Деловая газета «Взгляд»
http://www.vz.ru/society/2013/7/1/639511.html

Сами можем

Российский ОПК готов к созданию авианесущих кораблей

1 июля 2013, 20::15


В Объединенной судостроительной корпорации заявляют, что российские предприятия готовы строить авианесущие корабли. Свидетельством тому является глубокая модернизация авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» для ВМС Индии. Эксперты не сомневаются, что Россия обладает необходимыми технологиями и специалистами, но отмечают, что цена вопроса очень высока.

Российская промышленность в состоянии строить авианесущие корабли, заявил в понедельник директор департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации Анатолий Шлемов. По его словам, это подтверждает опыт северодвинского предприятия «Севмаш» по глубокой модернизации тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков».

«Могу заверить, что предприятия ОПК России принципиально готовы к покорению этой технологической и организационной высоты», – сказал Шлемов, слова которого приводит ИТАР-ТАСС.

«С точки зрения ВМФ этот вопрос для такой крупной морской державы, как Россия, концептуальный. Многие ученые, имеющие отношение к отечественному флоту, считали и считают, что с учетом специфики нашего государства авианесущие корабли нам нужны. К тому же все ведущие морские державы: США, Великобритания, Франция, Индия, Китай, а также Испания и даже Италия – имеют или намереваются иметь в составе своих ВМС авианесущие корабли, то есть общемировая тенденция ясна», – констатировал он.

«Очень интенсивно развивается этот род военно-морских сил в Азиатском регионе. Китай, по сведениям авторитетных источников, очень серьезно занялся этой тематикой. Индия, наш стратегический партнер, обязательно получит в этом году авианосец «Викрамадитья» (под таким именем войдет в состав ВМС Индии «Адмирал Горшков» – прим. ВЗГЛЯД)», – уверен Шлемов.

«Он летом и ранней осенью завершит все оставшиеся ходовые испытания, в том числе испытания совместно с авиакрылом, а затем перейдет в Индию, которая активно готовится к предстоящему событию и уже считает этот мощный корабль флагманом своих ВМС», – сообщил он.

«Что у нас? Это, безусловно, общегосударственная задача. Очень сложный, дорогой, системный проект. И решение о его создании должен принимать не флот, не Минобороны, а именно государство – ввиду сложности разработки и необходимости вложения значительных бюджетных ассигнований», – сказал представитель ОСК.

«Большинство военно-морских специалистов считает, что России необходимы такие корабли, причем не один. Напомню, сегодня у нас есть только тяжелый авианесущий крейсер, который является флагманом Северного флота и всего ВМФ страны. Между тем нужно несколько кораблей такого типа, которые базировались бы и на Северном, и на Тихоокеанском флоте», – сказал он.

По мнению Шлемова, «есть и еще один аргумент в пользу такой уверенности: мы должны сохранить целый род военно-морских сил – палубную авиацию». «Это же лучшие летчики в составе ВМФ и ВВС. Обнадеживает то, что сейчас в районе Ейска создается российский универсальный тренажерный комплекс НИТКА (наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный), который позволит отрабатывать летательные аппараты, проводить боевую подготовку и обучение специалистов и летчиков палубной авиации. Этих людей надо беречь, обеспечивать их дальнейшее развитие и преемственность их опыта», – уверен он.

«Если говорить о перспективе, то серьезная проработка вопроса сейчас ведется институтами Минобороны, предприятиями промышленности и КБ-проектантами. Уточню, именно предварительная проработка, а не разработка», – сообщил Шлемов.

«К сожалению, Государственной программой вооружения, которая утверждена и реализуется, заданий по созданию авианесущего корабля не предусмотрено. Правда, сейчас Военно-промышленная комиссия  России и Минобороны активно работают над госпрограммой вооружения, которая будет исполняться в период 2016–2025 годов. Не исключено, что при наличии определенной политической воли работы по созданию авианесущего комплекса будут конкретизированы, определены и наконец заданы», – сказал он.

«Севмаш – флагман в области подводного кораблестроения России. Опыт, который он получил, – тяжелый, но архиполезный: модернизация и ремонт авианосца «Викрамадитья» стали фактически созданием его с нуля. В России теперь есть предприятие (пусть пока единственное), которое имеет опыт строительства кораблей такого класса», – отметил Шлемов.

«При этом получили дальнейшее развитие бюро-проектанты, активно участвовавшие в техническом сопровождении модернизации. Да и вся задействованная кооперация тоже по ряду направлений восполнила опыт создания кораблей такого класса, который имелся в Советском Союзе до 1991 года, а также разработала новые технологии», – сказал он.

«Если в перспективе «авианосный» вопрос все же будет решен положительно, то пригодится также опыт создания и размещения на корабле различных летательных аппаратов, полученный при формировании авиакрыла для авианосца «Викрамадитья», – сказал представитель ОСК.

«Резюмирую: задача крайне трудная, чрезвычайно затратная, очень длительная по времени и потребует усилий всего ОПК России, поскольку авианосец, наверное, самая сложная система морского оружия», – отметил он.

«Все оборудование, связанное с авиагруппой, вся система, обеспечивающая взлет и посадку, были новыми, сделанными под индийский заказ. Все это испытано и работает, – сказал газете ВЗГЛЯД эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин. – Исходя из этого, Россия в состоянии построить авианосец. Но вопрос строительства – это вопрос распределения ресурсов. Поскольку такой корабль очень дорог, то, если мы беремся за его строительства, от чего-то другого мы должны будем отказаться. Это вопрос большой стратегии и отчасти внешней политики: готовы ли мы отказаться от других возможностей, которые мы могли получить за те же деньги, и вместо этого построить авианосец? И если мы хотим его построить, то какой он должен быть? Насколько я понимаю, какой-то уверенности и окончательной точки зрения у российского руководства на эту тему нет».

«Все зависит от государственной воли, – продолжил эту мысль бывший начальник управления ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ контр-адмирал Вячеслав Апанасенко. – Мы много раз начинали строить с нуля. Напомню, что буквально за 10–15 лет после революции мы построили ко Второй мировой войне флот, и очень приличный. Тогда положение было гораздо тяжелее, мы с нуля начинали, а сейчас мы имеем опыт».

«Это очень дорогая игрушка, – сказал газете ВЗГЛЯД директор программы Центра политических исследований России по обычным вооружениям Вадим Козюлин. – По-моему, они не очень вписываются в военную доктрину России. Да и в бюджет они не очень вписываются. Хотя я уверен, что если будет финансирование, то российская промышленность будет в состоянии произвести, а флот – освоить. Россия многое может потянуть по финансам, даже Сочи. Но исходя из сделки по «Мистралю», мы видим, что это очень серьезная нагрузка на бюджет».

«За последние 20 лет образовалось столько прорех и дыр и на флоте, и повсеместно, что залатывать их такими большими заплатками, наверное, не вполне эффективно», – добавил он.

Контракт по модернизации тяжелого атомного авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» был заключен с Индией в 2004 году. Легкий авианосец «Викрамадитья» после достройки должен стать флагманом ВМС Индии. Корабль построен на основе тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» путем глубокой модернизации.

Контракт предусматривал выделение 974 млн долларов на восстановление и модернизацию авианосца, а также 530 млн долларов на поставку 16 истребителей МиГ-29К и морских противолодочных вертолетов Ка-31 и Ка-27.

Согласно контракту, Индия должна была получить «Викрамадитью» еще в 2008 году, но затем поставку авианосца отложили до 2012 года. Однако в конце прошлого года стало известно, что заказчик сможет получить боевой корабль не раньше 2013 года из-за проблем с котлами и двигателями.

Текст: Роман Крецул