Ольга Андреева Ольга Андреева Интеллигенция страдает наследственным анархизмом

Мы имеем в анамнезе опыт страны, где несколько поколений русских интеллигентов были воспитаны в одном-единственном убеждении – государство всегда неправо. А ведь только государство, а вовсе не «прогрессивная общественность» несет реальную ответственность за благополучие страны.

20 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Стоит ли радоваться «отмене» международного права

«Не в силе Бог, а в правде». Европе и Америке этот принцип неведом, а у нас он известен каждому. Выхватывать куски, рыскать по миру, ища, где что плохо лежит – это совсем не по-нашему. Россия может утвердить себя только как полюс правды, искренности, человечности. Именно этого не хватает сегодня многим народам, всё острее ощущающим себя дичью.

12 комментариев
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Морского права больше нет

Действия Трампа в первых числах 2026 года не намекают, а прямо-таки кричат, что он готов обрушить мировую экономику. Морская торговля сегодня – ее фундамент. Трамп готов этот фундамент подорвать.

13 комментариев
9 июля 2017, 19:40 • В мире

Турция прощается с немецкими военными

Турция прощается с немецкими военными
@ Carsten Rehder/DPA/ТАСС

Tекст: Никита Коваленко

Решение о выводе Германией своих военнослужащих с авиабазы «Инджирлик» в Турции встретили злорадными высказываниями. «Они могут делать все, что хотят», – заявил премьер-министр Бинали Йылдырым. А вот в Берлине, напротив, настроены куда более взвешенно и подчеркивают, что данный шаг направлен как раз на снижение напряженности в отношениях с Анкарой.

Германия начала выводить своих военных с авиабазы «Инджирлик» в Турции. Таким образом, Берлин уже приступил к выполнению принятого ранее кабинетом министров решения. На турецкой базе были размещены около 270 немецких военнослужащих, шесть разведывательных самолетов «Торнадо» и один самолет-заправщик. Правительство ФРГ намерено перебросить их в Иорданию. Первым делом будут переброшены заправщик и 20 человек личного состава, всего же перевод может занять, по предварительным оценкам, до трех месяцев.

Если Германия решила уйти из «Инджирлика», мы тогда можем сказать «до свидания

Данный контингент был размещен в Турции в качестве части войск международной антиигиловской коалиции во главе с США, участвующей в конфликте в Сирии. Министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен заявила, что немецкие самолеты были важной частью операций в САР. В то же время это очень малая группировка войск, которая носит, скорее, вспомогательный характер. А потому никакой серьезной проблемы от ее недоступности в течение нескольких месяцев не будет. В этой ситуации куда важнее политический эффект.

Немецкие отношения подходят к критической точке

Вывод немецких военных – это новая критическая точка в турецко-германских отношениях. Решение ФРГ было принято в связи с тем, что Турция решительно отказывается в течение последнего времени пускать на военную базу немецких парламентариев. Никаких вразумительных объяснений своему отказу Анкара не дает, говоря только что-то об особенностях внутренней ситуации. Однако, если взглянуть на развитие отношений двух стран в последние два года, все встает на свои места.

Фактически их деградация началась еще в прошлом году после признания геноцида армян парламентом Германии, что Турция категорически отрицает. Следующим ударом по диалогу между странами стала попытка военного переворота в Турции. Президент страны Реджеп Тайип Эрдоган обвинял Запад в пособничестве организаторам переворота, критиковал, в первую очередь, ФРГ за отказ выдать предполагаемых участников заговора и предоставление им убежища. Берлин, как и другие западные столицы, в свою очередь, уличал Эрдогана в попытках расправы над политическими оппонентами и установления авторитарного режима в стране.

В дальнейшем ситуация только продолжила ухудшаться. В марте власти ФРГ не дали выступить в стране турецким министрам (хотя их выступления были согласованы), что Эрдоган окрестил «возвращением к нацистской риторике». Следующей критической отметкой стал референдум о форме правления в Турции, расширивший власть президента. Германия и другие западные страны ожидаемо встретили это в штыки. Обмен пикировками после этого, конечно же, продолжился – турецкий президент продолжил свои громкие антигерманские высказывания, немцы же даже дошли до того, что не дали Эрдогану выступить в Гамбурге перед местным турецким сообществом на полях саммита «двадцатки».

Турки демонстрируют резкий настрой

Турецкую реакцию на решение германского кабмина о выводе войск с авиабазы «Инджирлик» можно охарактеризовать как спокойное злорадство. При этом местные политики явно старались подчеркнуть абсолютную незначительность этого для Турции, а также то, что они сами ни к чему подобному ФРГ не подталкивали и это было ее собственное решение.

Эрдоган заявил: «Если Германия решила уйти из «Инджирлика», мы тогда можем сказать «до свидания». Эту же линию продолжил министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу: «Мы не станем умолять. Они были теми, кто хотел прийти (на турецкую авиабазу – прим. ВЗГЛЯД), и мы помогли им». «Они могут делать все, что хотят», – высказался премьер-министр Бинали Йылдырым.

Некоторые еще более радикально настроенные турецкие политики, как сообщает РИА «Новости», и вовсе заявили, что данное решение не только никак не отразится на Турции, но даже пойдет ей на пользу. По их мнению, это укрепит безопасность в регионе. Более того, они считают, что стоило бы вывести из страны и натовские войска, так как блок только вносит внутренний раскол в Турцию.

Означает ли это полный разрыв Берлина с Анкарой?

Вопреки громким заявлениям турок, говорить ни о каком окончательном разрыве пока не стоит. Ни с Германией, ни тем более с НАТО. Во-первых, турецкие политики славятся резкими высказываниями. Во-вторых, они явно пытаются продемонстрировать свою решительность, силу и неуступчивость, чтобы добиться уступок и пересмотра Берлином и другими европейскими столицами своей линии в отношении Анкары. Турки также подчеркивают свою самостоятельность и значимость в международных делах.

Эрдоган сейчас проводит подобную политику по чередованию сближения и отдаления практически на всех направлениях. С той же Европой он сотрудничает по многим направлениям, взять хотя бы миграционное соглашение с ЕС. Несмотря на заметное похолодание в отношениях с США, Анкара продолжает поддерживать многие решения американского руководства, например, удар по авиабазе «Шайрат» в Сирии, да и в целом сотрудничество между странами не прекращается. Да и отношения Турции с Россией, как известно, регулярно переживают то взлеты, то падения.

Еще один нюанс состоит в том, что и Германия, при всех ее попытках оказывать на Турцию влияние, явно не намерена идти на полный разрыв. Именно поэтому немецкие политики куда сдержаннее в своих высказываниях и подчеркивают вынужденность своего ухода с турецкой авиабазы. Канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что вывод немецких войск позволит избежать в дальнейшем споров с Анкарой по поводу посещения базы германскими парламентариями. А министр обороны ФРГ позвонила своему турецкому коллеге, чтобы уведомить о решении и поблагодарить за предоставление авиабазы.

«Мы сможем теперь сконцентрироваться на обсуждении других вопросов, – указала Меркель. – Есть достаточно сложностей, но я не вижу в этом шаге ситуации, от которой положение может ухудшиться». Она также подчеркнула, что у Германии и Турции много общих интересов и странам необходимо продолжать диалог.

В то же время можно с уверенностью сказать, что в течение ближайшего периода отношения с Анкарой будут очень серьезным и болезненным вызовом для внешнеполитического курса Берлина. И ожидать потепления в диалоге не стоит еще долгое время.