Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
23 декабря 2016, 17:40 • В мире

«Русины ждут, что скажет Дональд Трамп»

Александр Гегальчий: Русины ждут, что скажет Дональд Трамп

«Русины ждут, что скажет Дональд Трамп»
@ Владимир Федоренко/РИА «Новости»

Tекст: Никита Голобоков

«Вопрос об автономии или независимости Закарпатской Руси всегда стоит на повестке дня», – заявил газете ВЗГЛЯД член Всемирного совета подкарпатских русинов Александр Гегальчий. Русины обратились к украинскому президенту Петру Порошенко с просьбой предоставить автономию. Есть ли шансы на реализацию этой инициативы?

Закарпатские русины решили добиваться национальной автономии путем признания результатов соответствующего референдума, состоявшегося еще в 1991 году. Как сообщает украинский портал «Страна.ua», активисты «Народной рады русинов Закарпатья» на прошедших накануне заседаниях выступили с двумя требованиями: признание русинов национальностью и признание результатов референдума 25-летней давности, на котором 78% жителей Закарпатья проголосовали за то, чтобы область получила статус самоуправляемой территории в составе Украины.

Русины пережили уже много властей. Это не жители Донбасса, в Закарпатье привыкли приспосабливаться

Требования русинов направлены украинскому президенту Петру Порошенко. «Мы считаем, что, если Закарпатью предоставят автономию, ничего тут страшного не будет. Мы хотим развиваться», – заявил член президиума «Народной рады русинов Закарпатья» Иван Палинкаш.

Депутат Ужгородского райсовета Наталья Магалина, участвовавшая в собрании, подчеркнула: активистам необходимо добиться установления норм по трансляции программ на родном языке на принадлежащем государству региональном телеканале «Тиса-1».

Русины, компактно проживающие в сопредельных странах – Словакии, Польше, Венгрии, Чехии, а также в Сербии, официально признаны в этих государствах национальными меньшинствами. По мнению «Народной рады», это дает основание требовать аналогичного статуса собственно для коренного населения Карпатской Руси. Кроме того, напомним, что в новейшей истории Закарпатья был, пусть и кратковременный, опыт существования в виде автономии и даже самопровозглашенного государства.

Как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, борьба русинов за свои права продолжается на протяжении всех лет украинской независимости. Закарпатский облсовет трижды (в 1992, 2002 и 2007 годах) признавал результаты референдума 1991 года о создании автономии и обращался в Верховную раду с просьбой о признании русинов отдельным народом. В августе 2006 года Комитет ООН по расовой дискриминации призвал правительство Украины признать русинов в качестве национального меньшинства по причине «существенных отличий между русинами и украинцами».

25 октября 2008 года в Мукачево делегаты II Европейского конгресса подкарпатских русинов объявили о «воссоздании Подкарпатской Руси» (в связи с Актом Провозглашения воссоздания русинской государственности от 22 ноября 1938 года). Спустя пару месяцев СБУ возбудила уголовное дело по обвинению в сепаратизме против председателя Сойма подкарпатских русинов, протоиерея УПЦ Московского патриархата Димитрия Сидора. После порядком затянувшегося судебного процесса свои три года лишения свободы с двухгодичной отсрочкой православный священник получил уже при Януковиче.

В декабре того же 2008 года лидер движения «Подкарпатская Русь» Петр Гецко заявил, что закарпатские русины обратились к России с просьбой признать независимость их региона от Украины.

22 мая 2015 года представители закарпатских русинов устроили митинг в Киеве, у здания администрации президента Порошенко, с требованием признать результаты референдума 1991 года. Наконец, в апреле этого года депутаты Закарпатской областной рады потребовали от Киева расширения своих полномочий. В ответ СБУ начала проверку.

О вновь напомнившем о себе «русинском вопросе» газета ВЗГЛЯД поговорила с членом Всемирного совета подкарпатских русинов, президентом международного фонда «Руська премия» Александром Гегальчием.

ВЗГЛЯД: Александр Викторович, каково ваше отношение к обращению «Народного совета русинов Закарпатья» к Петру Порошенко?

Александр Гегальчий: «Народный совет» – достаточно известное движение. А обращавшийся к Порошенко Иван Палинкаш – известная фигура в Подкарпатской Руси и в русинском движении.

Александр Гегальчий<br>(фото:ua-reporter.com)

Александр Гегальчий


(фото: ua-reporter.com)

Однако их позиция по ключевым вопросам непоследовательна. Деятельность совета напоминает шатание из стороны в сторону, у них нет четкой идейной платформы. Сейчас обнаружилась возможность опять сказать о референдуме 1991 года. Но об этом многочисленные русинские организации говорят уже 25 лет. Так что все это выглядит как сто первое китайское предупреждение.

Эта организация не способна вести системную борьбу за признание этого референдума. Совет имеет разнообразную структуру, туда входят зачастую люди, придерживающиеся противоположных взглядов, поэтому единого выступления от них ожидать нельзя.

ВЗГЛЯД: В октябре председатель облсовета Закарпатья Михаил Ривис грозил Киеву отделением региона. Он это серьезно?

А. Г.: Это заявление Ривиса вообще не достойно серьезного внимания. Он полностью зависит и от украинских властей, и от местных олигархов. Скорее всего, за этим заявлением просто стоят какие-то внутренние разборки, или Ривис хотел подразнить кого-то. У сегодняшних властей Закарпатья нет сил предпринять какую-либо серьезную акцию против Киева. Тем более они все находятся у Порошенко на содержании. Просто внутренние разборки.

ВЗГЛЯД: Подвергаются ли активисты русинского движения давлению со стороны украинской власти?

А. Г.: Я сам живу в Праге, и мне очень интересно порой слушать рассказы чешских политиков и депутатов об их поездках на Украину и в Закарпатье. Им там местные депутаты рассказывают, как у местных русинов хорошо на Украине обстоят дела, как никто ни на что не жалуется.

#{ussr}Представьте, что делегация из США или из России в 1939 году посетила протекторат Чехии и Моравии под властью нацистской Германии. Там местные чиновники и депутаты тоже бы рассказали иностранной делегации о том, как им на самом деле хорошо живется. Такая же ситуация и в Закарпатье. Никто не способен высказать серьезную критическую точку зрения. Боятся если не за себя, то за родственников. Ожидать из недр местных властей или от русинских активистов каких-то активных действий по борьбе за свои права сейчас просто несерьезно.

Специфическое положение в регионе занимают венгры. По факту они находятся под защитой ЕС, по разным сведениям, от 150 до 200 тысяч закарпатцев имеют венгерские паспорта. Это и удерживает Киев от репрессий или тем более от античеловеческих акций, аналогичных донбасской. «Под раздачу» вместе с русинами могут попасть и граждане Венгрии, находящиеся под юрисдикцией и защитой Европейского союза.

Кроме того, экономическая ситуация в Закарпатье сложилась сейчас для Киева очень выгодно. 200 тысяч молодых людей работают в европейских странах и присылают деньги домой. Родственники строят на эти деньги дома. Правда, инфраструктура региона находится в плачевном состоянии – ведь в нее по идее должен инвестировать Киев, а не работающая молодежь, но это другой вопрос. Эти финансовые потоки из-за границы существенно снижают социальную напряженность в регионе.

В Закарпатье нет озлобленности, свойственной другим регионам Украины. Это выгодно украинским властям. Молодые люди работают в Польше, России, Словакии, Венгрии, присылают домой деньги, это расслабляет народ, который привык выживать сам, и местные и киевские власти.

ВЗГЛЯД: Получается, вопрос об автономии или независимости Подкарпатской Руси сейчас не стоит?

А. Г.: На самом деле вопрос об автономии или независимости Закарпатской Руси всегда стоит на повестке дня. Но при этом он никогда не обсуждается активно, все ограничивается разговорами.

У Киева есть и другие, куда более серьезные проблемы, а русинские группы внутри страны по менталитету типичные закарпатцы. Русины пережили уже много властей. Это не чеченцы и не жители Донбасса, в Закарпатье привыкли приспосабливаться. Есть такой местный анекдот про бабушку, которая побывала в Австро-Венгрии, Чехословакии, Венгрии и СССР, всю жизнь прожив в одном селе и не разу из него не выехав.

А активные молодые люди, как я говорил, уезжают работать за границу. Ко взяткам и контрабанде тут все привыкли. Та же контрабанда сигарет или бензина как шла, так и идет. Обстановка далека от взрыва. К коррупции тоже все привыкли. В какой-то степени ситуация в Закарпатье зависит от глобальных событий. Можно сказать, русины ждут, что скажет Дональд Трамп.

Единственным реальным стимулом к установлению автономии Закарпатья или даже независимости или присоединения к Венгрии стал бы окончательный развал Украины. Тогда русины и венгры воспользовались бы моментом. Однако инициатором отделения Подкарпатская Русь не станет. Там нет таких задорных хлопцев с оселедцами, как в Донбассе.

ВЗГЛЯД: А вы сами – сторонник какой участи для своего народа?

А. Г.: На мой же взгляд, власти Украины, не дав Закарпатью автономию, сделали огромную ошибку. В Германии есть такой малый народ – сорбы. Как только они получили немного свободы, были повешены таблички с названиями улиц на двух языках, открыты дома национальной культуры, появились телевизионные программы на национальном языке, все разговоры о независимости прекратились. Если бы у Украины хватило на это ума, все остатки напряженности исчезли бы.

..............