Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

7 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

8 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
3 июля 2013, 09:22 • В мире

«Необходим новый лидер»

Александр Вавилов: Египту необходим новый лидер

«Необходим новый лидер»
@ rus.ruvr.ru

Tекст: Андрей Резчиков,
Анна Аналбаева

«Призывы уйти – не позитивная программа. Хорошо, ушел, а дальше – как получится? Вот здесь начнутся поиски врагов. Начнется сведение счетов друг с другом», – сказал газете ВЗГЛЯД профессор Дипакадемии МИДа Александр Вавилов. Он считает, что в случае смещения президента Мухаммеда Мурси Египет ждет период правления военных.

Во вторник вечером в Египте истек срок ультиматума, предъявленного лагерем оппозиционных сил президенту страны Мухаммеду Мурси с требованием уйти в отставку. Ультиматум выдвинули движение революционной молодежи «Тамарруд» («Бунт») и Фронт национального согласия. Позднее аналогичное требование выдвинули и военные страны.

Когда свергли Мубарака во время революции 2011 года, армия оказалась в несколько растерянном состоянии. Сейчас ситуация в Египте стала вновь разбалансированной и трудно управляемой

В канцелярии египетского президента, отвечая на поставленный ультиматум, заявили, что Египет является гражданским государством, и современное руководство не позволит вернуть страну в прошлое.

«Заявление командования вооруженных сил Египта не было согласовано с президентом республики. Канцелярия главы государства считает, что некоторые приведенные в нем выражения содержат смыслы, которые могут способствовать осложнению ситуации в стране», – говорится в заявлении официального представителя президентской канцелярии, передает РИА «Новости».

В тексте также отмечается, что глава государства уже предложил пути выхода из сложившегося политического кризиса в своем обращении к нации, приуроченном к годовщине его инаугурации. «Египет – демократическое, гражданское государство, что является одним из самых важных достижений Революции 25 января. Египет изо всех сил не позволит возвратить его в прошлое под каким бы то ни было предлогом», – говорится в заявлении.

Как сообщает межарабский телеканал «Аль-Арабийя», на случай, если оппозиция и президент не договорятся, генералитет разработал свой план выхода из кризиса. Он заключается в приостановке действия конституции и роспуске парламента, большинство в котором, напомним, принадлежит сторонникам президента. В таком случае реальная власть окажется в руках генералитета, как это уже было в промежутке между падением режима Хосни Мубарака и избранием самого Мурси год назад.

Ранее министр обороны Египта Абдель Фаттах ас-Сиси в обращении к нации отвел политикам 48 часов на примирение. В противном случае, заявил он, военные выдвинут собственную «дорожную карту».

Отметим, что оппозиция сумела объединиться и выдвинуть на переговорах с властями единого представителя – им стал бывший глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мухаммед аль-Барадеи. Об этом говорится в распространенном во вторник коммюнике Фронта национального согласия. Аль-Барадеи должен «обеспечивать исполнение требований египетского народа и подготовку «дорожной карты».

О том, почему Мурси почти не на кого опереться спустя всего год после победы на президентских выборах и что ждет республику в случае его ухода, газете ВЗГЛЯД рассказал доктор исторических наук, профессор Дипломатической академии, чрезвычайный и полномочный посланник МИДа Александр Вавилов.

Александр Вавилов (фото: imi-mgimo.ru)

Александр Вавилов (фото: imi-mgimo.ru)

ВЗГЛЯД: Александр Иосифович, почему генералы вышли из-под контроля Мурси? Ведь он сам назначал всю нынешнюю армейскую верхушку...

Александр Вавилов: Армия в истории современного Египта, в этой крупнейшей стране арабского мира, начиная с 1952 года играла достаточно весомую и решающую роль во всех политических пертурбациях. Сам основатель современного Египта Гамаль Абдель Насер происходил из организации «Свободные офицеры» и вплоть до последнего момента, в том числе тот же самый Мубарак, все были маршалами и военачальниками.

Когда свергли Мубарака в 2011 году, армия оказалась в несколько растерянном состоянии. Сейчас ситуация вновь разбалансирована, трудно управляема. В стране фактически вообще нет достаточно организованной силы, чтобы ситуацию взять под контроль.

Но это совершенно не значит, что армия вновь выйдет на передний план. В Египте уже достаточно много политических сил, которые приобрели опыт, вкус к политической жизни. Армия, естественно, объявила о том, что она с народом и всегда была с народом, поэтому некоторое время она может служить организующим элементом, но потом отойдет на второй план.

ВЗГЛЯД: Оппозиция требует от Мурси ухода, но пока уходят только министры. Каков запас прочности египетского лидера? То, что от него отвернулась армия, говорит о том, что он обречен?

А.В.: Запас прочности достаточно невелик. Будучи еще в оппозиции, он мог удачно выступать, можно было заявлять о том, что все плохо и надо действовать по-другому, но когда нужны были конкретные шаги, у Мурси сил и не хватило. Его прежде всего обвиняют в том, что он не смог решить проблемы, которые стоят перед страной, а они сейчас только осложняются. Необходим новый лидер, который бы влил новую кровь в политический режим. И потом, как многие сейчас правильно говорят, там нужен не политик, а технократ, который мог бы все эти экономические и социальные трудности если не разрешить, то хотя бы ослабить.

Когда Мурси год назад пришел к власти, многие обозреватели и ваш покорный слуга говорили, что главная мина замедленного действия под его режимом – не политика, потому что политические лозунги у него были достаточно реальными и объективными, без экстремизма, а экономические вопросы: надо накормить народ, дать ему электричество, бензин. Этого, к сожалению, не получилось, своих ресурсов не хватило. И поэтому здесь запас прочности не очень велик.

Но пока велика опасность, что различные политические силы, которые уже приобрели вкус к политической борьбе, активно начнут теперь конкуренцию, будет столкновение точек зрения и взглядов, а такой фигуры, которая могла бы объединить весь народ, сейчас не просматривается.

ВЗГЛЯД: В том, что проблемы остаются, виноват президент, или любой на его месте был бы в таком же незавидном положении?

А.В.: Президент не столько виноват, сколько оказался не в состоянии решить эти проблемы. И любому другому тоже, конечно, эту гору проблем и всякого рода противоречий было бы трудно решать, если не невозможно.

#{interviewpolit}ВЗГЛЯД: Мурси оказался первым исламистским президентом. Насколько этот фактор мешал ему управлять страной? Он оставался в очень сильной зависимости от «Братьев-мусульман»?

А.В.: Нет, особой зависимости от «Братьев-мусульман» он не испытывал. Когда он вступил в должность президента, то вышел из этой группировки и сказал, что он президент всех египтян.

Тут самое главное не в том, что он принадлежит какой-то группировке. У него нет рецептов эффективного выхода из того экономического тупика, в котором оказалась страна. Естественно, будь то «брат-мусульманин», или либерал, или более правый человек – то все равно ему волей-неволей приходилось бы решать именно эти проблемы, а разрешать их достаточно трудно. Например, сначала власти отказались от займа Всемирного банка, затем пришлось все равно идти на поклон.

Сейчас почти 100 млн египтян живут на территории, которая равна 5,6% всей территории Египта. Это долина Нила. Все остальное – безводная и бесплодная пустыня. Как можно накормить 100 млн с такого клочка земли? Совершенно невозможно, поэтому надо обращаться за помощью, покупать сырье и просто хлеб насущный, а денег нет.

ВЗГЛЯД: Правда ли, что оппозиции удалось объединиться, что движение «Тамарруд» составили и либералы, и сторонники Мубарака?

А.В.: Там присутствуют самые разные политические силы, но особого объединения нет. Вся сложность заключается в том, что покричать на площади Тахрир, попрыгать – все это замечательно, энтузиазм – это великолепно. Но потом наступают серые будни, где нужно работать засучив рукава, не покладая рук. И здесь получаются расхождения. Кто-то хочет работать, кто-то – нет. Повторяю, сейчас я не вижу на политической авансцене Египта фигуры, которая объединяла бы достаточно большое количество людей.

Лозунги и призывы уйти – не позитивная программа. Хорошо, ушел, а дальше – как получится? Вот здесь начнутся поиски врагов. Мы это уже проходили и в 1917 году, и в последующие годы нашей и всемирной истории. Начнется сведение счетов друг с другом. И здесь длительная нестабильность достаточно вероятна. Надо предпринимать меры, чтобы стабилизировать ситуацию, потому что для Ближнего Востока Сирии вполне достаточно. Это трудно вынести простому народу.

«Тамарруд» – это чисто аморфное образование, которое сложилось по случаю. В нем можно найти разнообразных представителей. Но программа их отрицательная, в ней нет конструктивности. Вот уйдет Мурси, а кто следующий? Вот тут, возможно, власть на время перейдет армии как наиболее организованной части ближневосточного общества в целом. Роль и значение армии трудно переоценить.

ВЗГЛЯД: Можно ли называть демократическими те силы, которые сейчас пытаются свергнуть Мурси? Их рядовые активисты громят и жгут офисы правящей партии и, по некоторым данным, изнасиловали западную журналистку на площади Тахрир...

А.В.: Я считаю, что их преждевременно называть демократическими. Надо посмотреть, кто и как придет к власти. Это может быть вполне антидемократический авторитарный режим. Это не исключается потому, что простые египтяне, среди которых 30% неграмотных, соскучились по порядку. Им демократии пока не надо. Для них главное – накормить многочисленные семьи. А как там будет – это трудно предположить. Здесь предстоит полоса достаточно больших колебаний.

..............