства нет возможностей ее финансировать. В бюджете на текущий год на нужды образования выделено 42 млрд гривен и дополнение этой суммы на 14,5 млрд выглядит более чем существенным.

Третья проблема – юридическая. Украинизаторский пыл парламентариев вступает в противоречие с законом об основах государственной языковой политики (в 2014 году Рада проголосовала за его отмену, но подпись президента так и не была поставлена, так что формально он действует) и со статьей 53 конституции Украины, гарантирующей право на получение образования на языках национальных меньшинств.

Учитывая протесты внутри и вовне страны, высока вероятность, что президент наложит вето на эту версию закона.

Впрочем, даже в этом случае принципиально ничего не изменится, просто языки национальных меньшинств будут вытесняться из системы образования медленнее – на протяжении не трех, а 10–12 лет.

..............