Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

5 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

5 комментариев
23 сентября 2015, 12:17 • Общество

Фигуранта дела о гибели ХК «Локомотив» осудили и сразу амнистировали

Фигуранта дела о гибели ХК "Локомотив" осудили и сразу амнистировали

Фигуранта дела о гибели ХК «Локомотив» осудили и сразу амнистировали
@ Владимир Смирнов/ТАСС

Tекст: Иван Чернов, Роман Крецул

В ярославском суде в среду был оглашен приговор по делу об авиакатастрофе 2011 года, в которой погибли игроки местного ХК «Ломокотив». На скамье подсудимых находился только один человек – бывший замдиректора авиакомпании «Як Сервис» Вадим Тимофеев, позволявший летчикам летать, несмотря на их неподготовленность. Фигуранта признали виновным, однако тут же амнистировали в честь 70-летия Победы.

Попал под амнистию

Суд приходит к мнению о доказанности вины Тимофеева в объеме, изложенном в обвинительном заключении

Ярославский районный суд в среду сначала приговорил, а затем сразу же амнистировал главного и единственного фигуранта по делу о гибели хоккейной команды «Локомотив».

«Суд приходит к мнению о доказанности вины Тимофеева в объеме, изложенном в обвинительном заключении», – огласил приговор судья, передает РИА «Новости».

Бывший заместитель генерального директора по организации летной работы авиакомпании «Як Сервис» Вадим Тимофеев был признан виновным в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ч. 3 ст. 263 УК РФ).

Согласно приговору, Тимофеев должен был бы провести пять лет в колонии-поселении, однако сразу же стало известно, что он останется на свободе. «Освободить его от наказания в связи с амнистией, приуроченной к 70-летию Победы, и снять судимость», – пояснил судья.

Сам Вадим Тимофеев уже намерен оспорить приговор и добиваться полного оправдания. Комментируя решение суда, он поблагодарил родственников погибших за поддержку (они просили не приговаривать его к реальному сроку): «Спасибо пострадавшим, что, пережив такое горе, их сердца не стали черствыми», – сказал он, отметив, что родственники погибших всегда его поддерживали.

В свою очередь его адвокат Ольга Морозова заявила, что ее подзащитный должен был быть оправдан. «Сам факт признания вины мы будем обжаловать», – отметила она.

Как указано в приговоре, Тимофеев, отвечавший за организацию летной работы авиакомпании, знал, что командир разбившегося впоследствии самолета не прошел необходимую квалификационную проверку, поэтому не мог осуществлять полет. «Это не позволило выявить ошибки его техники пилотирования», – считает судья. Соответствующую проверку пилот должен проходить раз в год, а в начале карьеры – раз в полгода.

В приговоре также процитированы показания одного из свидетелей о том, что сведения о полетах вносились специальной ручкой с корректором, таким образом, фамилию пилота можно было стереть и записать другого.

При этом судья, признавший Тимофеева виновным, исключил из приговора обвинение в том, что тот не организовал пилотам тренировки режима сваливания самолета. «Тренажер морально устарел: за 25 лет он ни разу не обновлялся. Ни один тренажер не позволяет отработать режим сваливания, а в жизни такая тренировка слишком опасна, можно подготовиться только теоретически», – сказано в приговоре.

Судья также отклонил иски, заявленные владельцем самолета – Центром имени Хруничева (на 17,6 млн рублей) и ХК «Локомотив» (на 3 млн рублей) за утраченные инвентарь и экипировку. Судья указал, что, во-первых, подсудимый – ненадлежащий ответчик, а во-вторых, ответственность была застрахована.

Далеко идущие выводы следствия

Официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин также прокомментировал приговор. Его заявление размещено на сайте СК.

«Следствием и судом установлено, что Тимофеев, являясь в силу выполняемой работы и занимаемой должности лицом, обязанным соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, отвечал за организацию летной работы, поддержание квалификации летного состава, повышение их профессионального уровня, организацию тренировок и квалификационных проверок пилотов. Кроме того, именно Тимофеев обладал правом допуска экипажей к полетам и правом отстранения в случае их ненадлежащей квалификации», – сообщил представитель следствия.

По словам Маркина, для объективной оценки случившегося следствию понадобилось три года, в течение которых было проведено большое количество экспертиз, проанализированы тысячи страниц различных документов, допрошено несколько сотен свидетелей. «Результатом всего этого стало не только твердое утверждение в том, что причиной авиакатастрофы стали именно ошибки пилотов, но и то, что стояло за этими ошибками и послужило причиной их совершения. Следователи установили причинно-следственную связь между ошибками экипажа при эксплуатации судна и подготовкой этого экипажа, за которую отвечал именно Тимофеев», – подчеркнул Маркин.

По словам представителя следствия, именно Тимофеев «закрывал глаза» на то, что члены экипажа Як-42 пропускали занятия по теоретической и практической подготовке, на которых и отрабатывались в том числе нештатные ситуации. Кроме того, обвиняемый «и до этой катастрофы допускал к полетам того же пилота, и ранее совершавшего ошибки при эксплуатации самолета, которые до поры до времени не становились трагическими».

«Именно Тимофеев должен был анализировать ошибки и делать определенные выводы – либо отстранять пилота, либо работать над ошибками. Ничего этого сделано не было, и, допустив экипаж к полету 7 сентября 2011 года, по всей видимости, он так же, как и всегда, надеялся на авось», – добавил Маркин.

«Но ведь авиация – это не та сфера нашей жизни, где на это можно постоянно надеяться и рано или поздно не поплатиться за это. Именно отсутствие должной практики пилотирования подобного типа самолетов, растерянность и несогласованность действий экипажа, которые, кстати, тоже при должной подготовке не могли бы возникнуть, привели к тому, что нештатная ситуация оказалась трагической не только для самого экипажа, но и для всех пассажиров этого самолета», – отметил официальный представитель СК.

Также Владимир Маркин назвал и первопричины «частых происшествий в нашей гражданской авиации». Он увидел их в несовершенстве законодательства. «Сегодня контрольно-надзорные полномочия соответствующих органов фактически отодвинуты на обочину, что не позволяет им эффективно проводить профилактическую работу в гражданской авиации. Нет и четких критериев оценки работы авиакомпаний. Ведь тот же «Як Сервис» проверялся за три месяца до катастрофы, и с формальной точки зрения не к чему было придраться. Все это говорит о том, что в настоящее время назрела необходимость совершенствования законодательства в этой сфере. И вот это уголовное дело, кстати, первое в российской следственной практике, когда перед судом предстало должностное лицо, находившееся в момент катастрофы на земле, полностью подтверждает этот вывод», – заключил он.

Мнение адвоката

Как рассказал газете ВЗГЛЯД адвокат Игорь Трунов, представляющий на процессе по делу о гибели игроков ХК «Локомотив» сторону потерпевших, амнистия не оправдывает Тимофеева.

«Он по-прежнему виновен, суд признал, что он совершил правонарушение. Просто от наказания за это его освободила амнистия, – отметил он. – Я как представитель потерпевших согласен, что часть вины, наверное, есть на этом человеке, но авиакатастрофа – это всегда комплексная проблема, а не отдельно взятое правонарушение отдельного лица. Самолет упал и из-за некачественной подготовки экипажа, и из-за запущенности ситуации внутри авиакомпании».

По мнению Трунова, «грешит неточностями и пробелами» и заключение Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по катастрофе. «Мы не согласны с тем, что вину списали на сегодняшнего подсудимого и погибших летчиков. Есть ощущение, что суд назначил довольно-таки либеральное наказание для «стрелочника», который отделался легким испугом. Но у авиакомпании есть директор, есть владелец, не очень понятно, почему они не сидели рядом с Тимофеевым», – отметил он.

Также адвокат признался, что у него есть сомнения в технической исправности самолета, на что суд не обратил внимания. «Один из двигателей, по всей видимости, отказал, и самолет начал заваливаться. Причем на этой высоте тормоза вообще не работают, так что версия следствия о том, что летчики неправильно жали на тормоза, на мой взгляд, не выдерживает никакой критики», – заметил он.

В обжаловании нынешнего судебного решения Трунов пока не видит большого смысла, поскольку конкретно к Тимофееву у защиты потерпевших новых претензий нет.

Также юрист отметил, что снятие судимости с Тимофеева вслед за объявлением амнистии является не самой обычной практикой. «Снятие судимости – это отдельная история, она снимается в зависимости от тяжести преступления. Каждая амнистия может оговаривать отдельные условия. Нынешняя амнистия – одна из самых широких, охватывающая разные преступления. Судья поступил в соответствии с законодательством», – отметил он.

При этом на реабилитацию Тимофеев пока не претендует. Если он согласится на амнистию, он по-прежнему будет оставаться виновным, но только амнистированным. Для реабилитации нужно, чтобы человек был невиновным и не признающим своей вины.

Суд да дело

Напомним, Тимофеев был единственным фигурантом громкого дела об авиакатастрофе, в которой погибли игроки ХК «Локомотив».

25 августа прокуратура попросила для него шесть лет колонии. В надзорном ведомстве считали, что он не организовал прохождение погибшим экипажем курсов повышения квалификации, из-за чего их действия были не согласованы. В частности, Як-42 не смог вовремя оторваться от полосы, так как пилоты непроизвольно жали на тормоз. При этом установить, кто именно из пилотов нажал на тормоз, так и не удалось.

Гособвинение считало несостоятельными все другие версии крушения, в том числе неправильную центровку груза. По версии обвиняемого, именно неправильная центровка стала одной из причин авиакатастрофы.

Эксперты Межгосударственного авиационного комитета отмечали, что катастрофа произошла из-за неумышленного нажатия на тормоза пилотами во время взлета. Самолет, проехав по взлетной полосе более 2,5 км, выкатился за ее пределы и, оторвавшись от земли, сбил курсовой маяк, после чего упал и загорелся.

Як-42 с хоккейной командой «Локомотив», направлявшейся из аэропорта Туношна Ярославской области в Белоруссию на матч с минским «Динамо», потерпел крушение 7 сентября 2011 года. На борту самолета находились 45 человек, в том числе 26 хоккеистов команды. После катастрофы выжил лишь инженер по эксплуатации Александр Сизов.

В октябре прошлого года Следственный комитет России заявил о завершении расследования дела о крушении самолета в отношении бывшего заместителя генерального директора по организации летной работы авиакомпании «Як Сервис» Вадима Тимофеева.

..............