Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

12 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
12 июля 2017, 08:12 • Общество

Забастовка врачей превратила население Латвии в заложников

Забастовка врачей превратила население Латвии в заложников
@ Fabrizio Bensch/Reuters

Tекст: Илья Белкин,
Латвия

В Латвии, к системе здравоохранения которой есть множество претензий, проходит забастовка семейных врачей. Именно они составляют становой хребет местной медицины – попасть на прием к любому специалисту можно только по их направлениям. Стачка вогнала население в панику, однако сочувствовать «семейникам» оно по ряду причин не спешит.

«Семейники» в ссоре с правительством уже давно. В минувшем мае Латвийская ассоциация семейных врачей предложила минздраву сформировать двустороннюю «комиссию по примирению», чтобы добиться выполнения своих требований. Как предупредила тогда руководитель ассоциации Сармите Вейде, если такая комиссия не будет создана и соглашение не будет достигнуто, врачи будут бастовать – и свою угрозу они, как мы видим, реализовали.

«Они еще больше наглеть начнут»

Заметьте, медики пока единственные, кто хоть как-то стал отстаивать свои права

Одно из требований семейных врачей заключается в увеличении госфинансирования с нынешних 1,25 евро за пациента на 30% ежегодно в последующие три года. Аналогичное увеличение должно произойти с зарплатами медсестер. Среди других условий – увеличение тарифов на манипуляции, производимые семейными врачами (например, введение вакцин, обработка ран, профилактические осмотры пациентов) не менее чем на 45% не позже чем в 2018-м.

Со своей стороны минздрав предлагает повышение зарплат всем врачам с 886 до 1049 евро (до уплаты налогов) в том же 2018-м, но «семейникам» такое предложение не нравится. Например, потому, что другим врачам, работающим в стационарах, доплачивают за работу в ночное время, то есть возможности для заработка у них больше. «Мы информировали министерство здравоохранения о том, что объем работы вырос, что новая медицинская реформа, которая планируется, также увеличит нашу нагрузку. В то же время наши ресурсы остаются прежними. Плана повышения зарплат для семейных врачей, для медсестер, помощников врачей, которые у нас работают на практике, нет. В результате мы не можем делать ту работу, которую для нас предусмотрели государственные учреждения», – подчеркнула Вейде.

Идею создания «примирительной комиссии» Минздрав отверг, и большинство членов ассоциации проголосовали за забастовку. Вейде заранее предупредила, что в ее условиях «острым» пациентам придется вызывать скорую или обращаться напрямую в приемные отделения больниц. И что забастовка продлится до тех пор, пока правительство не исполнит требования врачей. «Во время забастовки оставшиеся в практиках медсестры и помощники врачей станут разъяснять жителям забастовочные требования и оказывать минимальную помощь», – резюмировала глава ассоциации.

В первый же день забастовки – 3 июля – глава правления Латвийского общества больниц Евгений Калейс оповестил нацию, что медучреждения не справляются с наплывом пациентов, лишившихся семейных докторов. Население, разумеется, взвыло, но власти реагировать не спешили. «650 врачей принимают участие в забастовке. Врачи спокойны, пока нет никаких инцидентов в связи с пациентами. Никто – ни министерство здравоохранения, ни правительство – пока никак не отреагировал. Мы готовы идти на переговоры. Так что мы ждем какого-либо письма или приглашения, но пока ничего нет», – сообщила Вейде уже на следующий день

В большинстве своем пациенты не спешат проникнуться сочувствием к семейным врачам. «Они и без того уже достаточно капризны. Заботиться о здоровье пациентов им надо, а не бастовать. Если забастовка, то закрывай кабинет и езжай в Ригу бастовать, а не сиди и отказывай людям, – возмущается проживающий в местечке Гавиезе инвалид второй группы Янис, которому не удалось получить направление на обследования. – У меня высокое давление. А если у меня удар произойдет? Что тогда?! У меня пенсия в три раза меньше, чем у них зарплата, а они недовольны. Поднимут им зарплаты, так они еще больше наглеть начнут. Только цену себе набивают».

«Такой формы протеста еще не было»

Так у расколотого по этническому признаку латвийского населения отыскался общий повод для негодования – поведением «семейников» возмущены и латыши, и русские. «Почему нас всех волнует зарплата врачей-семейников? Ведь все недовольны самой системой здравоохранения в нашей державе. Зачем мне нужна платная прокладка между мной и врачом-специалистом? Я сам прекрасно знаю, что мне нужно после ушиба к хирургу, если плохо со зрением – к окулисту, что-то от любви – то к венерологу. В советское время все так и было, а сегодня из семейного врача сделали шлагбаум, за прохождение которого нужно платить 1,42 евро (стоимость амбулаторного приема у семейного врача в Латвии – прим. ВЗГЛЯД)», – жалуются пациенты в соцсетях.

Значительно меньше тех, кто заступается за бастующих: «Айболит только в сказке. В реальной жизни – реальные люди, которые потратили десять лет своей жизни на учебники, семинары, практики, лекции, бессонные ночи. Они вправе рассчитывать на адекватный заработок – и да, я полагаю, идя учиться в медицинский вуз, многие на это и рассчитывали, а не только по «зову сердца». А почему бы и не рассчитывать, если мозги есть, и ты согласен потратить на учебу свои лучшие годы? И, заметьте, медики пока единственные, кто хоть как-то стал отстаивать свои права».

#{ussr}Политики в большинстве своем воздержались от однозначных высказываний – за или против. Четкую позицию не побоялась высказать только Социалистическая партия Латвии:

«Губительный неолиберальный курс, взятый на вооружение более четверти века назад, привел систему здравоохранения к краху. Катастрофические показатели ВИЧ-инфицированных, больных дифтерией и гепатитом С, высокая смертность рожениц, недоступность для большинства населения квалифицированной своевременной медицинской помощи сочетаются с массовым отъездом медперсонала за рубеж, уходом высококвалифицированных специалистов в сферу платных медицинских услуг, все ухудшающимися условиями труда. При этом правящая коалиция находит средства для все увеличивающегося военного бюджета, спасения частных банков и содержания непомерно раздутого чиновничьего аппарата. А населению и медикам предлагается «еще немного подождать», «поучаствовать» в спасении остатков разгромленной медицины через увеличение налогового бремени. Видя всю безысходность ситуации и невозможность добитьcя увеличения финансирования путем бесчисленных предложений и переговоров с министерством здравоохранения, семейные врачи были вынуждены пойти на самые решительные и радикальные меры – объявить бессрочную забастовку. Такой формы протеста не было в новейшей истории Латвии!»

Один из забастовщиков – Ансис Дзалбс, занимающийся практикой в деревне Стальгене в Елгавском крае, в эфире «Латвийского Радио» попытался объяснить обоснованность требований ассоциации на личном примере. Ближайшая больница для жителей его деревни находится в Елгаве, поэтому Дзалбсу самому приходится и накладывать гипс, и зашивать раны (на повышении стоимости таких манипуляций, среди прочего, и настаивают медики). «Проще и дешевле было бы этого не делать. Легче дать направление в больницу – и все. Пока я это делаю, я остаюсь в проигравших. Визит к пациенту старше 80 лет – и государство за эту услугу мне платит 2 евро 85 центов. Данная сумма не предполагает ничего, ни машину, ни амортизацию», – жалуется сельский врач. 

При этом Дзалбс подчеркнул, что из 11 человек, с которыми он учился в медицинском вузе, к сегодняшнему дню в Латвии остались только двое – сам Дзалбс и его коллега-дерматолог. Остальные отправились трудиться в страны с более высокими заработками. Это характерная история, прекрасно иллюстрирующая ситуацию с латвийской медициной в целом.

Село против города

В конце прошлой недели власти наконец-то отреагировали на забастовку, и семейные врачи решили принять предложение премьер-министра Мариса Кучинскиса о встрече. Дискуссия получилась ожесточенной и проводилась на повышенных тонах. «Мы ждем от премьера письменных предложений. Тогда забастовочный комитет еще раз их обсудит, решит, насколько приемлемы компромиссы, и даст премьеру ответ», – сказала Сармите Вейде по итогам встречи. Однако взаимопонимания не удалось достичь и на этот раз, потому врачи объявили – забастовку продолжат! 

Правда, не все из них: те «семейники», что трудятся в сельской местности, согласились вернуться на работу, к огромной радости местных жителей. «До сегодняшнего дня мы поддерживали забастовку, наши требования совпадали. Но мы смогли найти компромисс по документу, который предложил Кучинскис... Все понимают, что такие дела не делаются за один день. До сентября мы будем проводить переговоры», – рассказала глава Ассоциации сельских семейных врачей Лига Козловска.

В свою очередь их городские коллеги объявили, что прекратят забастовку всего на один день – в среду, 12 июля. Таким образом, забастовочный комитет проводит акцию «Правительство тянет, врачи делают». «Этой акцией семейные врачи хотят поблагодарить пациентов за поддержку в то время, когда правительство тянет с выполнением требований врачей», – сказал член правления Ассоциации семейных врачей Паулс Принцис.

Но в четверг стачка возобновится. А решения, которое устроило бы всех, пока даже не просматривается.

..............