Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
20 июля 2017, 18:10 • В мире

Литовцы обнаружили, что «русские не приходят, да и не собираются»

Литовцы обнаружили, что "русские не приходят, да и не собираются"

Литовцы обнаружили, что «русские не приходят, да и не собираются»
@ Евгений Биятов/РИА «Новости»

Tекст: Марина Балтачева,
Андрей Резчиков

Литовская социология зафиксировала снижение страха в обществе перед «угрозой с Востока», что оказалось неожиданностью для правящих кругов. Одновременно отмечен рост доверия к российским телеканалам, хотя они, по сути, запрещены в республике. Глава комитета нацбезопасности сейма признался газете ВЗГЛЯД, что литовцы массово смотрят российское ТВ в интернете.

Как стало известно на этой неделе, в сейме Литвы несколько комитетов провели дискуссию об эффективности т. н. российской пропаганды. Как пишет Delfi, инициатором заседания стал глава комитета нацбезопасности и обороны Витаутас Бакас.

Проблемы не решаются, власти только повторяют, что «русские идут». Но русские не приходят, да и не собираются. Вот люди и смотрят на это более спокойно

Среди приглашенных была и социолог Диана Янушаускене из Литовского центра социальных исследований. Поводом для обсуждения депутатов стало исследование с длинным названием «Субъективная безопасность в изменяющемся геополитическом контексте: особенности, формирующие факторы и стратегии, создаваемые индивидуумами», подготовкой которого в прошлом году руководила Янушаускене. На заседании она посетовала, что данные исследования могут стать «кладом» для кремлевских СМИ, которые будут интерпретировать результаты на свой лад.

Оказалось, что члены сейма ознакомились с «кладом» еще в мае – в закрытом режиме. Теперь Бакас все же решил его обнародовать, признав, что для депутатов оно оказалось неожиданным. «Ведь похоже, что политики о таких исследованиях до сих пор не знали», – сказал глава комитета.

Бакас предположил, что соседнее «недружественное государство» даже лучше знает настроения в Литве, чем сами же власти в Вильнюсе. «Это социальная и информационная разобщенность, которые представляют угрозу, это нельзя скрывать, поскольку есть данные о том, что такие исследования в регионах Литвы проводит определенное недружественное государство, ему известно о положении и настроениях», – сказал депутат, очевидно, с намеком на Россию.

По словам Янушаускене, вторжение с Востока в прошлом году понималось как самая большая угроза для личной безопасности – ее опасался 21% респондентов. 29% прямо боялись, что Россия нападет на Литву. Неожиданностью стало то, что в списке из 21 проблемы угроза «гибридной войны» оказалась лишь на 17-м месте. Больше всего литовцы боятся социальных и экономических неурядиц, а не России. Самой большой проблемой респонденты считают отток населения из страны и безработицу – 90%. Затем идет преступность, обеспечение энергетической безопасности и нищета.

Был «большой национальный подъем»

«В 2014 году политическими элитами России была инициирована агрессия против Украины. У нас это вызвало очень большой национальный подъем. Опросы показывают, что, если была бы еще какая-то кризисная ситуация с нами или с нашими соседями, наше общество сплотилось бы», – заявил Витаутас Бакас газете ВЗГЛЯД.

#{ussr}По сравнению с тем, что было в 2014-м, «сейчас эти цифры чуть-чуть другие», отметил собеседник. Тем не менее и теперь, как подчеркнул Бакас, «больше половины литовцев, по нашим исследованиям, настроены патриотически или пошли бы защищать страну, если были бы возникли какие-то проблемы». «Это официальные выводы доклада», – заверил он.

Изучивший выводы социологов бывший вице-мэр Вильнюса, политолог Альгирдас Палецкис возражает Бакасу – в опубликованном исследовании он обратил внимание на совершенно иные цифры: на вопрос, пошли бы они защищать свою страну, в 2014 году утвердительно ответили 57%, а уже в 2016 году – только 49%. То есть меньше половины. При этом резко выросло число тех, кто наотрез отказывается идти на такую войну – если в 2014-м их было всего 14%, то уже в 2016 году их число более чем удвоилось – 34%. Рост произошел за счет тех, кто колебался – сперва их было 29%, а в прошлом году – всего 17%. Из итогов опроса следует: в случае войны Литву будет защищать меньше жителей, чем два года назад.

«Тенденция такая прорисовывается. Закрыть на это глаза сложно. Люди на первый план выносят злободневные вопросы: эмиграцию, безработицу, рост цен после введения евро. Проблемы не решаются, власти только повторяют, что «русские идут». Но русские не приходят, да и не собираются. Вот люди и смотрят на это более спокойно», – сказал Палецкис газете ВЗГЛЯД.

Кстати, всего 17% участников опроса сочли, что жители Литвы готовы отразить агрессию врага, зато скептиков оказалось больше половины – 53%. Правда, если Литва будет защищаться вместе с союзниками по НАТО, то в ее боеготовность верит гораздо больше народу – 48%, а сомневаются всего 19%.

В то же время социологи пришли к выводу, что большинство русских по происхождению граждан Литвы и значительная часть поляков намерены избежать участия в «гибридной войне». В частности, такие респонденты постараются покинуть Литву либо остаться, но вести себя пассивно, заботясь лишь о безопасности своей семьи. Если среди поляков лишь 9% готовы встать на защиту отчизны, то среди русского населения таких 2%. При этом 24% русских склонны покинуть страну в случае «агрессии». Среди поляков таких 10%, а среди самих литовцев – 17%.

Во всем виновата «запрещенка из Москвы»

Социологи констатируют и такую зависимость: чем благожелательнее отношение у респондента к советскому времени, тем более скептично он оценивает современную Литву, ее союзников, и наоборот – мягче к России.

Как возмущался на заседании депутат Лауринас Кащунас, на настроениях литовцев сказывается влияние российских каналов. Исследование действительно показало, что те, кто часто смотрит российские каналы, реже видят в России угрозу. Из тех, кто доверяет российской электронной и бумажной прессе, лишь 21% считает Россию угрозой. А из доверяющих литовской прессе ее считают угрозой 53%.

Живущий в Вильнюсе публицист Владимир Водо рассказал газете ВЗГЛЯД, что российские телеканалы на 100% находятся на платных сервисах, однако «несравненно популярнее литовских». «Причины – качество программ. В связи с отличной от официальной точкой зрения на события новейшей истории (с 1940 по 1991 год) за последние несколько лет власти Литвы неоднократно запрещали телеканалы «РТР-Планета», «НТВ-Мир» и «1-й Балтийский» (версия Первого канала для Балтии)», – рассказал Водо.

По его словам, литовцы массово обходят запреты и смотрят «запрещенку» в интернете. По некоторым данным, доля таких зрителей на литовском медиарынке постоянно растет и в прошлом году достигла 20% от всего телевизионного рынка. «На это члены Ассоциации кабельного ТВ (LKTA) отрапортовали о своей готовности блокировать нелегально работающие в интернете телеканалы: последние были названы в заявлении LKTA «информационными диверсантами», угрожающими национальной безопасности Литвы», – отметил публицист.

В свою очередь Бакас заверил газету ВЗГЛЯД, что «в Литве не проблема смотреть российские каналы, если платить за них деньги». «Также их можно смотреть в интернете. Как подчеркнул Бакас, их смотрит «наименьшая часть населения». «Однако мы видим, что российские каналы имеют немалое влияние», – согласился Бакас.

Палецкис согласен, что российские телеканалы влиятельны – даже те, кому они не нравятся, признают высокое качество контента. «Информация подается интересная, динамичная, с анализом, с репортажами с места событий. Корреспондентский корпус – по всему миру. А наше телевидение сильно сдало в последние годы по качеству», – признал он.

Политолог отметил, что на российских ток-шоу приглашают «другую сторону», дают оппонентам высказаться, пусть они и проигрывают в итоге. Но в Литве, где власти говорят о демократии, такого плюрализма мнений на телевидении нет. «Меня как человека, который выражает оппозиционные взгляды, крупные телеканалы уже не приглашают. То ли боятся другого мнения, то ли им так велено. Нет толерантности, просто не хотят слушать другое мнение. На этих передачах выступают одни и те же говорящие головы. Люди, которые ищут другую информацию, переключаются на российские каналы», – пояснил Палецкис.

Те же литовцы, кто живет плохо, не только смотрят, но и начинают симпатизировать российским телеканалам, подытожил Палецкис – на спутниковую тарелку денег даже бедным хватает.

..............