Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.
10 комментариевКак космическая отрасль возрождается после катастрофы
Кризис космической отрасли России виден невооруженным глазом. Жалобы главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина на почти полное отсутствие у отрасли современного оборудования мало кого удивляют. Однако есть целый ряд признаков того, как обновляются космические предприятия, меняется их организационная структура и появляется надежда на обновление.
Прежде всего – кризис космической отрасли возник не сегодня и не вчера. Еще тридцать лет назад экономическая реформа Горбачева–Ельцина остановила заводы и фабрики, оставила без дел КБ и НИИ. Космическая промышленность выживала как могла – искала частных инвесторов, зарабатывала деньги на космических туристах. В те годы зарплат в отрасли хватало лишь на предметы первой необходимости да на хлеб с картошкой.
И вот сегодня нам говорят, что в космической отрасли все крайне запущено. Что более 80 процентов производственного оборудования – старье, что у предприятий и КБ миллиардные долги, а зарплаты там курам на смех. Весь мир видит, как падают наши ракеты и не взлетают наши космические корабли.
В мае 2015 года нынешний глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, будучи вице-премьером, курирующим ВПК, заявил в интервью телеканалу НТВ: «Оборонный комплекс мы всерьез начали реформировать три года назад, а космическая отрасль, к сожалению, начала реформироваться лишь полтора года назад (то есть где-то в начале 2014-го – прим. ВЗГЛЯД). Поэтому в авиации мы сейчас не можем себе представить создание новых самолетов без их цифровых моделей, а в Роскосмосе каждое бюро до сих пор работает на кульмане с карандашом в руке». Припоминается и комментарий Рогозина на его странице в Twitter в августе 2012-го: «Пока у нас самому молодому директору предприятия Роскосмоса будет 62 года, марсоходы нам будут только сниться, а «Фобосы» будут падать в грунт».
И вот теперь наконец можно обозначить, каким образом космическую отрасль пытаются возродить из той катастрофы, в которую ее в свое время погрузили реформы Горбачева и Ельцина.
Обновление структуры и оборудования
В отрасли идет не только обновление оборудования, но и смена поколения. Причем не только рабочих и ИТР, но и высшего звена. То на одной, то на другой космической фирме меняется руководство. Из последних кадровых перестановок – назначение генеральным директором самарского АО «РКЦ Прогресс» 48-летнего Анатолия Баранова.
Вновь на Байконуре готовится к полету космический корабль «Союз МС-11». Пытаются возродить в отрасли культуру производства и поднять заработную плату. Идет на предприятиях техническое перевооружение – вместо допотопного станочного парка появляются роботизированные обрабатывающие комплексы, модернизируются производственные линии.
Этим, например, может похвастаться флагман отрасли – Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» имени академика С.П. Королева. Ее бывший гендиректор Виталий Лопота еще в 2014 году рассказывал, что на техническое переоснащение за прошедшие семь лет израсходовано около пяти миллиардов рублей. Он подчеркивал, что удалось «расширить узкие места и выйти в критически важных производственных звеньях на мировой технологический уровень». «Если раньше для производства корпуса стыковочного агрегата кораблей «Прогресс» и «Союз» предусматривалось 60 технологических переходов общей продолжительностью десять с половиной месяцев, то после внедрения новой роботизированной техники укладываемся в четыре технологических перехода, а весь цикл длится полмесяца», – утверждал Лопота.
- Путин одобрил новый масштабный космический проект России
- Россия анонсировала новую лунную программу
- Почему космическая отрасль погрязла в халтуре
Пришлись ко двору и роботизированные агрегаты, сделанные в Германии специально для «Энергии». Если раньше на изготовление каждой многократно изогнутой трубки сложной конфигурации уходил целый рабочий день, то теперь с помощью этих станков – всего полторы минуты. И такого суперсовременного оборудования в цехах «Энергии» теперь немало – японские фрезерные и фрезерно-сверлильные роботизированные комплексы, автоматические токарные обрабатывающие центры, рентгеновский томограф для неразрушающего контроля собранных изделий.
Одной из проблем «Энергии», которую недавно озвучил новый гендиректор Сергей Романов, является структура предприятия. Она непропорциональна – в ней производственный блок занимает далеко не лидирующее место. По мнению Романова, создано много подразделений – они малочисленны, имеют громкие названия, но фактически ничего собой не представляют. «Сотрудники это видят, понимают и чувствуют, – утверждает новоиспеченный руководитель РКК. – Есть очень большие перекосы в заработной плате. Поэтому сейчас необходимо сделать нормальную рабочую и, главное, управляемую структуру».
Миллиарды на реконструкцию
Серьезно занимаются реформированием производства и в Научно-производственном объединении «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко. Только в этом году на реализацию плана технического развития направлено более четырех миллиардов рублей.
Здесь в 2018 году дан старт двум очень важным проектам. Первый – это перевооружение и повышение технического уровня опытного производства, а второй – модернизация стендовой базы научно-испытательного комплекса (НИК). В ходе реализации первого проекта появятся отдельная линия для изготовления трубопроводов и общий электроэрозионный участок. Проект модернизации основного производства рассчитан на несколько лет, а его общий бюджет составляет порядка 10 млрд рублей.
«Наша цель – получить компактное, логически построенное производство, способное решать любые задачи мирового уровня, – подчеркивает главный инженер НПО Александр Бибичев. – Этому будет способствовать и обновление стендовой базы НИКа. На этот проект, реализация которого продлится несколько лет, выделено около семи миллиардов рублей». Модернизация НИКа очень важна, потому что с начала 2019 года НПО «Энергомаш» должно приступить к испытанию агрегатов нового двигателя РД-171МВ.
Помимо этого в НПО занимаются вопросами качества – внедряют информационную систему управления ресурсами предприятия и технологию цифрового проектирования и производства. «Эти инструменты позволят существенно повысить качество управления и технологических процессов», – говорит гендиректор НПО «Энергомаш» Игорь Арбузов. Добавим, что в двигателях РД-191 планируется осваивать технологию изготовления агрегатов с применением 3D-печати.
Космическая отрасль перевооружается
В ракетной технике без сварки не обойтись. На Красноярском машиностроительном заводе внедрен АЭЛТК-135/455 – автоматизированный экспериментальный лучевой технологический комплекс. В установке реализована новая кинематическая система. Манипулятор с электронно-лучевой пушкой позволяет выполнять сварные швы сложной конфигурации. Установка полностью автоматизирована, что требует иного подхода к работе сварщика – его труд стал более интеллектуальным. Теперь задача работника – правильно соединить изделия для сварки, выставить режим и задать координаты.
«Мы приобретаем современное дорогостоящее оборудование, поэтому возрастают и требования к персоналу, который будет на нем работать. Подбор, обучение и переподготовка специалистов – одна из важных и актуальных задач», – говорит гендиректор АО «Красмаш» Александр Гаврилов.
Заметными темпами идет техническое перевооружение и в Государственном ракетном центре имени академика В.П. Макеева.
«Мы вкладываем значительные средства в реконструкцию и автоматизацию процессов, потому что без всего этого сложно поднять производительность труда,
– говорит генеральный директор – генеральный конструктор ГРЦ, академик РАН Владимир Дегтярь. – На предприятии модернизируются корпуса, поставляется новейшее испытательное и технологическое оборудование».
И еще несколько деталей напоследок. В Научно-производственном объединении имени С.А. Лавочкина создали первую в отрасли окрасочно-сушильную камеру (ОСК) для нанесения теплозащитных покрытий на крупногабаритные изделия ракетно-космической техники. А Воронежский механический завод – производитель двигателей для РН «Протон» и «Союз» – приобрел для механического цеха два импортных токарных станка с ЧПУ. Стоимость каждого 17 млн рублей.
Вроде мелочь, но из таких мелочей складывается общая картина того, что сегодня творится в ракетно-космической отрасли. Ее глава Дмитрий Рогозин много раз сетовал на катастрофическое положение подведомственных ему предприятий. Он, правда, пообещал: «Несмотря на то, что производственные фонды Роскосмоса сильно устарели и современное оборудование составляет не более 13% – это вопрос только денег. Станки мы поменяем, люди готовы, энтузиазма очень много».
Но вопрос с денежными средствами остается открытым. Как недавно заявил глава Счетной палаты Российской Федерации Алексей Кудрин, Роскосмос является рекордсменом по масштабам финансовых нарушений и речь идет о миллиардных хищениях. Правда, в госкорпорации уточнили, что озвученные данные относятся к 2017 году, и призвали дождаться публикации нового отчета – за тот период, когда Роскосмосом руководит новая команда.