Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

5 комментариев
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

6 комментариев
18 февраля 2015, 16:15 • Общество

Минобрнауки выступило против перегрузки детей домашними заданиями

Минобрнауки выступило против перегрузки детей домашними заданиями
@ Валерий Титиевский/РИА "Новости"

Tекст: Иван Чернов

В Минобрнауки предложили на законодательном уровне прописать время, отводимое ученикам на домашние задания: для младших классов – не больше полутора часов, для старших – трех с половиной. «Чем хуже учитель и чем менее он профессионален, тем больший объем домашнего задания он задает», – отмечают эксперты, но добавляют, что на практике подобные ограничения не помешают учителям сваливать часть своей работы на родителей школьников.

Чиновники Министерства образования намерены на законодательном уровне закрепить количество часов, отводимых школьникам на домашнюю работу, следует из проекта приказа, который ведомство вынесло на общественное обсуждение.

Чем хуже учитель и чем менее он профессионален, тем больший объем домашнего задания он задает

Согласно изменениям, которые планируется внести в «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам», «необходимо учитывать, что объем домашних заданий по всем учебным предметам должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали: во 2–3 классах – полтора часа, в 4–5 классах – два часа, в 6–8 классах – два с половиной часа, в 9–11 классах – до трех с половиной часов», говорится в проекте нормативного акта.

В нем также отмечается, что учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день, передает ТАСС.

«В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний учащихся и домашних заданий», – подчеркивается в проекте приказа Минобрнауки.

Этап общественного обсуждения проекта приказа продлится до 3 марта.

Как рассказал газете ВЗГЛЯД народный учитель России, директор Центра образования № 548 «Царицыно» города Москвы Ефим Рачевский, время выполнения домашних заданий в школах уже ограничено санитарно-гигиеническими нормами, и как раз теми рамками, что предлагают в Минобрнауки.

«Единственное, теперь можно будет включить и административный ресурс, еще и наказывать. В СанПиНе не прописаны меры наказания, кого казнить и за что. Но вообще-то, если нарушаются эти нормы, уже сейчас вполне может вмешаться Роспотребнадзор. Просто народ безмолвствует. А инициатива Минобрнауки хорошая, в принципе, я ее поддерживаю», – отметил он.

По словам Рачевского, «чем хуже учитель и чем менее он профессионален, тем больший объем домашнего задания он задает».

Что же касается выходных и каникул, вопрос о домашнем задании на это время остается на усмотрение управляющих советов школ. «Это не регламентировано пока никем. Пусть министерство издаст запрещающий указ, если хочет, – предложил Рачевский. – В школе, где я работаю, например, запрещено до седьмого класса включительно давать задания на выходные».

Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович рассказал газете ВЗГЛЯД, что жалобы на перегруженность школьников он не раз слышал на встречах с детьми и родителями, однако никогда не получал письменных претензий в адрес конкретного учителя по этому поводу.

«Все не так просто, – считает он. – Например, детские психологи и возрастные физиологи говорят, что недогруз детей – гораздо более серьезная проблема, чем перегруз. Я, руководствуясь своим более чем 30-летним педагогическим опытом, могу сказать, что дети прекрасно умеют фильтровать, а если бы они выполняли абсолютно все задания, какие даются в школах, наверное, они бы до школы не дошли просто на следующий день. Они что-то делают, а где-то себя ограничивают и т.д. Потому что, конечно, перегруз заданиями есть, и большой».

Бунимович также рассказал о проблеме «старательных детей», которые всегда стараются выполнить все: «Во-первых, это, конечно, отражается на их здоровье. А во-вторых, меня всегда беспокоило в таких детях то, что по окончании школы, в отличие от других выпускников, непонятен их будущий путь, непонятно, что им на самом деле нравится. Привычка выполнять все до конца, может, и полезная в чем-то. Но она не дает им возможности вовремя определиться».

Также защитник прав детей отметил, что подобные инструкции и ограничения, о которых сейчас задумались в Минобрнауки, и раньше периодически появлялись, как в советское, так и в постсоветское время.

«Это совсем не новая инициатива, – убежден он. – Проблема в другом: подобные ограничения раньше не соблюдались. И как это сделать? Стоять родителю над ребенком с секундомером?»

По словам Бунимовича, полезной эта инициатива может быть только вкупе с более современными средствами контроля, например, электронными дневниками.

В свою очередь «Лучший учитель России – 2007», преподаватель математики из Петербурга Дмитрий Гущин рассказал, что много детей действительно перегружены, особенно в статусных учебных заведениях. «И если часть домашних заданий будет задаваться не обязательно, а добровольно, по желанию, я не вижу тут никакой проблемы», – отметил он.

Наконец, председатель Ассоциации родительских комитетов и сообществ России Ольга Леткова рассказала газете ВЗГЛЯД, что ситуация в школах еще более сложная, чем кажется на первый взгляд. Дети не просто перегружены заданиями, а вынуждены вместо вечернего отдыха делать их дома вместе с поздно возвращающимися домой родителями, хотя по крайней мере часть уроков должны выполнять с ними учителя в школе.

«Некоторое время назад вступил в силу закон об образовании, который сделал содержание в образовательных организациях, в группах продленного дня платным. На официальном уровне это всячески опровергается, но во всяком случае в Москве это так, и из других регионов мне сообщают о том же. А поскольку плата идет только за содержание детей в школе в определенное время, в продленке о выполнении ими там домашнего задания речи обычно не идет. Таким образом, школы не выполняют своих обязательств», – заключила она.

На новое постановление Минобрнауки, если оно появится, представитель российских родителей большой надежды не возлагает: «Из него, по сути, следует только одно: вы сейчас не делаете домашнее задание в школе, так и не делайте его дальше».

«И нельзя все измерять только временем выполнения, – убеждена Леткова. – Кстати, не очень понятно, для кого оно установлено? Для тех, кто задает домашнее задание? Для школ? Для родителей? Но если для них, то они сами разберутся, сколько времени потратить. А если речь идет об объеме задаваемого материала, нельзя не сказать о том, что сами существующие учебные программы перегружены ненужной детям информацией. Словом, нужна сбалансированная система, но ее нет. В младших классах многих школ, например, на русский язык отводится всего один урок в неделю, а на иностранный – два, три или четыре».

Леткова также рассказала, что есть не менее радикальная позиция – отменить домашнее задание в школах в принципе. Однако такой подход, на ее взгляд, также неверен, поскольку дети не научатся самостоятельно работать. Кроме того, нужно будет думать, чем загрузить ребенка вместо этих уроков.

Добавим, что еще в сентябре 2013 года первый заместитель министра образования и науки России Наталья Третьяк сообщила, что домашние задания в школах фактически могут отменить. «Действующая норма закона предполагает возможность, если так решит образовательное учреждение и родители учеников, не использовать практику домашних заданий», – отмечала она.

Но затем от столь радикальных перемен все же было решено отказаться.

До этого с предложением отменить домашние задания для старшеклассников выступили учителя одной из московских школ.

..............