Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там острее.

6 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

2 комментария
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

8 комментариев
24 февраля 2024, 14:40 • Общество

Новое оружие дает России превосходство в ходе спецоперации

Новое оружие дает России превосходство в ходе спецоперации
@ t.me/bmpd_cast

Tекст: Алексей Анпилогов

Освобождение Авдеевки показало, что Россия на полях сражений СВО начинает массовое применение вида оружия, которое уже доказало свою высокую эффективность. Речь идет об авиабомбах с управляемым модулем планирования и коррекции (УМПК). Как устроена эта система вооружений и почему она показывает столь впечатляющие результаты?

В последние месяцы в ходе СВО проявились ряд наиболее ярких особенностей боевых действий в условиях современных войн. Во-первых, обнаружилось превосходство систем ПВО перед авиацией, которое еще два года назад для военных экспертов вовсе не было очевидным. Теперь же оказалось, что хорошо выстроенная система противовоздушной обороны чуть ли не полностью закрывает небо от воздушного нападения. Это работает в любом конфликте высокой эффективности у равных противников, оснащенных современным оружием.

В частности, за все время СВО украинская авиация отличилась только пусками западных крылатых ракет воздушного базирования Scalp/Storm Shadow, которые происходили в основном из глубины украинской территории. Роль украинской авиации на поле боя вдоль линии соприкосновения может быть описана как околонулевая. Российская ПВО сегодня уничтожает остатки украинских ВВС, в частности только 24 февраля сбиты сразу два украинских истребителя МиГ-29.

Во-вторых, массовое применение БПЛА-разведчиков сделало поле боя «прозрачным». Столь же массовое появление над полем боя российских барражирующих боеприпасов типа «Ланцет» и FPV-дронов ближнего радиуса действия перевело борьбу артиллерийских систем в предельно напряженный режим. БПЛА-разведчики позволили оперативно выявлять позиции вражеской артиллерии, а барражирующие боеприпасы и FPV-дроны стали дополнительным фактором поражения. Таким образом, артиллерия и бронетехника перестали играть ту роль на поле боя, которую играли много десятилетий.

Однако в последние месяцы в России разработано и внедрено новое средство поражения, показавшее свою наибольшую эффективность наиболее ярко именно сейчас, в ходе боев за освобождение Авдеевки. Оно смогло успешно обойти системы ПВО противника. Это средство – авиабомбы с УМПК (управляемым модулем планирования и коррекции). Успешное применение данного вида вооружений отмечал не так давно министр обороны Сергей Шойгу.

Что такое УМПК?

УМПК – относительно простое дополнение к обычным свободнопадающим бомбам. Концептуально это повторение американской идеи управляемой планирующей бомбы JDAM, когда к обычной бомбе крепится модуль планирования – небольшой «самолетик», который может осуществлять маневр к цели, получая данные спутниковой навигации и рассчитывая траекторию захода на цель. Сразу вслед за сбросом бомбы с УМПК пиропатрон выбрасывает из модуля крылья, превращая сборку в неказистый, но крепко скроенный небольшой планер.

Чем выше находится самолет-носитель, тем на большее расстояние может планировать авиабомба. При высоте сброса более 10 км такой горизонтальный маневр может осуществляться на очень солидное расстояние – до 50-60 км. Это позволяет бомбардировщику не заходить в зону действия фронтовой ПВО противника.

В американском варианте JDAM модуль планирования устанавливается еще на заводе и даже при удивительной для ВПК США дешевизне – итоговый результат все равно стоит порядочно, в несколько раз дороже самой бомбы. В российском же варианте УМПК нет ничего лишнего: на фотографиях предстает достаточно грубо выглядящая прямоугольная цельносварная конструкция, которая цепляется к бомбе на стальных хомутах. Монтаж производится уже на аэродроме.

Это позволяет делать и применять УМПК сотнями и тысячами в месяц. По сообщениям Минобороны, в пике битвы за Авдеевку ВКС России применяли до 460 бомб с модулями УМПК в сутки. Совершенно невообразимая цифра даже для ВВС США или других стран НАТО.

В русском варианте модуль планирования – эта голая эффективность, без прикрас и без «распила» бюджетов. Много, быстро, дешево и надежно. Суровая русская инженерная школа тотальной войны за выживание.

Можно ли сравнить артиллерию и авиацию?

Авиация на поле современного боя представляет собой гораздо более гибкий инструмент, нежели артиллерия. Любая артиллерийская система, даже самоходная, ограничена скоростью колесной/гусеничной базы или тягача по шоссейной дороге. В действительности же эти скорости еще ниже, так как последние километры пути проходят по грунтовым дорогам, а то и вовсе по тотальному бездорожью.

Кроме того, проблему представляет логистика артиллерии: применение дальнобойных артиллерийских систем и РСЗО значительно отдалило от линии соприкосновения основные склады артиллерийского снабжения, которые теперь находятся минимум в 100-200 км от полевых позиций артиллерии. Дальнейшее снабжение приходится вести колесным автотранспортом, с теми же ограничениями по пропускной способности дорожной сети и неподготовленного ландшафта.

В случае же авиации боевой радиус фронтовых бомбардировщиков позволяет снабжать их боеприпасами непосредственно по железной дороге, без промежуточных складов, на аэродромах базирования. Кроме того, авиация может практически мгновенно концентрировать удары в произвольной точке фронта, тогда как для артиллерии нужен долгий процесс переброски и сосредоточения.

Главное преимущество авиации – это именно возможность маневрировать огневым воздействием, обрушивать многие сотни и даже тысячи бомб за день на узкий сектор фронта. Возможность по решению командования создавать «местность смерти» в любом месте по твоему выбору. Сегодня – здесь, а завтра – в другом месте, в тысяче километров от первого.

Ну и, наконец, значительно отличается мощность авиабомбы и артиллерийского снаряда. Если в стандартном осколочно-фугасном артиллерийском снаряде калибра 152 мм находится около 7 кг взрывчатого вещества (ВВ), то в самой маленькой авиабомбе ФАБ-250 – уже 122,5 кг.

Нетрудно посчитать, что даже по количеству ВВ авиабомба превосходит артиллерийский снаряд в 17,5 раза. Не говоря уже о том, что многие цели, например, заглубленные бункеры или бетонированные огневые точки, можно поразить только авиабомбой – любой артиллерийский обстрел против таких целей малоэффективен.


Таким образом, если посчитать работу российской авиации во время битвы за Авдеевку в виде артиллерийских выстрелов, то получится, что 460 авиабомб (даже если все они были небольшими ФАБ-250) были эквивалентны 8 тыс. стандартных 152-мм артиллерийских выстрелов. Учитывая то, что часть бомб, сброшенных на позиции ВСУ в Авдеевке, были ФАБ-500 и даже ФАБ-1500, речь может идти и об эквиваленте 10-12 тыс. артиллерийских выстрелов в сутки.

Неудивительно, что под таким мощнейшим воздействием с небес украинский фронт в Авдеевке, которая была самым мощным укрепрайоном ВСУ в Донбассе, просто рухнул. Сегодня, в день второй годовщины начала спецоперации, на наших глазах рождается оружие победы. Судя по всему, это будут именно авиабомбы с УМПК.

..............